Главные вкладки

    Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Лепенькина Елена Евгеньевна

    Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.

    Ход урока.
    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы и целей урока.
    - Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы познакомились почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.)
    - Итак, тема урока «…предложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п.)

    3. Чистописание.

    - Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).
    - Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)
    - Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.
    (Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)
    - Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:

    Росли на грядке зелёные ветки-
    А на них – красные детки. (Помидор.)

    Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
    А как осень подошла, все наряды отдала –
    Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.)

    Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.)

    Не артист, а голосист;
    Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)

    Непоседа пёстрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока.)

    (Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски)

    - Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.)
    - Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:
    (Капуста, крапива, сорока.)
    - К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)
    - Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)

    4. Работа над новым материалом.
    Самостоятельное выполнение упр.142
    - Какой падеж у существительных?
    - Назовите предлоги предложного падежа.
    - На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
    - Попробуем ответить на вопрос Почемучки на стр.77. Прочитайте правило на стр.77.
    _ Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? (о, об, при.)

    5. Закрепление.
    1. упр.143. Определить падежи имён существительных (устно). Составить свою загадку с той же отгадкой.
    2. Выпишите словосочетания с неодушевлёнными существительными женского рода в предложном падеже. (Читать о Родине, обрадоваться Ане, завтрак на траве, прочитать Оле, плыть в лодке, посвятить маме, сидеть на скамейке, думать о дочке, увидеть на парте.

    6. Физкультминутка

    7. Повторение
    1. Задания по карточкам

    1 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены. Определите части речи.

    Земля покрылась пёстрым ковром.

    2 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.

    Шуршит под ногами пожухлая трава.

    3 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, определите падеж имён существительных.

    Машины служат человеку на суше и в море.

    4 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите падеж имён существительных.

    Белые кувшинки плавают в тихих заводях.

    2.Фонетический разбор слова.
    Запишем у себя в тетради предложение: «Гусей крикливых караван тянулся к югу».
    - Определите падеж имён существительных.
    В этом предложении есть интересное слово для фонетического разбора. Это слово «югу».
    - Как вы думаете, чем оно интересно? (Первая гласная буква имеет два звука.)
    - Когда гласная имеет два звука? (В позиции после гласных, разделительных знаков и в начале слова буквы Я,Ю, Е, Ё.)
    Сделаем фонетический разбор слова:
    (к) югу – 2 слога
    Ю[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий ; [у]-гласный, ударный
    Г [г]- согласный, звонкий, парный, твёрдый
    У [у]-гласный, безударный
    4 звука, 3 буквы

    8. Итог урока.
    - На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
    - С какими предлогами употребляется?
    - Почему предложный падеж так называется?
    - Что понравилось на уроке?

    9.Дом. задание.
    Упр.145.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

    Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".

    Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....

    Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс

    Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи....

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

    конспект урока по русскому языку по теме "Предложный падеж", 3 класс...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Предложный падеж имён существительных"

    Данный урок проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" ...