Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Предложный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Кристина Владимировна
 Данный урок проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

«Предложный падеж имён существительных»

Класс

3 «В»

Место урока в разделе

Падежи

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формирование представлений о предложном падеже имени существительного

Задачи урока

1) Познакомить с предложным падежом имени существительного;

2) Повторить и систематизировать знания о членах предложения;

3) Развивать память, внимание, устную и письменную речь;

4) Воспитывать уважительное отношение к страшим в семье.

                                                                                           Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

1) ученик научится правильно писать слова с известными орфограммами;

2) ученик научится правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи

3)ученик научится выполнять разбор по членам предложения.

Познавательные УУД: 1) анализировать предложенный материал; 2) уметь отличать предложный падеж от других падежей имени существительного

Регулятивные УУД: 1) выбирать и распределять предложенный материал по заданному признаку; 2) уметь оценивать результат своей деятельности; 3) определять и формулировать тему урока с помощью учителя

Коммуникативные УУД: 1)участвовать в диалоге; 2) правильно планировать свою речь; 3) высказывать свою точку зрения

1) пробудить желание изучать историю нашей Родины;

2) формировать уважительное отношение к старшим в семье

                                                                                                                       Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник « Русский язык, 3 класс», 1 часть, авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А., часть 1

Поурочное планирование по учебнику « Русский язык, 3 класс», «ПНШ»

«Дидактический материал по русскому языку» 3 класс, авторы Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина.

1)Компьютер, презентация к уроку по теме «Предложный падеж имён существительных»

2) https://znayka.pw/uchebniki/3-klass/russkij-yazyk-3-klass-kalenchuk-churakova-bajkova-chast-1/ 

Межпредметные связи

Окружающий мир, история

Организация пространства

Пространство организовано в рамках стандартной классно-урочной системы

                                                                                                                   Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Деятельность учеников

Планируемые рез-ы.

1

Организационный этап: 1 мин.

1)Поприветствовать детей

2)Проверить готовность к уроку

- Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сядьте ровно, руки положите перед собой, будьте внимательны и активны на уроке

Метод: словесно-иллюстративный

Форма: фронтальная

Приём: беседа

Поверяют готовность к уроку.

Настраиваются на рабочий процесс

Актуализация знаний: 10 мин.

1) Повторить изученный материал

-Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.

- Начнем с небольшого словарного диктанта.  

Словарный диктант. (на слайде)

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, город, деревня, портрет, карандаш. (на слайде: проверь себя)

-Поставь себе оценку «5»-если у тебя нет ни одной ошибки

«4»- 1-2 ошибки;

«3»- 3-4 ошибки.

- Ребята, прежде чем начать новую тему урока, что мы должны вспомнить?

-Да, ребята, нам нужно повторить пройденный материал.

- Вот уже несколько уроков мы с вами изучаем падежи. Посмотрите внимательно на таблицу падежей.

- Что вы заметили?

(на слайде появляются вспомог. слова и вопросы)

-Ребята, давайте просклоняем слово «берег»

Метод: словесный, наглядный

Форма: индивидуальная, фронтальная

Приём: работа с необходимыми предметами на уроке

Пишут сл. слова в рабочие тетради

Проверяют свои работы.

- Прошлую тему урока( то, что мы уже знаем)

- Не хватает в таблице вспомогательных слов и вопросов

Склоняют слово берег по падежам

Предметные 1;

Познавательные 1

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности урока: 5мин.

1) определить тему урока

- Итак, посмотрите внимательно, одна строчка в таблице оказалась пустая. Стоит вопрос «О ком? О чем?»

- Знаете ли вы какой падеж отвечает на вопрос: о ком? о чем?

-Что вы уже знаете о П.п.?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?

- Сегодня мы ближе познакомимся с П.п.. Узнаем  с какими предлогами употребляется П.п., научимся распознавать П.п. в тексте.

Метод: наглядный, словесный

Форма: фронтальная

Прием: беседа

-П.п.

- У него вспомог. слово « думать»

- О П.п.

Р3;К2;К3;

Первичное усвоение новых знаний:10мин

1) Познакомить с предложным падежом имени существительного;

2) Повторить и систематизировать знания о членах предложения

3) Развивать память, внимание, устную и письменную речь;

4) Воспитывать уважительное отношение к страшим в семье.

 -А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.  В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

-В наше время предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

- Откройте учебник, с. 91, прочитайте правило.

- Ребята, как вы думаете, чем предложный падеж отличается от других падежей?

-Вставьте подходящие по смыслу слова в стихотворение:

Я скучаю 

Что ж, я лучше помечтаю 

Очень я люблю мечтать! 

Вот бы мне царевной стать! 

Я мечтаю о ……               корона 

Буду с ней сидеть на …..   трон 

Я мечтаю о ……    слон 

Чтоб кататься при ….    луна 

Я мечтаю о    серёжки 

Я мечтаю о …  сапожки 

Вечерами в ….    полумгле 

Я мечтаю об ….   орёл 

Буду с ним летать на ….   воля 

Буду я учиться в ….    школа 

Ой, мечтаю я уже 

О ……падеже      предложный

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о ……               корона

Буду с ней сидеть на …..   трон

Я мечтаю о ……    слон

Чтоб кататься при ….    луна

Я мечтаю о …   серёжки

Я мечтаю о …  сапожки

Вечерами в ….    полумгла

Я мечтаю об ….   орёл

Буду с ним летать на ….   воля

Буду я учиться в ….    школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже      предложный

- В каком падеже вы поставили имена существительные?

-Перечислите все слова с предлогами в данном стихотворении.( перечисляются слова с предлогом вместе с детьми)

- Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Ребята, давайте прежде, чем выполнять следующее задание, вспомним, что обозначают и на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения. ( на слайде таблица)

- Составьте два предложения.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились. 

-Выполним разбор предложений. Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

 Разбор 1 предложения по членам предложения. Дедушка рассказывал о внуке.

Разбор 2 предложения по членам предложения. 

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод.

Физминутка

Метод: словесный, практический, наглядный

Форма: фронтальная

Прием: работа с необходимыми предметами на уроке

-Да

Слушают

-Думать

-Тем, что П.п. употребляется только с предлогами

-короне

-троне

-слоне

-Луне

-сережках

-сапожках

-полумгле

-орле

-воле

-школе

-предложном

- В предложном

Перечисляют

-о, на, при, в, об

Вспоминают

-Дедушка рассказывал о внуке.

-В воздухе кружились листочки.

-Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём?  В предложении являются второстепенным членом предложения.

Физминутка

Предметные 1,3;

Познавательные 1,2;

Р1; Л1;Л2

Первичная проверка понимания:12мин.

1) Проверить понимание детей

Учебник, с. 92, №77. Выпиши словосочетания, в которых выделенные слова являются зависимыми словами. Поставь вопрос от слова-командира к слову-солдату. Определи падеж выделенных слов.

Учебник, с.92, №78. Прочитай отрывок из стихотворения, в котором речь идёт об игрушечной машине.

-В каком падеже стоят все существительные, кроме выделенных? Определи падеж выделенных существительных. С какими предлогами употреблены существительные, стоящие в одном и том же падеже?

Метод: практический, наглядный, словесный

Форма: фронтальная

Прием: работа с учебником, рабочей тетрадью

Написал (где? в чём?) в тетрадке (тетради), растут (где? на чём?) на грядке (грядка).

-Все существительные, кроме выделенных употреблены в форме П.п.

Искали (кого? что?) машину (В.п.),

нашли (где? за кем? за чем?) за поленом (Т.п.).

Предметные 2;

Познавательные 1,2;

Р1;К2;К3

Первичное закрепление: 10мин.

1)Проверить усвоенные знания

Индивидуальная работа.

- Укажите  падеж имён существительных.

блестела на траве (____)

проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

( слайд: проверь себя)

- Молодцы!

- Ребята, вам надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже.

 Выпиши букву из столбика «да», если существительное стоит в предложном падеже если существительное стоит не в предложном падеже, то выпиши букву из столбика «нет».

                                           Да                 Нет

1. нырнул в воду                о                   м

2. играют в воде                 о                    к

3. на морском берегу         л                    п

4. отъехал  от берега          и                    о

5. скользят по воде            ч                     д

6. в морской пучине           е                    н

7. жить на острове              ц                   й

- Что у вас получилось?

-Если у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду- новые знания.

Метод: наглядный, практический

Форма:

Прием: работа с необходимыми предметами на уроке

Выполняют задание

Выполняют задание

Слово молодец.

Предметные 2;

Познавательные 1,2

Информация о д.з, инструктаж по его выполнению: 1 мин.

1)Уметь правильно записать д.з в дневник

Учебник, с.91, выучить правило, с. 93 № 79. Найди в тексте и поставь простым карандашом точки над существительными с орфограммой парный согласный в корне слова. Спиши текст. Перед отмеченными тобой существительными напиши проверочные слова. В последнем предложении поставь нужный знак. Определи падеж выделенных слов.

Метод: словесный

Форма: фронтальная

Записывают домашнее задание

Рефлексия: 1 мин

1)Подвести итог урока

2)Уметь оценивать свою работу на уроке

- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы ближе познакомились с П.п.. Узнали  с какими предлогами употребляется П.п., научились распознавать П.п. в тексте.

- Подведем итоги ( в презентации: я повторил; я узнал; я научился)

- Урок окончен! До свидания!

Метод: беседа

Форма: фронтальная

Подведение итогов

Р2; К3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс  «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России

Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "Изменение имён прилагательных по падежам"

Данный урок разработан в соответствии с рабочей программой «Школа России», русский язык 4 класс. Учащимся уже знакомо, что такое имя прилагательное, склонение имен прилагательных (род, чис...