Слово и его лексическое значение
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Эта презентация к урокам русского языка в 3 классе по теме:"Слово и его лексическое значение", УМК "Школа России" к учебникам В. П. Канакиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovo_i_ego.ppt335 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слово и его лексическое значение ГОУ гимназия №399 Г. Санкт-Петербург Учитель начальных классов Бордачева Ирина Алексеевна

Слайд 2

Для изготовления эмблемы команды к празднику осени принести резинку и кисть.

Слайд 3

Прочитайте предложения и назовите значение выделенных слов. Фиалка пустила корень Ученики выделили в слове корень . Кариес поразил корень зуба.

Слайд 4

Составьте предложения со словом « игла», употребив его в разных значениях. Под сосной лежали опавшие иглы. Иглы защищают ежа от врагов. Швея ловко владеет иглой.

Слайд 5

Закончите фразу: «Словарь – это …» «Толковый словарь – это …»

Слайд 6

честный корень (С. 148 – 149)

Слайд 7

Честный – правдивый антонимы Честный – лживый синонимы Определите антонимы и синонимы в указанных парах слов, укажите стрелочкой.

Слайд 8

Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только ______ торт и перец ______. Подберите подходящие по смыслу антонимы и впишите в текст стихотворения.

Слайд 9

Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только сладкий торт и перец горький.

Слайд 10

Сегодня на уроке литературы учитель говорил нам о Пушкине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных им произведениях. Прочитайте текст и определите ошибки, допущенные при составлении текста. Предложите свой вариант текста, заменив повторяющие слова синонимами.

Слайд 11

В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса, - Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? Б. Гольдберг Прочитайте текст стихотворения и назовите слово, которое одинаково произносится и пишется, но имеет разное значение.

Слайд 12

Рассмотрите иллюстрацию и назовите значение слова «коса» в каждом предложении. С. 40, упр. № 75 Коса - полоса суши Коса – заплетённые волосы Коса – сельскохозяйственный инструмент

Слайд 13

Алгоритм определения омонима: Что бы определить является ли слово омонимом, надо: 1.Определить слова , которые одинаково произносятся и пишутся . 2.Выделить графически. 3.Определить лексическое значение каждого слова. а) Если лексическое значение у этих слов разное, но указывает особенность, которая характерна для каждого предмета, то это многозначные слова. Например: У сороки длинный хвост. Пассажиры прошли в хвост самолёта. (Характерная особенность - задняя, конечная часть предмета, оконечность чего-нибудь) б).Если лексическое значение совершенно разное, то это омоним . Например: Дети научились писать ноту соль. Лось любит соль. (1.Определяю слова, которые одинаково произносятся и пишутся. Это слово соль. 2.Определяю лексическое значение каждого слова. Соль - это нота и соль -продукт. 3.Делаю вывод: лексическое значение этих слов совершенно разное, значит, передо мной омоним.)

Слайд 14

Назовите значение слова «омонимы»

Слайд 15

Расскажите алгоритм определения омонима, используя предложение. На берегу озера шустрая норка вырыла уютную норку.

Слайд 16

Можно ли утверждать, что в тексте стихотворения омонимы отсутствуют? Обоснуйте своё мнение. Много разных есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ – скрипичный, завитой, И обычный ключ – дверной.

Слайд 17

Определите значение слова «петрушка», используя толковый словарь. С. 1 53 Составьте и напишите предложения со словом «Петрушка», употребив его в разных значениях. На огороде выросла петрушка. На празднике Петрушка развлекал детей.

Слайд 19

Компьютерный стол, обеденный стол, письменный стол, теннисный стол.

Слайд 20

Назовите значение слова «словосочетание»

Слайд 21

Можно ли утверждать, что «чай посуда» является словосочетанием? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 22

Образуйте словосочетания со словом «альбом», используя любую часть речи. Яркий альбом, альбом для фотографий, нарисовал в альбоме, и т. д.

Слайд 23

Бежал по дороге, бежал дорога, жаркое лето, жаркий лето, книга обложка, книга с обложкой.

Слайд 24

Бежал по дороге , бежал дорога, жаркое лето, жаркий лето, книга обложка, книга с обложкой .

Слайд 25

Чай посуда….. хвойный дерево…. проехал улица….. Образуйте словосочетания с каждой парой слов. Сформулируйте вопрос от главного слова к зависимому. Напишите словосочетания.

Слайд 26

«прямое значение» «переносное значение»

Слайд 27

Прочитайте словосочетания и назовите значение, в котором оно употребляется. Чёрные мысли, мягкая постель, зелёный пиджак, твёрдый характер.

Слайд 28

Можно ли выражение «золотые руки» употреблять в прямом значении?

Слайд 29

Прочитайте каждое предложение, определите выражение, которое употребляется в переносном значении, и подчеркните его. На морозе щёки горят. Плачут на крышах сосульки. Улыбнулись сонные берёзки. Под берёзой вырос гриб.

Слайд 30

Прочитайте каждое предложение, определите выражение, которое употребляется в переносном значении, и подчеркните его. На морозе щёки горят . Плачут на крышах сосульки . Улыбнулись сонные берёзки . Под берёзой вырос гриб.

Слайд 31

«фразеологизм»

Слайд 32

Можно ли утверждать, что выражение « сел в калошу» употреблено в прямом значении? Обоснуйте своё мнение.

Слайд 33

кот наплакал медленно выполнять работу как кошка с собакой очень мало тянуть кота за хвост в постоянной ссоре Прочитайте словосочетания второго столбика и подберите к каждому соответствующий фразеологизм первого столбика. Соедините пары словосочетаний стрелочкой.

Слайд 34

Выпишите из текста с.45, № 85, фразеологизмы, имеющие смысл: «сильно испугался» «очень быстро»

Слайд 35

Подберите к выражению «бездельничать» соответствующий фразеологизм и составьте с ним предложение. Напишите его.

Слайд 36

Подберите к каждому выделенному словосочетанию подходящий по смыслу фразеологизм и напишите предложения. Я пою очень громко. Туристы шли в гору очень медленно. Нельзя на уроке отвлекаться. Слова для справок; затаив дыхание, черепашьем шагом, совать нос, вовсё горло, спустя рукава, ловить ворон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"

Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....

Русский язык "Слово и его лексическое значение"

На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через  игровую, групповую и индивидуальную работу. ...

Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"

Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз:  стадия вызова, стадия осмысления, ре...

Слово и его лексическое значение

Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК Школа России...

Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его лексическое значение»

Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...

Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".

Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...