Главные вкладки

    Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Савченко Ирина Фёдоровна

    Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Гимназия №7» г. Батайска Ростовской области

    Учитель – Савченко И.Ф.

    3 класс. Программа «Система Л.В.Занкова»

    Тема урока: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием».

    Цель: способствовать развитию умения определять тип склонения имён существительных мужского рода.

    Планируемые результаты (предметные): определяют твёрдое и мягкое склонения имён существительных мужского рода, определяют падеж имени существительного.

    Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением других, проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.

     Универсальные учебные действия (метапредметные):

    П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

    Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.

    К – участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.

    Оборудование: презентация, мультфильм «Март», для детей – «мордашки» (смайлики).

    Ход урока.

    1. Оргмомент.

    - Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся.

    А теперь начнём наш урок. Сядьте красиво за партой.

    1. Сообщение темы и  цели урока.

    - Ребята, сегодня 3 марта. Запишите в тетради:

    3 марта.

    Классная работа.

    - Какое время года вступило в свои права? (Весна.) – СЛАЙД

    - Охарактеризуйте морфологические признаки этого слова. (Существительное, ж. р., 1 скл., ед. ч.)

    - Давайте устно просклоняем это существительное. Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)

    И. – весна

    Р. – весны

    Д. – весне

    В. – весну

                                                                      Т. – весной, весною

    П. – о весне

    - Какие весенние месяцы вы знаете? – СЛАЙД – (Март, апрель, май.)

    - Что общего у этих слов? (Существительные, м. р., ед. ч., нулевое окончание, 2 скл.)

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О существительных 2 склонения, их склонении.)

    - А чему вы будете учиться на уроке? (Склонять существительные 2 склонения.)

    - А ещё упражняться в определении падежа существительных 2 склонения.

    III. Минутка чистописания.

    - А теперь посмотрите на эти картинки. - СЛАЙД

    Отгадайте, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ж)

    - Ребята, а что связывает этих птиц с весной?

    - Что знаете о звуке, обозначенном этой буквой?

    СЛАЙД

    - Продолжите закономерность.

    Железная воля – не всякого доля.

    - Прочитайте пословицу, объясните её значение.

    - Запишите, подчеркните орфограммы.

    - Найдите существительные. Что общего? (1 склонение, И. п. – окончания –а, -я.)

    - Какой род в русском языке обозначаем кратко этой буквой? (Женский.)

    - В каком склонении не встречаются существительные женского рода? ( Во 2-м.)

    - Вспомните правило, какие существительные относятся ко 2 склонению?

     (Проверьте себя. Найдите соответствующую таблицу в папке.)

    - Сегодня мы остановимся на изучении существительных мужского рода 2 склонения.

    IV. Словарно-орфографическая работа.

    - А сейчас разгадайте 2 новых словарных слова. – СЛАЙД

    (Восток, запад.)

    -  Что общего у этих слов? (2 склонение, м. р.)

    V. Работа по теме урока.

    1) Сравнение окончаний существительных 2 склонения в разных падежах.

    - А теперь проследим за тем, как склоняются существительные 2 склонения м. р. С нулевым окончанием. - СЛАЙД

    - Почему существительные в 2 столбиках? (Одушевлённые и неодушевлённые.)

    - Есть ли отличие? В каком падеже? (В. п.)

    - Сравните окончания существительных в 1-ой и 2-ой таблицах в разных падежах. Заметили, в чём разница? (Р. п. – а–я, Д. п. – у-ю, В. п. – а-я, Т. п. – ом-ём)

    - От чего это зависит? (От того, твёрдый или мягкий согласный в конце основы.)

    - Как называется склонение имён существительных, основа которых заканчивается на твёрдый согласный? (Твёрдое склонение.)

    - А если основа заканчивается на мягкий согласный? (Мягкое склонение.)

    2) Коллективная работа.

    СЛАЙД

    (Учитель читает стихотворение.)

    - Объясните пропущенные орфограммы (устно).

    СЛАЙД

    - Что такое курган? (Читаем статьи из толкового словаря, многозначное.)

    -Какая картинка подходит к 1значению? 2-ому? 3-му?

    СЛАЙД (возврат к стихотворению)

    - Вернёмся к стихотворению А.Фета. Найдите имена существительные 2 склонения.

    ЩЕЛЧОК мышки – слова подчёркнуты.

    - Назовите лишнее слово в этом ряду. (Путь.) Почему?

    3) Упражнение в склонении.

    - А теперь вернёмся к весенним месяцам. Какое слово можно назвать лишним? (Март.)

    - Просклоняем существительные март и апрель. (2 человека – у доски.) Кто хочет, может просклонять самостоятельно и слово май.

    Физминутка

    Найти существительные 2 склонения (встали – присели):

    Снег, земля, лучи, спячка, в марте, ветвях, дней, столов, ночами, краёв, животное, погода, конь.

    VI. Закрепление изученного.

    1. Коллективно-индувидуальная работа. – СЛАЙД

    Упражнение 366 (учебник). Взаимопроверка.

    1. СЛАЙД

    - А  сейчас хочу напомнить, что у нас неделя русского языка и литературы. Некоторые из вас попробовали самостоятельно написать стихи о весне. (Читают.)

    - А это – ваши рисунки для конкурса. (Показывает учитель.)

    - а сейчас каждый из вас имеет возможность написать красивое мини-сочинение о весне, а точнее – о первом месяце весны – марте. Мультфильм поможет вам в этом. (Смотрят мультфильм «Март» из обучающей серии с тётушкой совой.)

    ЩЕЛЧОК мышки

    - Кому нужна помощь, воспользуйтесь этим незаконченным текстом. (Сначала восстановить устно.)

    (Учитель включает музыку, и дети восстанавливают деформированный текст или сочиняют самостоятельно. Выставляются для отсчёта времени песочные часы на 5 минут.)

    VII. Итог урока.

    - Что нового узнали на уроке?

    - Какие новые словарные слова выучили?

    - Кто из вас считает, что хорошо находит существительные 2 склонения, умеет определять твёрдое и мягкое склонение, поднимите такую карточку. (Учитель показывает улыбающуюся мордашку.)

    - А кому ещё нужны тренировочные упражнения, чтобы лучше усвоить этот материал,

    поднимите такую карточку. (Учитель показывает нейтральную мордашку.)

    - А кто, по-вашему, лучше других работал на уроке? Этим ребятам поставлю «5»!

    - Спасибо за урок! СЛАЙД

    - Домашнее задание -  на слайде: упражнение 367.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок русского языка в 3 классе МБОУ «Гимназия №7» Савченко И.Ф. Учитель начальных классов г.Батайск 2010 г. Второе склонение имен существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.

    Слайд 2

    Весна

    Слайд 3

    Весенние месяцы март апрель май

    Слайд 4

    Железная воля – не всякого доля. Отгадай букву: Минутка чистописания И.п. И.п. ____ _________________ _________________

    Слайд 5

    Словарные слова: сток о АД в о сток зап а д П / _ _ /

    Слайд 6

    Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием И. кто? слон □ что? стол □ Р. кого? слон а чего? стол а Д. кому? слон у чему? стол у В. кого? слон а что? стол □ Т. кем? слон ом чем? стол ом П. о ком? о слон е о чём? о стол е И. кто? конь □ что? руль □ Р. кого? кон я чего? рул я Д. кому? кон ю чему? рул ю В. кого? кон я что? рул ь Т. кем? кон ём чем? рул ём П. о ком? о кон е о чём? о рул е

    Слайд 7

    * * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И д_лёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет

    Слайд 8

    Курган - Это разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.

    Слайд 9

    * * * Тёплый вет_р тихо веет, Ж_знью свежей дышит степь, И курганов з_л_неет Уб_гающая цепь. И далёко меж курганов Тёмно-серою зм_ёй До бл_днеющих туманов Прол_гает путь р_дной. А.А. Фет ___ _____ _____ ___

    Слайд 10

    март апрель май

    Слайд 11

    Физкультминутка

    Слайд 12

    Работа с учебником Задание: упр. 366. Работа с учебником Задание: упр. 366.

    Слайд 13

    Учимся писать сочинение о весне Наступил ____ . Это первый ____ . Солнышко растопило _______ . Его ____ лучи начали согревать _____, пробуждая после _____ спячки ______ . В ____ на ветвях набухают ____, начинает расти _____ , распускаются ______ . Постепенно ночи _______ . С наступлением ____ просыпаются _______. Из тёплых краёв _______ . Наступает праздник ______ .

    Слайд 14

    Спасибо за урок! Домашнее задание: упр. 367.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

    В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

    Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

    Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

    урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

    К конспекту прилагается презентация по уроку....

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

    Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

    Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...