Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ем классе на тему «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зайцева Наталья Георгиевна

технологическая карта урока и презентация русский язык  3кл В.П. Канакиной УМК " Школа России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon moy_luchshiy_urok_po_fgos.zip1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Н.Г.

Учителя  начальных классов МБОУ Марчелгашской НШ №23 ,

Республики Хакасия, Ширинского района

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ем классе на тему «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»

Тип урока:

 открытие новых знаний

Авторы УМК:

 учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год; рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3класс»;  

Цели урока:

 развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи; наблюдать за значением имён существительных;

уметь классифицировать имена существительные;

 учить находить признаки имён существительных;

применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Оборудование:

 компьютер, мультимедийный проектор,

Образовательные ресурсы:

 презентация по теме урока, карточки для дифференцированной работы; учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год; рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3класс»;  методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

 

             

  Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап Организационный момент

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствует учащихся.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

регулятивные

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II этап

Мотивация к учебной деятельности

Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1 Минутка чистописания.

з в зв вз вв

2 Словарная работа.

Самолёт 

(летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.)

3Синтаксический разбор предложения:

В субботу ребята собрались у подъезда школы.

4Тренинг «Расселение».

Распределите  слова на 3 группы по определенным общим признакам.  Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова?  

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

Затруднения в индивидуальной деятельности.

Проверка.

-Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

-Почему же вы допустили ошибки?

-Запишите имена существительные в тетрадь.

Записывают число, классная работа. Прописывают буквы з в зв вз вв.

Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна, самолёт. Делают синтаксический разбор предложения.

Отвечают на вопросы.

-По частям речи.

-Бегать, летит, желтеть.

-Глаголы.

Что делать? Что делает?

-Красный, огромная, бумажное.

-Имена прилагательные.

Какой? Какая? Какое?

Солнце, небо, девoчкa.

- Имена существительные

Кто? Что?

-Нет.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Записывают имена существительные в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - определять общие для всех правила поведения;

III этап

Учебно-познавательная деятельность

Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

 Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Слушают стихотворение.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

 -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; 

-определять последовательность

действий на уроке;

познавательные 

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: 

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV этап

Физминутка

Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

- Какой  танец ваш самый любимый?

- Давайте послушаем про них песню и потанцуем.

Танец маленьких утят.

Слушают музыку и повторяют движения за утятами.

V этап

Проектирование и фиксация нового знания.

научить отличать имена существительные от других частей речи.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует.

Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Молодцы!

Прочитайте текст.

Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу.

Все ли понятно в тексте?

-Почему?

Давайте вместе подберем слова, спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях?

-Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какие слова вставили в 3 предложение?

-Какое слово вставили в 5 предложение?

-На какой вопрос оно отвечает?

Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными  членами  предложения.

-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?;

-имена существительные обозначают предмет;

-имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

Ответы детей.

Нет

Здесь пропущены имена существительные.

Записывают полученный текст в тетрадь.

Проверка в парах.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные: -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные: 

-высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

VI этап

Первичное закрепление нового материала.

закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи.

Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,

с. 9  упр. 9

-Выпишите имена существительные.

-Докажите, что это имена существительные.

-Сейчас мы с вами будем работать в парах.  Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО?

Молодцы! Все справились с заданием на отлично!

Следующее задание:

с. 10 упр. 11.

Объясните какой частью речи является каждое слово. Над  существительными укажите часть речи так: сущ.

Записывают в тетрадь.

Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в парах.

Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

-КТО?

Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над  существительными указывают: сущ.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах.

VII этап

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.

Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная- высокий уровень, синяя- средний уровень, зеленая- низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические  названия -море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры- лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии- штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки- штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

Дифференцированная работа  по индивидуальным карточкам.

Проверяют свою работу по образцу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: 

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке

организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

Какая часть речи называется

именем существительным?

Приведите примеры.

Оцените свою работу на  уроке.

Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

IX этап

Дифференцированное домашнее задание

Предлагает выполнить по выбору:

- Стр. упр.10

- Стр. упр. 13

- Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»).

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

познавательные:

-осуществлять  анализ учебного материала;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Карточки с разноуровневыми заданиями.                ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка  № 1      

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Карточка  № 2

Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Карточка  № 3

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

Карточки с разноуровневыми заданиями.                ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Карточка  № 1      

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва,  гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Карточка  № 2

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Карточка  № 2

Выбери из списка слова,  которые относятся к данной группе.

Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель - диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

                                                    Аннотация к уроку.

Предмет:   русский язык 3 класс УМК « Школа России»

Тема урока: Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Разработали: Кадочникова И.В   Зайцева Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Школа России...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста».

Технологическая  карта  урока  по учебному  предмету  «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста»....