Главные вкладки

    Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Боржеева Валентина Александровна

    Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". 

    С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, расширения представления обучающихся начальных классов о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, с целью включения обучающихся в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей  изучение темы проводится на материале, связанными с историческими фактами олимпийского движения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Комаровская средняя общеобразовательная школа

    Богородского муниципального района Нижегородской области

    Муниципальный конкурс «Олимпийский урок»

    КОНСПЕКТ  УРОКА

    Предмет – русский язык

    Класс – 4

    Тема: «Склонение имён существительных»

    Работу выполнила учитель начальных классов

    МБОУ Комаровской СОШ

    Боржеева Валентина Александровна

    Квалификационная категория – высшая

    п. Кудьма

    2013год

    КОНСПЕКТ  УРОКА

    Тема: «Склонение имён существительных».

    Цели и задачи урока:

    - познакомить учащихся с тремя склонениями имён существительных, сформировать умение определять склонение по начальной форме, роду и окончанию;

    - развивать умение работать с разными источниками информации, создать условия для развития исследовательских навыков учащихся;

    - способствовать обогащению словарного запаса, расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвящённых истории олимпийского движения;

    Оборудование:

    1. Компьютер, м/м проектор, экран. (Интерактивная доска)

    2. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М.- «Русский язык», 1990 г.

    3. Таблица падежей.

    4. Комбинированные карточки на каждого ученика.

    5. Индивидуальные карточки с текстами.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (формирование УУД)

    Личностные действия

     В процессе подготовки к уроку и на уроке дети научатся делать учение осмысленным, увязывая его с реальными событиями (олимпиадой, паралимпийскими играми), научатся вырабатывать свою жизненную позицию.

    Регулятивные действия

    В ходе урока научатся контролировать, корректировать свои действия, на этапе закрепления -  оценивать успешность усвоения материала.

    Познавательные действия

    В ходе урока дети  научатся вести исследование (поисковая работа с текстом), , моделировать изучаемое содержание, структурировать необходимую инфориацию.

    Коммуникативные действия

     На этапе подготовки к уроку, в ходе исследовательской деятельности,  дети приобретут навыки сотрудничества:  умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

    В ходе урока  дети научатся правильно выражать свои мысли. В процессе работы в парах дети приобретут навыки сотрудничества.

    Ход урока

    Ответы учащихся

    Обоснование методов, приёмов, действий

    I  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    (1 мин.)

    - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

    - Каким вы хотите видеть этот урок?

    - Сегодня наш урок необычный.

    Это - олимпийский урок!

    Интересным, чтобы узнали что-то новое.

    Мобилизация внимания, развитие эмоционально – познавательной мотивации.

    II  ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    (1 минута)

    - Расшифруйте, пожалуйста, слова: ХЫНЬЛЕТИВТСЕЩУС  НЁМИ  ЕИНЕНОЛКС

    - Сегодня мы познакомимся с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения.

    - Научимся различать склонения имён существительных.

    Склонение имён существительных.

    Создание эмоционально – познавательной мотивации. Мобилизация внимания.

    Развитие логического мышления.

    Проблемная ситуация.

    III  АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

    (5 минут)

    Россия – зимняя страна,
    А Сочи – летний город.
    Олимпиаду провести
    Готов и стар и молод.

    - Прочитайте выразительно четверостишье.

    - Выпишите имена существительные.

    -Докажите, что это имена существительные.

    - Что ещё вы знаете об именах существительных?

    - О каком событии говорится в данном четверостишии?

    - Что означает слово олимпиада?

    - Россия, страна, Сочи, город, олимпиада.

    - Отвечают на вопрос что?, обозначают предмет.

    - Изменяются по падежам, т.е. склоняются.

    - О зимней олимпиаде.

    - Слово олимпиада в современном русском языке обозначает спортивные соревнования. В Древней Греции «олимпиада» - это промежуток времени в 4 года между двумя Олимпийскими играми. Олимпийские игры проводились в первый год Олимпиады. 

    Идёт подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Развитие речи учащихся.

    Самостоятельная работа.

    Выводы учащихся, доказательства.

    Словарная работа.

    Создаётся активная сознательная деятельность.

    На наглядной и эмоциональной основе осуществляется развитие познавательной деятельности, расширение кругозора.

    IV ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20мин.)

    - Что лежит перед вами?

    - Почему они состоят из двух частей?

    - Почему вторая часть состоит из 6 частей?

     - Повторите падежи. На какие вопросы они отвечают?

    - Чем именительный падеж отличается от всех остальных?

    - Возьмите карточку со словом олимпиада и карандашом впишите окончания.

    - Назовите только окончания (на доске)

    - Проверяем.

    Аналогичная работа проводится со словом неделя. 

    - А теперь так же рассмотрим слова папа и Петя.

    - Просклоняйте имена существительные.

    - Что вы заметили?

    - Что ещё вы о них скажете??

    Вывод учителя

    Это имена существительные 1-го склонения.

    - Назовите олимпийский  девиз.

    Просклоняйте слово девиз.

    - Каково происхождение слова стадион?

    - Просклоняйте слово стадион.

    - Что обозначают олимпийские кольца?

    - Просклоняйте слово кольцо.

    -  Где зажигается олимпийский огонь?

    - Просклоняйте слово огонь.

    - Откуда пришло выражение «олимпийское спокойствие»?

    - Просклоняйте слово спокойствие.

    - Сравните окончания этих слов.

    - Какие слова входят в эту группу?

    Вывод учителя

    Это имена существительные 2-го склонения.

    - Кто назовёт ценности олимпийского и паралимпийскогот движения?

    - Разделите слова на группы.

    - По какому признаку разделили?

    - Что вы заметили?

    - Просклоняйте слово смелость.

    Вывод учителя

    Это имена существительные 3-го склонения.

    - Для чего мы изменяли слова по падежам?

    - Заполните таблицу.

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    ж.р….

    с.р….

    м.р….

    м.р….

    ж.р….

    - Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени сущесвительного?

    - Карточки со словами.

    - 1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.

    - У имён существительных – 6 падежей.

    - Форма именительного падежа считается начальной формой.

    -а-я

    -ы-и

    -е-е

    -у-ю

    -ой-ей

    -е-е

    (Дети изменяют слово по падежам)

    - В русском языке есть группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.

    - Это слова мужского и женского рода с окончанием -а, -я.

    «Быстрее! Выше! Сильнее!»

    (Дети изменяют слово по падежам)

    Длину беговой дорожки древние греки измеряли, переставляя ступню за ступней так, чтобы пальцы одной ноги касались пятки другой. Длина дорожки – 600 ступней – 1 «стадий». Первый «стадий» отмерил своими ступнями легендарный Геракл.
    (Дети измененяют слово по падежам)

    - Пять переплетённых колец различных цветов – символов пяти частей света, которые приобщились к олимпийскому движению.

    (Дети измененяют слово по падежам)

    Олимпийский огонь зажигается на территории Греции в Олимпии. 
    Олимпийский огонь - обязательный атрибут Олимпиады, как олимпийские знамя и клятва. Олимпийский факел несет в себе дух надежды, единства и мира и олицетворяет принципы Олимпийских игр. Дата рождения олимпийского огня - 20 июля 1936 г. Он был зажжен от солнечного луча на алтаре у развалин храма Геры.

    (Дети изменяют слово по падежам)

    - Олимпийцами в греческой мифологии называли богов, обитавших на горе Олимп. Отсюда и переносное значение слова «олимпиец» - человек, сохраняющий невозмутимое «олимпийское» спокойствие и внешнюю величавость.

    (Дети изменяют слово по падежам)
    - Эта группа слов при склонении имеет одинаковые окончания.

    - Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е.

    - Дружба, совершенство, уважение, смелость, равенство.

    - По роду и окончанию.

    - Появилась ещё одна группа.

    Смелость ( женский род, нулевое окончание).

    К третьей группе относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

    (Дети изменяют слово по падежам)

    - Мы убедились в том, что по окончаниям и по роду существительные делятся на 3 группы -1склонение,2 склонение, 3 склонение.

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    ж.р.-а-я

    с.р.-о-е

    м.р.-а-я

    м.р.-нулевое

    ж.р.-нулевое

    1. Поставить имя сущ-ное в начальную форму.

    2. Определить род имени существительного.

    3. Выделить окончание.

    Материал получен в ходе исследовательской деятельности учащихся.

    Работа с разными источниками информации.

    Развитие коммуникативных навыков.

    Воспитательный момент.

    Воспитание любви к спорту.

    V ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    (3 минуты)

    Движениями объясните значения слов  лыжник, конькобежец, фигурист, бобслеист, сноубордист, хоккеист, биатлонист, вратарь.

    - К какому склонению относятся эти слова?

    - Докажите. 

    VI  ЗАКРЕПЛЕНИЕ (12минут)

    а) Прочитайте текст (на карточках), выпишите имена существительные, заполняя таблицу. (2-3 минуты)

    Инициатором возрождения Олимпийских игр современности был французский общественный деятель, педагог, историк

    Пьер де Кубертен. 25 ноября 1892 года в Парижском университете он выступил с докладом на тему: «Возрождение Олимпиады».

    б) Творческая работа.

    (5 минут)

    - Вернёмся к словам, которые мы склоняли (олимпиада,неделя, папа, Петя, девиз, огонь,стадион, кольцо,спокойствие, смелость). Составьте с ними 2 предложения на тему: «Мой вклад в олимпийское движение», определите склонение имён существительных.

    в) Проверочный тест.

    (5 минут)

    1 скл.

    2 скл.

    3 скл.

    (в инд-х карточках ина инт-й доске)

    Работа в парах.

    Взаимопроверка.

    Развитие речи.

    Работа в парах.

    Развивается понимание практической значимости изучаемого материала.

    VII  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

     (2 минуты)

    - Над какой темой мы сегодня работали?

    - Что нового вы узнали и чему научились?

    - Как определить склонение имени существительного?

    - Определите склонение своего имени.

    - Молодцы! Вы были активны, поэтому мы достигли поставленной цели.

    - Ребята. Почему наш урок назывался олимпийским?

    За полную самоотдачу,

    За веру в спорт, в себя, в удачу

    И за прекрасный результат,

    Который лучше всех наград!

    1. Поставить имя сущ-ное в начальную форму.

    2. Определить род имени существительного.

    3. Выделить окончание.

    - На уроке и в процессе подготовки к нему мы узнали много нового из истории олимпийского движения

    Каждому учащемуся вручается медаль участника олимпийского урока.

    VIII  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    (2 минуты)

    Дифференциация по объёму и уровню сложности.

    Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности,

    используемые на данном уроке и в процессе подготовки к уроку

    I. По источнику передачи и восприятия учебной информации.

    Словесные – беседа.

    Наглядные – демонстрация.

    Практические – выполнение трудовых заданий.

    II. По степени управления учебной работой.

    Самостоятельная работа с разными источниками информации (книга, интернет).

    III. По степени самостоятельности и активности мышления школьников.

    Продуктивные:

    частично – поисковый (эвристическая беседа);

    исследовательский (творческая работа с выводами, сделанными обучающимися).

    Репродуктивные:

    Объяснительно – иллюстративные (устное изложение, работа с таблицей, карточками).

    Методы стимулирования и мотивации учения,  используемые на данном уроке

    • Создание ситуации новизны, неожиданности, актуальности;
    • Создание ситуации успеха в обучении.

    Методы контроля и самоконтроля в обучении, используемые на данном уроке

    • Поощрения;
    • Практический метод контроля (практическая работа) – использован в процессе подготовки к уроку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

    Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

    Урок русского языка на тему: «Первое склонение имён существительных. Именительный и винительный падежи», 3 класс

    Работа на уроке проводилась в группах.Основные цели урока:1) формировать умение определять именительный и винительный падежи по окончаниям и предлогам.2) тренировать умения определять падеж и склонени...

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Винительный падеж имён существительных".

    Данная презентация будет очень полезна при изучении темы "Винительный падеж имён существительных". Содержит цели урока, план изучения темы, физминутки, задания с проверкой, итог урока и тд....

    Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

    Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

    урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"

    Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения...

    Урок русского языка по теме " Безударные окончания имён существительных в единственном числе"

    Урок русского языка по теме "Безударные окончания имен существительных в единственном числе" для 3 класса по программе Перспективная начальная школа....

    Проект урока Русского языка по теме "Три склонения имён существительных"

    1.      Урок способствовует формированию умения различать типы склонения имён существительных через овладение действиями анализа, синтеза, сопоставления и сравнения. ...