Урок русского языка во 2-ом классе по теме: Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Сергеева Людмила Геннадьевна

Конспект урока по УМК  "Русский язык" В. П. Канакиной нетрадиционной формы проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                      МБОУ «Илькинская СОШ»

Урок  русского  языка

2 класс

тема: «Упражнения в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных»

(УМК: В.П. Канакина «Русский язык»)

Учитель: Сергеева Л.Г.

Цели урока:

                    1) познавательные:

- продолжать формировать умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам и лексическим значениям;

- совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, главную мысль, отбирать языковой материал.

                    2) развивающие:

 - развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание, восприятие на слух.

                     3) воспитывающие:

- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.

- формирование эстетического вкуса учащихся.

- воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

- Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем  и постарались открыть новые тайны русского языка.

- Тихо садимся.

2. Чистописание

- Начнём мы с чистописания.

- У вас на парте листы с набором букв.

Внимательно посмотрите, определите, какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается в каждой строке данного набора.

- Работа с набором букв (1 лист на парту)

- Какую же букву мы будем писать. Как вы думаете?

- Откройте «Прописи» на стр.27

- Посмотрите на букву в рамке в «Прописи» и у меня на доске. Из каких элементов состоит буква «эр»? (наклонная линия с закруглением внизу влево и дуга с закруглением вправо и влево вниз).

Показ на доске:

- На первой строке пишем заглавную букву Р, чередуя с двумя прямыми наклонными линиями. Следите за наклоном и высотой букв и линий. Они должны быть одинаковы. На второй строке пишем букву Р, чередуя с верхнем элементом этой буквы. На следующей строке пишем букву Р, выводим соединительный элемент и пишем прямую наклонную линию вниз, рядом пишем ещё букву Р. Приступили к работе.

Письмо буквы Р.

- Достаточно, кто сколько написал.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

- Если вам нравится работа вашего соседа, поднимите руку.

- А что вам понравилось?

- А какое письмо мы называем красивым?

- И мне нравится, когда у вас в тетрадях написано красиво. Приятно, когда тебя окружает красота.

К.Д. Ушинский, известный вам, как писатель, говорил: «Чувство красоты необходимо человеку, как зрение и слух, как здоровье и умение разговаривать».

- Давайте же будем стараться, чтобы каждый урок в наших тетрадях жила красота.

- Поменяйтесь тетрадями.

Прочитайте слова. ( красота, красивый, украсить, украшение )

- Можно ли назвать эти слова родственными?

Докажите.

- Найдите среди них имена существительные.

Назовите их.

- Как вы определили что это имена существительные?

- Выпишите под 1-й стрелкой – первое, и под 2-й – второе.

- Какими частями речи являются оставшиеся слова? Докажите.

3. Сообщение темы и цели урока

- Тема нашего сегодняшнего урока (чтение с доски) «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».

- Какие цели будут перед нами стоять? Читаем с доски: Мы будем учиться

1. Находить имена существительные в тексте.

2. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

3. Учиться правильно писать слова и предложения.

4. Работа по теме урока

1) Упражнение в определении имён существительных в тексте.

- Итак, приступаем к работе.

У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст.

На доске:

Пришла настоящая  зима. Белое пушистое покрывало укрыло землю. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с ветки на ветку. Дятел стучал по верхушке дерева своим

крепким клювом. Хорош лес зимой!

Слова на карточках внизу.

- Прочитаем текст.

- Какова тема текста?

- О чём нам хотел сказать автор?

- Вот и здесь мы встречаемся с красотой.

- Как бы вы озаглавили этот текст? (запись заголовка)

- А какая часть речи помогла нам построить такой красивый текст?

- Какую роль выполняют в нашей речи имена существительные?

- На какие две группы делятся имена существительные?

- Давайте вернёмся к нашим словам. Если перед вами одушевлённое имя существительное – хлопните в ладоши, если неодушевлённое – молчим.

Учитель называет слова из текста (по карточкам).

- Какие имена существительные мы называем одушевлёнными?

- Какие неодушевлёнными?

- Вам понравился текст, который у нас получился?

2) Упражнение в различении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.

- А вы хотели бы хоть на немного очутиться в зимнем лесу?

- У нас с вами есть такая возможность.

- Закройте глазки и представьте.

Чтение учителем текста учебника упражнения №98 стр.57.

- Представили?

- А сейчас мы попробуем воссоздать то, что вы представили.

- Найдите в учебнике на стр.57 упр.98.

- Прочитайте про себя.

- Найдите и выпишите из текста сначала одушевлённые имена существительные, а затем неодушевлённые.

У вас в тетради будет два столбика.

На доске:   кто?     что?

- Задаём вопрос и называем имя существительное (дети по одному выходят к доске и называют слова).

- К какой группе мы отнесём имена существительные первого столбика?

- Почему?

- Сделайте вывод об именах существительных второго столбика.

- Давайте воссоздадим на доске то, что вы записали.

Прикрепляются картинки (поляна, лес, сойка, рябчик, сорока, голубь)

Физкультминутка

- А теперь давайте встанем.

«Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?»

- Сейчас будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой.  Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой.

Вьюга, снегурочка, сугроб, снегирь, коньки, олень, санки пингвин, шуба, морж.

- Тихо сядем.

3) Работа со словами упр. 99 стр.57

- Понравилось играть в группы слов?

- Тогда найдём упр. 99 на стр.57 учебника.

- Прочитайте слова. Подумайте, какое слово в группе лишнее. Объясните.

Мальчики работают с первой группой слов, девочки со второй.

- Какое слово вы считаете в этой группе лишним?

- Почему?

- Запишите, исключая лишнее, в тетрадь.

Проверка с помощью карточек с безударными гласными.

- Проверяем. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

- Покажите первую гласную, вторую.

- К какой группе можем отнести эти слова?

- Какими ещё являются эти слова?

- Девочки, обратитесь к учебнику, а какое из слов вашей группы, более всего подходит к нашему сюжету? (метель)

- Мальчики, а кого бы вы добавили в нашу птичью семью на лесную поляну? (воробьи)

- Посмотрите сколько у нас птиц. А чем мы можем помочь птицам зимой?

Картинки помещаются на доску.

4) «Собери слова» (работа на магнитной доске)

- Ребята, а давайте ещё дополним нашу лесную поляну.

Открывается магнитная доска.

ТИККУС                               СИЛИЦА                                БЫСУГРО

ЯЦЗА                                     РАНО                                      ЛОЧКАБЕ

- Работаем по рядам.

1 ряд – ваш цвет жёлтый.

2 ряд – ваш цвет розовый.

3 ряд – ваш цвет голубой.

- Найдите спрятанные словечки и отнесите их к нужной группе одушевлённых или неодушевленных имён существительных. Запишите слова.

Учащиеся называют слова, а учитель прикрепляет картинку на доску.

- Составьте и запишите предложение с записанными словами.

5. Словарная работа

- А теперь, посмотрите на доску, что у нас получилось?

- А можно сказать, что у нас получилась картина?

Открывается на доске   К      РТИНА

Действительно, мы с вами создали картину.

- Прочитаем слово.

- Сколько слогов в этом слове? (назовите их)

- Какой слог ударный? (поставить ударение)

- Какие варианты могут быть на месте безударного гласного? (о, а)

- Да, ребята, именно поэтому слово «картина» является словарным словом, написание безударной гласной  а  нужно запомнить.

- Запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Запишите слово, поделив на слоги для переноса.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание

- Посмотрите и скажите, на какую тему получилась наша картина?

-  Мы с вами авторы этой картины. Давайте её назовём. Как  назовём  нашу картину?

- Какая часть речи была нашей верной помощницей в создании картины?

- На какие группы мы учились делить имена существительные?

- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале урока (зачитать 2-ю цель).

- Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тихо сядем.

- Откройте тетради. Дома вы выполните упр.42 на стр.66. Вам нужно будет подобрать и записать несколько имён существительных, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что? На уроке мы подбирали слова на  тему «Зима», а дома вы можете, по желанию, подобрать слова по темам «Весна», «Лето», «Осень».

- Наш урок подходит к концу, посмотрите на нашу картину. Метель утихла и нашу лесную поляну осветило солнышко (прикрепляется на картину) в награду за вашу дружную работу, умение мыслить, желание трудиться.

А на память о нашей работе я хочу вам вручить солнышко, как частицу тепла моей души. Спасибо за работу!