Рабочая программа по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения | Планируемые результаты обучения Знать/понимать | Планируемые результаты обучения Уметь/применять |
1 четверть | |||||
Повторение изученного за курс 3 класса (21ч) | |||||
1. | Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | 1 | что такое предложение; виды предложений по цели высказывания и интонации; общее значение главных и второстепенных членов предложения; звуко-буквенный анализ слов; состав слова; определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки; орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки; текст и его особенности. | грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предло жении, вычленять словосочетания; распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: опреде лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. | |
2. | Повторение: слово, предложение, текст. | 1 | |||
3. | Знаки препинания в предложении. | 1 | |||
4. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||
5. | Связи в предложении. | 1 | |||
6. | Текст. Словарный диктант. | ||||
7 | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. Проверочная работа. | ||||
8. | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | 1 | |||
9. | Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях. | 1 | |||
10. | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | |||
11. | Упражнение в написании корня слова. | 1 | |||
12. | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными. | 1 | |||
13. | Изложение повествовательного текста | 1 | |||
14. | Работа над ошибками в изложении. Приставки и предлоги. | 1 | |||
15. | Разделительный ъ и ь. | 1 | |||
16. | Части речи. Имя существительное. Словарный диктант. | 1 | |||
17. | Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными». | 1 | |||
18. | Работа над ошибками в диктанте. Склонение имён существительных. | 1 | |||
19. | Имя прилагательное. Повторение. | 1 | |||
20. | Глагол. Повторение. | 1 | |||
21. | Изложение повествовательного текста . | 1 | |||
Предложения с однородными членами | |||||
22. | Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения. | 1 | особенности однородных членов предложений и их отличительные признаки; союзы при однородных членах; правило постановки знаков между однородными членами. | находить в предложении однородные члены и различать их; соблюдать интонацию перечисления; уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами. сравнить различные однородные члены и доказывать; формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами; составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам; | |
23. | Запятая в предложении с однородными членами без союзов. | 1 | |||
24. | Однородные члены предложения с союзами. | 1 | |||
25. | Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но. | 1 | |||
26. | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. Словарный диктант. | 1 | |||
27 | Проверочный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | |||
28. | Работа над ошибками в диктанте. Закрепление знаний об однородных членах предложения. | 1 | |||
Текст (3ч) | |||||
29. | Тема и основная мысль текста. | 1 | что такое текст;
| озаглавливать текст; составлять план текста; давать определение «Что такое текст?»; сравнивать, сопоставлять тему и основную мысль текста; анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения; писать изложение по самостоятельно составленному плану; | |
30 | План текста. Изложение повествовательного текста (упр.106). | 1 | |||
31 | Работа над ошибками в изложении. | 1 | |||
Имя существительное | |||||
32. | Склонение имён существительных. Словарный диктант. | 1 | правило, что такое имя существительное; род имен существительных; склонение существительных; число имен существительных; особенности каждого из падежей | отличать имена существительные от других частей речи; находить имя существительное; различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам; давать определение; сравнивать падежи; классифицировать имя существительное по различным признакам; применять знания правописания падежных окончаний в практике; | |
33. | Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | |||
34. | Именительный падеж имён существительных. | 1 | |||
35. | Родительный падеж имён существительных. | 1 | |||
36. | Дательный падеж имён существительных. | ||||
37. | Винительный падеж имён существительных. Словарный диктант. | 1 | |||
38. | Творительный падеж имён существительных. | 1 | |||
39. | Предложный падеж имён существительных. | 1 | |||
40. | Именительный и винительный падежи. | 1 | |||
41. | Винительный и предложный падежи (сопоставление). | 1 | |||
42. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | |||
43. | Работа над ошибками в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 1 | |||
44 | Изложение повествовательного текста | 1 | |||
45 | Работа над ошибками в изложении. Три склонения имён существительных. | 1 | |||
Имя существительное (продолжение) | |||||
46. | Упражнение в определении склонений имён существительных. | 1 | правило, что такое имя существительное род имен существительных склонение существительных число имен существительных; ообенности каждого из падежей. | отличать имена существительные от других частей речи; находить имя существительное; различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам; давать определение; сравнивать падежи; классифицировать имя существительное по различным признакам; применять знания правописания падежных окончаний в практике | |
47. | Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе. | 1 | |||
48. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения. | 1 | |||
49. | Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант. | 1 | |||
50. | Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | |||
51 | Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п. | 1 | |||
52. | Правописание окончаний имен существительных 1го и 3го склонения в Р.п. и Д.п. | ||||
53. | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | |||
54. | Работа над ошибками. Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения. | 1 | |||
55. | Правописание безударных окончаний имён существительных в Т.п. | 1 | |||
56. | Правописание безударных окончаний имён существительных в П.п. | 1 | |||
57. | Правописание безударных окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п. Проверочная работа. | 1 | |||
58. | Правописание безударных окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п. | 1 | |||
59. | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа | 1 | |||
60. | И.п. и В.п. множественного числа имен существительных. | 1 | |||
61. | Родительный падеж множественного числа имён существительных | 1 | |||
62. | Родительный падеж множественного числа имён существительных | 1 | |||
63. | Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных во множественном числе | 1 | |||
64. | Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Словарный диктант. | 1 | |||
65. | Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных». | 1 | |||
66. | Работа над ошибками. | 1 | |||
Имя прилагательное | |||||
67. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного; правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе; правописание родовых окончаний. | различать имя прилагательное от других частей речи; уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное; уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных; уметь производить морфологический разбор имени прилагательного; устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным; находить существенные признаки прилагательного; составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные; составить таблицу падежных окончаний прилагательных; | |
68. | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | |||
69. | Склонение имен прилагательных. | 1 | |||
70. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
71. | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода. | 1 | |||
72. | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант. | 1 | |||
73. | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
Имя прилагательное | |||||
74 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.ц | 1 | |||
75. | Контрольное списывание | 1 | |||
76. | Творительный и предложный падежи прилагательных муж., ср. рода. | 1 | |||
77. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
78. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. | 1 | |||
79. | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант. | 1 | |||
80. | Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |||
81. | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | |||
82. | Сжатое изложение по готовому плану. | 1 | |||
83. | Контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен прилагательных в единственном числе» | 1 | |||
84. | Работа над ошибками. Правильное написание падежных окончаний. | 1 | |||
85. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | |||
86. | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | |||
87. | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных | 1 | |||
88. | Дательный и творительный падежи имен прилагательных. | 1 | |||
89. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | |||
90. | Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. | 1 | |||
91. | Контрольное изложение по теме «Имя прилагательное». | 1 | |||
Местоимение | |||||
92. | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. | 1 | что такое местоимение; личные местоимения; грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица; | отличать местоимения от других частей речи; устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи; уметь делать морфологический разбор местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица. формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица; | |
93. | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | 1 | |||
94. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
95. | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | |||
96. | Изложение. Употребление местоимений. | 1 | |||
97. | Работа над ошибками.Правописание местоимений с предлогами | 1 | |||
98. | Диктант. | 1 | |||
Глагол | |||||
99. | Глагол как часть речи. Работа над ошибками. | 1 | что такое глагол; лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение по числам, временам; синтаксическую роль в предложении правописание безударных личных окончаний глаголов; знать глаголы-исключения. | отличать глагол от других частей речи; находить глагол в предложении; различать временные формы глагола и правильно их употреблять; уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать? различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; - соотносить начальную форму и личную форму глагола; уметь спрягать глаголы; распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию; уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания; уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы; составить таблицу безударных личных окончаний глаголов; уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения. | |
100. | Изменение глаголов по временам | 1 | |||
101. | Изменение глаголов прошедшего времени. | 1 | |||
102. | Неопределенная форма глагола. | 1 | |||
103. | Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола. | 1 | |||
104. | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | 1 | |||
105. | 2е лицо глаголов единственного числа. | 1 | |||
106. | 2е лицо глаголов единственного числа. Словарный диктант. | 1 | |||
107. | 1 и 2 спряжение глагола. | 1 | |||
108. | 1 и 2 спряжение глагола. Проверочная работа. | 1 | |||
109. | Будущее время глагола. | 1 | |||
110. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
Глагол (продолжение) | |||||
111. | Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. | 1 | что такое глагол; лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение по числам, временам; синтаксическую роль в предложении правописание безударных личных окончаний глаголов; знать глаголы-исключения. | отличать глагол от других частей речи; находить глагол в предложении; различать временные формы глагола и правильно их употреблять; уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать? различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания; - соотносить начальную форму и личную форму глагола; уметь спрягать глаголы; распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию; уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания; уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы; составить таблицу безударных личных окончаний глаголов; уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения. | |
112. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | 1 | |||
113. | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
114 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | 1 | |||
115 | Работа над ошибками.Окончания глаголов. | 1 | |||
116. | Глаголы-исключения. | 1 | |||
117. | Глаголы-исключения. | 1 | |||
118 | Краткое изложение | 1 | |||
119. | Работа над ошибками. Правописание глаголов прошедшего времени. | 1 | |||
120. | Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов | 1 | |||
121. | Изменение глаголов по временам. | 1 | |||
122 | Глагол. | 1 | |||
123. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |||
124. | Работа над ошибками.Глаголы. | 1 | |||
Повторение изученного за курс 4 класса | |||||
125. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол; однородные члены предложения; особенности каждой части речи; правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов; морфемный состав слов и правописание корней слов; морфологический анализ частей речи (разбор); что такое текст, однородные члены предложения, виды текста. | находить различия, распределять по признакам части речи; уметь сопоставлять каждую часть речи по плану: а) что обозначает, б) на какие вопросы отвечает, в) как изменяется, г) каким членом предложения чаще всего бывает; безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами; проводить фонетических разбор слов; проводить морфемный анализ слов; проводить разбор слов как части речи; (морфологический); производить элементарный синтаксический разбор предложений; писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях. правильно строить предложения; уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки; обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения; составить план своего текста; писать сочинения различного направления | |
126. | Состав слова | 1 | |||
127. | Части речи | 1 | |||
128. | Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. | 1 | |||
129. | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |||
130. | Склонение имен прилагательных | 1 | |||
131. | Местоимение | 1 | |||
132. | Глагол как часть речи. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. | 1 | |||
133. | Правописание глаголов прошедшего времени. | 1 | |||
134 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |||
135. | Работа над ошибками. | 1 | |||
136. | Повторение.Проверочная работа | 1 |
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 4часов в неделю – 136 часов в учебный год.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Программа включает шесть разделов:
I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;
II. Основные содержательные линии программы;
III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;
IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
V. Календарно-тематическое планирование;
VI. Комплексное учебно-методическое оснащение.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.
Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
- В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
- В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.
Цели обучения
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение русского языка в IV классе отводится 4 часов в неделю. Общее число часов – 136.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Критерии успешной деятельности.
- Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
- Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
- Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
- Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.
Методическое обеспечение, материально-техническая база.
Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2009 г.;
Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;
Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2010 г.
Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.
Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.
Мультимедиа оборудование.
Литература.
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
- Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.
- Форощукин А.А. и Н.Е. Русский язык: учебное пособие для начальных классов. М.: Сталкер, 1997.
- Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
- Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
- Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
- Иванова В.А., Занимательно о русском языке,- М, Просвещение, 2003г.
- Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
- Агафонова В. , Неправильные правила,- М, Дрофа, 2003 г.
- Капанина В.П., Работа над трудными словами в начальной школе, -М, Просвещение, 2002г
- Табарина Т.А., И учёба, и игра: русский язык,- Ярославль, 2003 г.
- Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
- Юрова Е.В., Коррекция письменной речи, начальная школа,- М, Дрофа, 2003г.
- Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г
II. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование).
Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение.
Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.
Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо.
Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса
Обучающиеся должны знать:
- изученные части речи и их признаки;
- признаки однородных членов предложения;
- слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль,агроном,адрес,аккуратно,аллея,багаж,бесе да,библиотека,билет,богатство,вагон,везде,вокзал,восемь, впереди,вчера,газета,гореть,горизонт,двадцать,двенадцать, директор,досвидания,желать,железо,женщина,жилище,зав тра,здесь,земледелие,издалека,инженер,интересный,кален дарь,килограмм,километр,командир,корабль,космонавт,костёр,кровать,лагерь,легко,медленно,металл,назад,налево, направо,оборона,одиннадцать,около,пассажир,победа,порт рет,потом,правительство,председатель,прекрасный,путешест вие,расстояние,Россия,салют,самолёт,сверкать,сверху,сво бода,сегодня,сейчас,семена,сеялка,слева,снизу,справа,теле фон,теперь,тепловоз,хлебороб,хозяйство,честно,шестнадцать, шоссе,шофёр,экскурсия,электричество,электровоз,электро станция.
Обучающиеся должны уметь:
- находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов IиII спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
- производить фонетический разбор слов (типа лодка,школь ный,площадь);
- производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской,до школьный,позвонит);
- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
- определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
- озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
- распознавать тексты: повествование, описание, рассужде ние — и использовать их в речи;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по здравление;
- писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
- писать сочинение повествовательного характера.
Лексика. | ||
Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Си нонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление). | в процессе ежедневной работы | Обучающиеся должны уметь: распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова; пользоваться толковым словарем, словарем синони мов, антонимов. |
Текст. Развитие связной речи. | ||
Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения. Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д. Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи). | в течение всего года | Обучающиеся должны уметь: писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану; определять тему и основную мысль текста; делить текст на части, соблюдать красную строку; устанавливать связь между частями текста; устанавливать связь между предложениями в каждой части текста; озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль; распознавать текст — повествование, описание, рассуждение; писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям; составлять устный ответ-рассуждение. в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по здравление; писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения. |
Чистописание | ||
Закрепление навыка правильного начертания букв, рацио нальных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. | На каждом уроке по 7 -8 минут | Обучающиеся должны уметь:
|
Тематический план базового курса «Русский язык» в 4 классе
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание | Контрольные, творческие |
1 | Повторение | 21 | Обобщениесведенийослове,предложении,тексте. Предложенияпоцеливысказыванияипоинтонации.Знакипрепинаниявконцепредложений.Связьсловвпредложении. Словосочетание.Тексповествование,описание,рассуждение. Связьпредложенийвтексте. Звукиибуквы.Слог.Ударение. Составслова.Корень,приставка,суффикс,окончание—зна чимыечастислова.Однокоренныеслова.Способыпроверкиор фограммвкорнеслова.Правописаниеприставоки предлогов(сопоставление).Разделительныеьиъ(сопоставле ние). Частиречи.Обобщение признаковименсуществительных,именприлагательных,глаго лов:общеезначение,вопросы,постоянныеииз меняемыекатегории,рольвпредложении.Правописаниеродо выхокончанийименсуществительных,именприлагательных, глаголов(впрошедшемвремени). Ьпослешипящихнаконцесу ществительныхженскогородаиглаголов,отвечающихнавопро сычтоделаешь?чтосделаешь? | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 2 Контрольная работа – 1 Развитие речи - 2 |
2 | Однородные члены предложения | Главныеивторостепенныечленыпредложения(общеепоня тие).Предложениесоднороднымичле нами,соединеннымисоюзамии, а, но ибезсоюзов;интонацияперечисления,запятаявпредложенияхсоднороднымичленами. Сопоставлениепредложенийсоднороднымичленамибезсоюзовиссоюзамии, а, но. Знаки препинаниявпредложениях. | Словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 1 | |
3 | Текст | 3 | Обобщениесведенийотекстекаксвязномвысказывании:те маиосновнаямысль;заголовоксопоройнатемуилиосновнуюмысль;частитекста,связьмеждуними;связьмеждупредложе ниямивкаждойчаститекста;плантекста.Видытекстов(пове ствование,описание,рассуждение).Изобразительно-выразитель ныесредстватекста. | Развитие речи - 1 |
4 | Имя существительное | Склонениеименсуществительныхвединственномчисле.Осо бенностипадежейиспособыихраспознавания.Несклоняемые именасуществительные. Тритипасклоненияименсуществительных. Правописание безударныхпадежныхокончанийименсуществительных1,2и 3-госклонениявединственномчисле(кромеименсуществитель ныхна-мя, -ий, -ие, -ия). Употреблениепредлоговсименамисуществительнымивраз личныхпадежах:пришелиз школы,измагазина,уехалнаКам чатку,вКрым,возвратилсясКамчатки,изКрымаит.п. Склонениеименсуществительныхвомножественномчисле. Умениеправильнообразовыватьформыименительногоироди тельногопадежеймножественногочислаименсуществительных: учителя,инженеры;урожайпомидоров,яблок | Проверочные работы – 2 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты - 1 Контрольная работа – 3 Развитие речи – 2 | |
5 | Имя прилагательное | Имяприлагательноекакчастьречи:общеезначение,вопро сы,измененияпородам,числам,падежам,рольвпредложении. Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс именамисуществительными. Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеименприлагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна-ья, -ье, -ов, -ин). Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс именамисуществительными. Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеименприлагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна-ья, -ье, -ов, -ин). Склонениеиправописаниеименприлагатель ныхвомножественномчисле. Употреблениеименприлагательныхвпрямомипереносномсмысле.Прилагательные-синонимыиприлагательные-антонимы. | Проверочные работы – 1 Словарные диктанты – 3 Контрольные словарные диктанты – 1 Контрольный диктант – 1 Контрольное изложение- 1 Развитие речи – 3 Контрольное списывание - 1 | |
6 | Местоимение | Местоимениекакчастьречи.Местоимения1,2и3-голица единственногоимножественногочисла.Употреблениеличных, притяжательныхиуказательныхместоименийвречи(наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений). Раздельное написание предлогов с местоимениями. | Контрольный диктант – 1 Развитие речи - 1 | |
7 | Глагол | Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний. Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы IиIIспряжения. Ьпосле шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Правописание безударных личных окончании глаголов. Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать—слышал,увидеть—увидел. Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме с помощью вопросов чтоделают?(учатся),чтоделать? (учиться). | Проверочные работы – 2 Словарные диктанты – 4 Контрольный диктант – 2 Развитие речи - 5 | |
8 | Повторение в конце учебного года | 1 | Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени. | Словарные диктанты – 1 Контрольный диктант – 1 Развитие речи - 2 |
Управления образования исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Бишмунчинская начальная общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от______ _________ 2011 г. № ____
Зав. школы____________ Л.А.Хафизова
Введено приказом № ____от ____ ________ 2011 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
П О П Р Е Д М Е Т У РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 4 КЛАССА
(количество в неделю 4 часа, в год –136 часов)
Составитель: Мавлутбаева А.Х.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
На заседании МО начальных классов,
протокол от _____ ________ 2011 г. № _____
Руководитель МО ________ Мавлутбаева А.Х.