Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Филькова Ирина Валерьевна

Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_24_noyabrya.doc189 КБ
Файл sorevnovanie_slova.pptx173.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалоговый, частично-поисковый

Тема урока

3-е склонение имен существительных.

Цель урока

Деятельностная: формировать у учащихся умения реализовать новые способы действия.

Содержательная: познакомить учащихся с существительными 3-го склонения.

Задачи урока

1.    познакомить с признаками имен существительных 3-го склонения.

2. учить выделять имена существительные 3-го склонения из группы существительных.

3.    развивать умение классифицировать имена существительные по склонениям.

4.  развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей.

5.    воспитание интереса и положительного отношения к языку.

Основные термины, понятия

Склонение имен существительных, признаки существительных 3-го склонения, падежи русского языка.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, окружающий мир.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению;

- подбирать примеры имен существительных 3-го склонения;

- систематизировать знания о склонении имен существительных;

- выполнять разбор слова по составу;

- выполнять синтаксический разбор предложения;

- выполнять фонетический разбор слова.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдения;

- высказывать и доказывать свою точку зрения.

Личностные: 

- осознавать нравственные категории;

- актуализация мыслительной и творческой деятельности;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

 УУД

Познавательные УУД: 

-уметь воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы;

-уметь использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы) представления информации;

-извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

-повышать интерес учащихся к изучаемому предмету.

Регулятивные УУД:

- учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности,

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

существлять познавательную и личностную рефлексию;

-уметь концентрировать свое внимание, сосредоточиться, делать выводы.

Коммуникативные УУД: 

- формулировать высказывание, мнение в рамках диалога с учителем; одноклассниками

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь договариваться в рамках совместной деятельности.

Организация пространства

Методы и форма работы

Ресурсы

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.

Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Используемые приемы оценивания

Словесная оценка учителя, самооценка, тестовое задание.

-Использованное оборудование: компьютер; интерактивная доска.

-Информационный материал: 

учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» изд. «Просвещение», М., 2013г.;

электронный словарь;

-Демонстрационный материал: электронная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, карточки с заданием,, схема с Ъ и Ь.

Этапы и цели на каждом этапе урока

Этапы урока

Цели

МОТИВАЦИЯ

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

АКТУАЛИЗАЦИЯ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Переход извне внутрь нового способа действия и применение нового знания в типовых заданиях.

ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты, формируемые УУД

1.

Мотивация

Приветствует гостей.

Настраивает детей на работу.

Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь друг другу. Хоть на улице и хмуро, но мы не будем расстраиваться, ведь у осени тоже есть свои прелести. А чтобы встретить белоснежную зиму, мы сегодня постараемся «проводить» осень с почетом. Вспомним на уроке, какая она – наша осень.

Предлагается пословица (запись на обычной доске).

Холден батюшка …ктябрь, а н…ябрь и его перехлодил.

Объясните смысл пословицы. Назовите словарные слова. Какого слова «не хватает»  к паре словарных слов? (сентябрь).

Запись в тетрадь числа.

Запишите словарные слова по порядку следования месяцев, выделите орфограммы.

Проверка словарных слов фронтально с места.

Ребята, что объединяет эти слова?

Фронтальная и индивидуальная работа.

Как вы определили склонение?

Каким алгоритмом пользовались?

С существительными каких склонений мы уже знакомы?

Приветствуют гостей.

Читают, выясняют смысл пословицы. Делают акцент на уважительное отношение народа к осенним месяцам, обращая внимание на употребление слова батюшка в пословице.

Объясняют правописание пропущенных букв. Называют словарные слова и слово сентябрь.

Записывают по порядку словарные слова – названия осенних месяцев.

Проверяют словарные слова по ответам одноклассников.

Выясняют, что слова относятся ко 2-му склонению.

Повторяют алгоритм определения склонения по опорной таблице.

Таблица

Личностные:

- формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2.

Актуализация и  пробного учебного действия

Работа в парах.

Хотите убедиться, что вы уже можете распознавать существительные 1 и 2-го склонения? Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах.

Разделите на группы по 2-ум склонениям существительные. Запишите на карточках. (2 слова «лишних»).

Карточка

Делят существительные по склонениям. Обнаруживают «лишние» слова.

Личностные:
- формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.

Выявление места и причины затруднения

Проверка.

Какие слова записали в 1 склонение?

Почему?

Значит, какие существительные относятся к 1-му склонению? (вывешивается правило)

Во второе склонение? (вывешивается правило).

Что обнаружили при группировке слов?

Прочитайте эти слова. Какое слово вам непонятно? Объясните смысл слова. Где можно уточнить лексическое значение слова?

СЛЯКОТЬ, ж. Жидкая грязь на земле, на дорогах. (толковый словарь Ожегова)

Как вы думаете, почему эти слова вы не записали ни к 1-му, ни ко 2-му склонению?

Проверяют вслух, доказывая свой выбор.

Выясняют, что два слова не подошли к 1 и 2 склонениям.

Объясняют лексическое значение слова слякоть. Пользуются толковым словарем для уточнения.

Делают предположение, что слова – ОСЕНЬ И СЛЯКОТЬ относятся к 3-му склонению.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование  адекватной позитивной самооценки.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать тему урока.

Что нового мы узнаем сегодня на уроке?

С какими словами будем работать?

Чтобы получить новые знания и умело ими пользоваться, как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Акцентировать внимание на фразу, которую, возможно выскажут дети: знать правило.

Формулируют тему урока. Дают предположения о необходимых знаниях для поиска новых знаний.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- структурирование знания.

5.

Реализация построенного проекта

Предлагает составить мини-рассказ на тему «Существительные 3-го склонения». Текст дан с пропусками.

Работа в парах

Посмотрите еще раз на слова, которые не подошли к 1-му и 2-му склонению.

Попробуйте вставить в текст правила нужные слова.

Обратная сторона карточки

Выслушиваются ответы детей.

Как проверить, правы вы или нет?

Вы хорошо поработали, теперь надо и отдохнуть.

ФИЗКУЛЬПАУЗА

Сегодня я приготовила для вас маленький сюрприз. Вспомним, какое время года мы сегодня на уроке провожаем с почетом? А помните, сколько песен посвящено осени, а почему мы поем песни об осени? Предлагаю вашему вниманию сюрприз. Подпеваем и двигаемся под музыку!

Сюрприз для детей. Исполнение вместе с детьми песни «Осень, милая шуршит….» по фонограмму.

(дети знают эту песню, любили ее петь, но пели ее год назад)

Читают текст. Вставляют подходящие по смыслу слова.

Читают полученный текст.

Учащиеся обращаются к тесту правила в учебнике.

Читают правило с.97 и сравнивают с полученным текстом.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов,

-- формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения,
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- установление причинно-следственных связей.

6.

Первичное закрепление 
с проговариванием во внешней речи

Мы хорошо отдохнули. Предлагаю продолжить нашу работу.

Над какой темой мы работаем на уроке?

Предлагает найти существительные 3-го склонения из предложенной  группы существительных.

Работа у доски всем классом по цепочке.

Сейчас мы будем соревноваться в правильности выполнения работы по колонкам. Каждый ученик будет по цепочке выходить к доске и записывать слово 3-го склонения в свою колонку. А в это время остальные будут писать в тетрадь слова 3-го склонения.

Где мы будем брать слова? Слова будут появляться на доске.

Итак, какая главная задача соревнования? (найти сущ. 3-го склонения и записать его, как можно быстрее).

Соревнование.

Работа проектора

1.Листопад, сырость, капля.

2. Туман, роса, ночь.

3.Журавль, изморозь, туча.

4.Ветер, изморось, рябина.

5.Свежесть, дождь, птица.

Запись в тетради с выделением окончания.

Сырость, ночь, изморозь, свежесть, изморось.

Работа с толковым словарем. Толкование слов изморось и изморозь.

Подведение итогов. Похлопаем команде (ам) победителю(ям) и всем ребятам. Все молодцы!

Ученики поочередно выходят к доске и выписывают по 1 слову сущ.3-го склонения, остальные пишут в тетрадях, выделяют окончания.

Работа с толковым словарем. Толкование слов изморось и изморозь.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей.

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной форме,
- установление причинно-следственных связей.

7.

Самостоятельная работа с само и взаимопроверкой по эталону

Предлагает к выполнению упражнение № 173.

Предлагает обменяться тетрадями и проверить друг у друга.

ПАУЗА ДЛЯ ГЛАЗ

(птичка)

Выполняют упр.№170. Разбирают задание, выясняют алгоритм выполнения.

Выполняют взаимопроверку.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия,
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8.

Включение в систему знаний и повторения

Предлагает на отметку записать 5 существительных 3-го склонения и доказать, что сущ. относятся к 3-му склонению.

Ученики на листочках на отметку выполняют задание.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- оценка правильности выполнения действия,

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

9.

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам подвести итог урока по табличке рефлексии

Я знаю…..

Я вспомнил….

Я запомнил….

Я смогу….

Объяснение домашнего задания упр. 172

Высказывают свои мысли с опорой на таблицу

Я знаю…..

Я вспомнил….

Я запомнил….

Я смогу…..

Ученики читают задание и объясняют выполнение, записывают в дневник.

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

л истопад с ырость капля

Слайд 2

т уман роса ночь

Слайд 3

ж уравль и зморозь туча

Слайд 4

с вежесть д ождь птица

Слайд 5

в етер и зморось рябина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "2 – е склонение имен существительных." (УМК Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения.Планируемые результатыПредметные: знать признаки имен существительных 2 – го склонения и уметь их находить....

Технологическая карта урока по русскому языку: "1-е склонение имён существительных" (УМК "Школа России"., 4 класс)

Тема урока: «1-е склонение имён существительных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о склонении имён существительных.Планируемые результат...