Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шалашова Татьяна Александровна

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

           познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения;

           учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus_yaz_4_kl_tri_skl_im_sushch.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка

в 4 «К» классе

по теме

«Три склонения имён существительных.                                Первое склонение имён существительных»

Шалашова Татьяна Александровна

учитель начальных классов

МАОУ Домодедовская СОШ №1

Ноябрь 2019

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме

«Три склонения имён существительных.                                                                         Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

           познакомить с признаками имён существительных 1-го склонения;

           учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

           

Планируемые результаты

Предметные:

- вырабатывать аналитические умения при выявлении имен сущ-ых;

- находить в тексте имена существительные 1-го склонения;

- изменять форму имён существительных 1-го склонения в предложении.

Метапредметные:

- распознавание темы урока;

- отбирать информацию  и делать вывод.

Личностные: 

- формирование мотивации и воспитание интереса к русскому языку;

- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, взаимопомощи, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства);

- выстраивание эффективной коммуникации в процессе работы.

Коррекционно-развивающие: 

- коррекция и развитие операций анализа и синтеза, установление логических связей при выполнении практических упражнений и при построении алгоритма определения склонения имен сущ-ых;

- коррекция и развитие связной устной речи (планирующая и анализирующая функции) через выполнение заданий по смысловому содержанию практического материала, и письменной речи при работе над заданиями;

- коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.                                                   слайд 1-2

Учитель приветствует учащихся:

Долгожданный дан звонок,                                                                                        Начинается урок.                                                                                                                    Ну-ка, посмотри, дружок.                                                                                                   Ты готов начать урок?                                                                                                       Все ль на месте? Все ль в порядке?                                                                             Ручки, книжки и тетрадки?                                                                                               Все ли правильно сидят?                                                                                            Все ль внимательно глядят?                                                                                    Проверили, садитесь,                                                                                                                       С усердием трудитесь!

Эмоциональный настрой уч-ся:

Учитель: Доброе утро, ребята, гости.

                 Придумано кем-то просто и мудро:

                 При встрече здороваться «Доброе утро!»

                 Доброе утро деревьям и птицам!

               Доброе утро улыбчивым лицам!

               И стало вокруг все добрым, доверчивым.

               Пусть доброе утро длится до вечера!

               Посмотрите друг на друга! Улыбнитесь друг другу!

II. Минутка чистописания. Словарная работа.      

Урок сегодня у нас необычный. На урок пришли  гости.

- Пришла девица красная

  И листья обсыпает.

  А как она зовётся,

  Кто, дети, угадает?               (Осень.)                                       слайд 3   

- А какой урожай мы собираем осенью? Прочитаем.              слайд 4-5   

Ур…жай, ур…жай!

Наше лето провожай!

Сколько сладкого г…роха!

…гурцы как на подбор!

На гряде сорвать неплохо

Крупный красный п…мидор!

Пробежишься  …г…родом –

Съешь м…рковку мимоходом!

- Какая орфограмма пропущена в этих словах?

- Как называются эти слова?

- Значит, какое задание будет на минутке чистописания?

- Напишите букву о и соединения с буквой о.

- Ниже запишите словарные слова через запятую.

(На доске запись)

Оо                                                                                                                                           ов ог ож ол ом ор оро ово ого                                                                                            

урожай, горох, огурец, помидор, огород, морковка, овощи

 (Учащиеся записывают:  число, классная работа.                                                    Выполняют минутку чистописания и словарную работу.)

- А теперь проверим, как  записали  словарные слова.                                                       (один ученик у доски)

III. Самоопределение к деятельности.

- Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

- Что мы знаем об именах сущ-ых?

- Запишите слова и выделите окончания (мама, папа, земля, звезда и т. д.)   слайд 6

- Что общего у этих слов? (Имена сущ-ые в И. п. ед. ч. относятся к мужскому или женскому роду с окончаниями –а или –я.)

- Дети, какой праздник мы будем отмечать 24 ноября?  (День Матери)    слайд 7

- Прочитаем стихотворение о маме (Ульяна)

- Запишите предложение:

Мама спела мне песню о ласк. и любв. .                                                        слайд 8

- Найдите в предложении однородные члены.  (О ласке и любви.)

- Каким членом предложения они являются?  (Второстепенным – дополнением.)

- Какой частью речи они выражены?  (Это имена сущ-ые.)

- Определите их род и падеж.  (Ж.р., П. п.)

- Какие окончания в этих словах? Они одинаковые или разные? От чего зависят окончания существительных? (От рода, от числа, от падежа)

(Учитель дописывает окончания.)

- Почему у этих слов, стоящих в ж. р., в ед. ч., в П. п., разные окончания? (Ответы детей)

- Наверное, у имен сущ-ых есть еще какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.

- Прочитайте название темы на с.89 учебника.

- Объясните значение слова склонение.

- Что значит «имя существительное склоняется»?  (Изменяется по падежам и числам.)

- Сформулируем задачи урока.  (Узнать, что такое склонение имен сущ-ых, какие бывают группы склонений, как  их отличить, научиться определять склонение имен сущ-ых.)

Физминутка

Сущ-ые мужского рода  – хлопаем.

Сущ-ые женского рода  –  топаем.

Суш-ые среднего рода – приседаем 1 раз.

Осень, холод, лужа, снег, дождь,  окно,  ветер, небо, туча, облако.

IV. Работа по теме урока.  Актуализация знаний.

Упр. 153 (с.89)

- Давайте проведём исследование и просклоняем имена существительные по рядам.                                                                                                                                      Первый ряд - первую группу слов (лиса, папа), второй – вторую (стол, окно), а третий – третью (степь, глушь). Выделите окончания.

(Три ученика работают у доски. Коллективная проверка.)

- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? Одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена сущ-ые при склонении?

- Сделаем вывод: у каждой группы слов свои окончания. Все слова русского языка можно разделить на три группы по типу склонения.

- Сегодня мы поговорим об именах существительных первого склонения.

Упр.154 (с.89)

 

Выполняется детьми самостоятельно.                                                                                           (10 слов для сильных уч-ся, 5 слов для слабоупев.)

  • Что общего между этими именами существительными? (Они относятся к женскому или мужскому роду и имеют окончания -а или -я в ед. числе.)
  • Это и есть имена существительные первого склонения.

Гимнастика для глаз.

V.  Закрепление изученного материала.

- Подчеркните только имена существительные 1-го склонения. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.                        слайд 9-10

(Работа в парах на карточках)

 

пч.ла             стол                  т.традь

л.са                    ябл.ня                  комар

стрекоза             мышь                  мышка

метро            ш.ссе                 р.ка

р.чник             цвет                  цв.ток

Коля                           Николай                 олень

месяц             вокзал                  Иван

б.гаж                          с.бака                 п.льто    

зм.я                           тополь                  черемуха

Ваня             Маша                 фонарь                                        (Проверяем)

- Подберите к именам существительным синонимы 1-го склонения слайд 11-12

(Коллективная работа)

 грусть - (тоска)

 парень - (юноша)

 лес - (роща)

 метель - (вьюга)   (Могут быть и другие варианты.)

VI . Итог урока.

  - На какие же три группы можно разделить имена сущ-ые?

  - Назовите существительные 1-го склонения.

  - А с другими склонениями мы познакомимся на следующих уроках.

VII. Рефлексия.                                                                           слайд 11

(Самооценка с помощью смайликов.)                                                                                             Продолжите любую фразу:

  • Сегодня на уроке я понял...
  • Мне понравился урок, потому что...
  • Я не понял...
  • Теперь я знаю, что...

Оценки за урок…

VIII. Домашнее задание: с.90, выучить правило, упр156.    слайд 12

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

На уроке ребята знакомятся с падежными окончаниями имён существительных 3-го склонения...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Третье склонение имён существительных"

План-конспект урока изучения нового материала с презентацией....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Второе склонение имён существительных".

Знакомство учащихся с существительными второго склонения....

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тип урока - открытие новых знаний. На уроке организована работа в группах, учащиеся, основываясь на правила в учебнике, "добывают" зна...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....