Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс)

Кучер Галина Ивановна

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»

Тип урока:

 открытие новых знаний

Авторы УМК:

 учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 3 класс

Цели урока:

 развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи; наблюдать за значением имён существительных;

уметь классифицировать имена существительные;

 учить находить признаки имён существительных;

применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование:

 Карточки,учебник

           

  Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствует учащихся.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II этап

Мотивация к учебной деятельности

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1 Минутка чистописания.

з в зв вз вв

2 Словарная работа.

Самолёт 

(летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.)

3Синтаксический разбор предложения:

В субботу ребята собрались у подъезда школы.

4Тренинг «Расселение».

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

-Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

Записывают число, классная работа. Прописывают буквы з в зв вз вв.

Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна, самолёт. Делают синтаксический разбор предложения.

Отвечают на вопросы.

-По частям речи.

-Бегать, летит, желтеть.

-Глаголы.

Что делать? Что делает?

-Красный, огромная, бумажное.

-Имена прилагательные.

Какой? Какая? Какое?

Солнце, небо, девoчкa.

- Имена существительные

Кто? Что?

III этап

Учебно-познавательная деятельность

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Слушают стихотворение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

IV этап

Физминутка

Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

- Какой  танец ваш самый любимый?

- Давайте послушаем про них песню и потанцуем.

Танец маленьких утят.

Слушают музыку и повторяют движения за утятами.

V этап

Проектирование и фиксация нового знания.

научить отличать имена существительные от других частей речи.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует.

Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Молодцы!

Прочитайте текст.

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

Все ли понятно в тексте?

-Почему?

Давайте вместе подберем слова, спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях?

-Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какие слова вставили в 3 предложение?

-Какое слово вставили в 5 предложение?

-На какой вопрос оно отвечает?

Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными  членами  предложения.

-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?;

-имена существительные обозначают предмет;

-имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Ответы детей.

Нет

Здесь пропущены имена существительные.

Записывают полученный текст в тетрадь.

Проверка в парах.

Учащиеся отвечают на вопросы.

VI этап

Первичное закрепление нового материала.

закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи.

Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,

с. 9  упр. 9

-Выпишите имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

Следующее задание:

с. 10 упр. 11.

Объясните какой частью речи является каждое слово. Над  существительными укажите часть речи так: сущ.

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в парах.

Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

-КТО?

Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над  существительными указывают: сущ.

VII этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.

Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная- высокий уровень, синяя- средний уровень, зеленая- низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические  названия -море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры- лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии- штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки- штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

Дифференцированная работа  по индивидуальным карточкам.

Проверяют свою работу по образцу

VIII этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Какая часть речи называется

именем существительным?

Приведите примеры.

Оцените свою работу на  уроке.

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

IX этап

Дифференцированное домашнее задание

Предлагает выполнить по выбору:

- Стр. упр.10

- Стр. упр. 13

- Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»).

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Карточки с разноуровневыми заданиями.                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка  № 1      

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Карточка  № 2

Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Карточка  № 3

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.



Предварительный просмотр:

Тема:  «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»

Тип урока:

 открытие новых знаний

Авторы УМК:

 учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 3 класс

Цели урока:

 развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи; наблюдать за значением имён существительных;

уметь классифицировать имена существительные;

 учить находить признаки имён существительных;

применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование:

 Карточки,учебник

           

  Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствует учащихся.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II этап

Мотивация к учебной деятельности

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1 Минутка чистописания.

з в зв вз вв

2 Словарная работа.

Самолёт 

(летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.)

3Синтаксический разбор предложения:

В субботу ребята собрались у подъезда школы.

4Тренинг «Расселение».

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

-Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

Записывают число, классная работа. Прописывают буквы з в зв вз вв.

Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна, самолёт. Делают синтаксический разбор предложения.

Отвечают на вопросы.

-По частям речи.

-Бегать, летит, желтеть.

-Глаголы.

Что делать? Что делает?

-Красный, огромная, бумажное.

-Имена прилагательные.

Какой? Какая? Какое?

Солнце, небо, девoчкa.

- Имена существительные

Кто? Что?

III этап

Учебно-познавательная деятельность

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Слушают стихотворение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

IV этап

Физминутка

Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

- Какой  танец ваш самый любимый?

- Давайте послушаем про них песню и потанцуем.

Танец маленьких утят.

Слушают музыку и повторяют движения за утятами.

V этап

Проектирование и фиксация нового знания.

научить отличать имена существительные от других частей речи.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует.

Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Молодцы!

Прочитайте текст.

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

Все ли понятно в тексте?

-Почему?

Давайте вместе подберем слова, спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях?

-Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какие слова вставили в 3 предложение?

-Какое слово вставили в 5 предложение?

-На какой вопрос оно отвечает?

Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными  членами  предложения.

-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?;

-имена существительные обозначают предмет;

-имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Ответы детей.

Нет

Здесь пропущены имена существительные.

Записывают полученный текст в тетрадь.

Проверка в парах.

Учащиеся отвечают на вопросы.

VI этап

Первичное закрепление нового материала.

закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи.

Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,

с. 9  упр. 9

-Выпишите имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

Следующее задание:

с. 10 упр. 11.

Объясните какой частью речи является каждое слово. Над  существительными укажите часть речи так: сущ.

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в парах.

Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

-КТО?

Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над  существительными указывают: сущ.

VII этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.

Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная- высокий уровень, синяя- средний уровень, зеленая- низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические  названия -море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры- лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии- штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки- штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

Дифференцированная работа  по индивидуальным карточкам.

Проверяют свою работу по образцу

VIII этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Какая часть речи называется

именем существительным?

Приведите примеры.

Оцените свою работу на  уроке.

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

IX этап

Дифференцированное домашнее задание

Предлагает выполнить по выбору:

- Стр. упр.10

- Стр. упр. 13

- Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»).

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Карточки с разноуровневыми заданиями.                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка  № 1      

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Карточка  № 2

Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Карточка  № 3

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...