Русский язык. Однокоренные слова. 2 класс.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Конспект + презентация к уроку по теме: Однокоренные слова. 2 класс. В уроке использованы различные методы и приёмы активизации познавательного интереса младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnokorennye_slova.doc59 КБ
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс.

( УМК «Планета знаний»)

Тема: Однокоренные слова

Цель: показать значимость корня в слове для образования однокоренных слов.

Задачи: развитие умения находить корень слова;

               формирование умения образовывать однокоренные слова;

               воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, тетрадь, карточки с заданием, «сигнальные» карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

        Сегодня я предлагаю вам отправиться в «Путешествие в волшебный сад»

(1 слайд: Путешествие в волшебный сад)

        Для того чтобы мы смогли отправиться в наше путешествие, я попрошу ребят заполнить их билеты. Откройте тетради и запишите дату

«18 ноября» и «Классная работа»

(2 слайд: 18 ноября. Классная работа)

Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.

II. Сообщение цели.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]

(3 слайд: Деревья с корнями)

Сказка «Деревья из слов»

Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ (4 слайд: Слово ВОЗ) и стало оно расти (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево). Сначала один росток пустило (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево ВОЗЧИК), потом второй (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ), третий (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ)… (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ). Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ, знак корня). И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

III. Словарная работа.

Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом.  Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны.

        Молодцы, а теперь, посмотрим, правильно ли мы растолковали эти слова. Где мы можем это узнать [Ответ: в толковом словаре]

ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях

ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения.

ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению

ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь

ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь

ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей

Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.

        Давайте вспомним, что же такое корень

(5 слайд: правило: Родственные слова имеют общую часть корень.

Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.

Родственные слова иначе называют однокоренными.)

Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.

ФИЗМИНУТКА

«Вы, наверное, устали?»

(Выполнение действий по тексту)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз-два-три.

Ручками похлопали

Раз-два-три.

Покрутились, повертелись

Раз-два-три.

И за парты все уселись

Раз-два-три.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Раз-два-три-четыре-пять.

Открываем, поморгаем

Раз-два-три.

И работать продолжаем.

(Раз-два-три)

IV. Тема урока

1) ЗАДАНИЕ 1.

Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?

Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

(6 слайд: Дерево с корнем САД)

- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словом САД)

- Работник, занимающийся уходом за садом;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словомСАД, САДОВНИК)

- Специалист, разводящий сад;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД)

- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА)

- Выкопав растение, посадить его в другое место;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ)

- Небольшой садик, цветник перед домом;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК)

- Цветок растущий в саду;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ)

- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА)

- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА, САДИТЬ)

(7 слайд: ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)

2) ЗАДАНИЕ 2.

Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.

(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница)

Давайте послушаем, о чём они говорят.

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- Я ваша тётя – Гусеница.

(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)

3) ЧЕРЕДОВАНИЕ

Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.

Петя дёрнул за ухо Андрюху.

Тот как крикнет:

- Не тронь моё ухо!

А Лариска с проказником Борей

Потянули за ухо другое!

Стал Андрюшка ужасно не в духе:

- Что сказал я!?? – Не тронь мои ухи!

Засмеялись Лариса  с Танюшей:

- Говорить надо правильно – УШИ!

Прояви здесь, Андрейка, вниманье!

Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!

(9 слайд: Корни с чередованием(Изображения детей)

(10 слайд: Корни с чередованием)

(11 слайд:-ух- -уш-: ухо, уши)

(12 слайд:-лет- -лёт-: летит, самолёт)

(13 слайд:-бег- -беж-: бегут, бежит)

(14 слайд:-снег- -снеж-: снег, снежинка)

4)                                                ФИЗМИНУТКА

«Снежная сказка»

Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или?..

-снеж-, хлопните в ладоши.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

5) Работа в группах

Учитель. У вас на партах лежит по одному листочку, на которых написаны корни слов.

(15 слайд: Изображение листочков)

Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -лет-, на другом –

-бег-. Время пошло.

Примерные однокоренные слова:

-ЛЕТ-

-БЕГ-

Вылет

Полёт

Перелёт

Отлёт

Лететь

Летать

Лётчик

Самолёт

Недолёт

Бегунья

Беглец

Беглянка

Бегун

Побег

Забег

Пробег

Разбег

Бегущий

6) Проверка задания. Рефлексия (Сигнальные карточки)

Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно – зелёная карточка, если не правильно – красная, с жёлтой молнией.

V. Итог урока

Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?

(16 слайд: ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными )

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.

Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами – вы присядете. (17 слайд)

Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)

Лес – лесник, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол, стул - кресло.

Проверка (18 слайд)

VI. Домашнее задание (19 слайд) Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

(20 слайд: Спасибо за работу на уроке)



Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-снег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лет-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-бег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лес-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-ход-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-боль-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-зим-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-вод-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок по русскому языку "Однокоренные слова" 2 класс

Русский языкТема: Родственные слова. Однокоренные слова.Цель: Учить подбирать родственные слова, выделять корень в словах, закрепить умение определять ударные и безударные гласные, работать над каллиг...

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»...

Технологическая карта урока русского языка «Однокоренные слова. Что такое родственные слова»? (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: Научить учащихся находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое корень слова;2. Уметь: находит...

Карточка- тренажёр по русскому языку - Однокоренные слова или формы слов.

Карточка с заданиями на тему "Однокоренные слова. Формы слова. Окончание."...