Технологическая карта урока по учебному курсу «Русский язык » во 2 «В» классе по теме «Перенос слов по слогам» по УМК «Школа России» В.П.Канакиной
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Оксана Ярославовна Титенок

Методическая разработка по предмету «Русский язык» во 2 классе по теме «Перенос слов по слогам» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Учителем определены универсальные учебные действия, направленные на освоение знаний обучающимися по данной теме.

        Целью урока является создание условий на уроке для ознакомления учащихся с переносом слов по слогам; формирования умения переносить слова.

        Применение на уроке русского языка словесного, наглядно-иллюстративного, частично-поискового методов обучения позволяет обеспечить активность мыслительной и практической деятельности обучающихся, способствует полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.

        Методы и формы организации процесса обучения обусловлены содержанием каждого этапа урока, способствуют формированию предметных, метапредметных и личностных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1»

Технологическая карта урока

по учебному курсу «Русский язык »

во 2 «В» классе

по теме «Перенос слов по слогам»

по УМК «Школа России» В.П.Канакиной

Титенок Оксана Ярославовна,

учитель начальных классов,

высшее образование,

педагогический стаж- 26 лет,

первая квалификационная категория

2023 г.

Аннотация

на методическую разработку урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе

по теме «Перенос слов по слогам»

Методическая разработка по предмету «Русский язык» во 2 классе по теме «Перенос слов по слогам» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Учителем определены универсальные учебные действия, направленные на освоение знаний обучающимися по данной теме.

Целью урока является создание условий на уроке для ознакомления учащихся с переносом слов по слогам; формирования умения переносить слова.

Применение на уроке русского языка словесного, наглядно-иллюстративного, частично-поискового методов обучения позволяет обеспечить активность мыслительной и практической деятельности обучающихся, способствует полноценному усвоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениям.

Методы и формы организации процесса обучения обусловлены содержанием каждого этапа урока, способствуют формированию предметных, метапредметных и личностных УУД.

Технологическая карта

Тема урока

Перенос слов по слогам

Класс

2

УМК

«Школа России»

Педагогические цели

Создать условия для ознакомления учащихся с переносом слов по слогам, правописанием словарного слова жёлтый; формирования умения переносить слова

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Личностные
результаты

Демонстрируют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – сравнивают, классифицируют по заданным критериям.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Образовательные
ресурсы

Орфоэпический словарь. Таблица «Правила переноса слова»

Интернет-ресурсы

Этапы урока

Формы, методы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивационно – ориентировочный этап

Фронтальная.

Словесный

1. Проверяет готовность к уроку

-На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодня урок не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка. Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.

-Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всём старательны!

#1055;равила письма (посадки).

3. Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения предстоящей работы.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность

к работе на уроке

II. Актуализация знаний

#1052;инутка чистописания

Работа в рабочей тетради (с. 32)

Индивидуальная.

Практический

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите все число, классная работа.

Цв щу ЧЕ Чу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Повторяют правила посадки

2. Словарно-орфографическая работа

Фронтальная

Отгадайте загадки и запишите отгадки:

#1041;елый камень

В воде тает

(сахар)

#1060;ырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

(ветер)

#1057;твол белеет, шапочка зеленеет.

(береза)

#1057;иноним к слову мгновенно (быстро)

5. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

6. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? …

(дорога)

#1040;нтоним к слову до свидания (здравствуйте)

#1057;иноним к слову до свидания (прощай).

Отгадывают загадки, записывают отгадки

Знакомство с правописанием

слова жёлтый

Групповая

1 группа - работа с толковым словарём;

2 группа - подбор однокоренных слов;

3 группа - составление предложения.

Запоминают и записывают словарное слово в орфографический словарик, работают с толковым словарём, подбирают однокоренные слова, составляют предложения

Грамотно осуществляют письмо словарного слова, находят словарное слово в словаре, объясняют значение слова, составляют предложения.

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный

- Мы записали слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения? Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

- Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

- Почему? (Он не знает правила переноса.)

- Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

- Сформулируйте тему нашего урока.

– Как переносить
слова с одной строки
на другую?

Слушают учителя
и отвечают на вопрос

Формулируют тему урока

IV. Усвоение
новых знаний
и способов

1. Мини - исследование

Работа в группах

Работа в парах

- Давайте вспомним ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ПЕРЕНОСА СЛОВ.

Слова переносятся по слогам»)

- Сейчас мы проведем исследование по группам. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой.

План работы:

1. Прочитать слова.

#1054;братить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит знак переноса, если он есть.

4. Сформулировать правило переноса слов.

- У каждой группы получится свое правило.

Работа 1 группы

Рассмотреть предложенные слова: шкаф, стол, класс, снег, гром.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на выделенные буквы.

-На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Учитель открывает 1 правило под вопросительным знаком – «Слова из одного слога не переносятся»)

- Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Работа 2 группы

Рассмотреть предложенные слова: пень-ки, подъ-езд, конь-ки, зай-ка, лей-ка.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

(Учитель открывает 2 правило под вопросительным знаком – «Буквы Ь, Ъ, Й при переносе нельзя отрывать от предыдущего слога»)

- Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Работа 3 группы

Рассмотреть предложенные слова: ёжик, осень, улей.

- Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

- На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

(Учитель открывает 3 правило – («Слог из одного гласного не переноси и не оставляй на строке»).

- Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

- А сейчас мы все вместе откроем еще одно правило переноса.

- Прочитайте слова на слайде. Предложенные слова: касса, Анна, тонна, аллея, русский.

-Как будем переносить эти слова? Кто догадался?

-У вас есть карточки с этими словами, разделите их для переноса.

Самопроверка со слайдом.

-Сформулируйте и озвучьте правило переноса.

(Учитель открывает 4 правило -

«Если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними»)

Читают, отвечают

на вопросы, выполняют задания

Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова.

2. Перенос слов

с одной строки

на другую
(упр. 108)

Фронтальная. Практический

Объясняет задание, контролирует его выполнение

Выполняют задание

Выдвигают критерии группировки слов

3. Переносное
значение слов (упр. 109)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический

– Прочитайте стихотворение.

– Какие слова употреблены
в переносном значении? Объясните их значение.

– Спишите. Подчеркните слова, которые нельзя переносить
с одной строки на другую

Заглянула осень
наступила осень.
Шуршат желтые метели – шуршит листва.

– Осень, сад

Находят в тексте слова

в переносном значении, объясняют их значение. При списывании осуществляют
самопроверку. Распознают слова, которые нельзя переносить

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём,

(Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд,

(Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот.

(Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили,

(Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Выполняют движения

по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

5. Развитие речи.

Составление загадок (упр. 110).

Работа в рабочей тетради (№ 68)

Групповая,
индивидуальная.

Словесный,
творческий,
практический. Составление
загадок, письмо

Предлагает прочитать слова
и составить из них две загадки про музыкальные ноты.

– Запишите загадки, одно
из слов разделите для переноса

Читают слова, составляют загадки, записывают их, делят слова

для переноса

Из слов и словосочетаний составляют загадки, соблюдая логику изложения. Умеют работать коллективно

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слова, отвечающие на вопрос: кто? Ударение. Перенос слов (упр. 106)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,

практический.

– Прочитайте текст. Поразмышляйте над вопросом к нему.

– Выпишите слова с указанными признаками

Настовички – зайчата, родившиеся весной,
когда снег покрыт настом. Листопаднички – зайчата, родившиеся
осенью

Устанавливают причинно-следственные связи. Объясняют происхождение слов и их значение. Группируют слова по выделенным критериям

2. Работа в рабочей тетради
(№ 65, 66, 67)

Парная.

Комментирует задания,
контролирует их выполнение

Вставляют пропущенные буквы, делят слова на слоги и для переноса, подбирают и записывают слова

Работают в паре, контролируют действия партнера. Выполняют учебные действия по алгоритму. Применяют полученные знания

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Фронтальная.

Словесный.

– Закончите предложения:

Сегодня на уроке русского языка по теме «Перенос слов по слогам» я:

• узнал(а)

• понял(а)…

• научился (лась)…

• выполнял(а) задание…

Заканчивают

предложения

в зависимости

от своего состояния, впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VII. Домашнее
задание.

Деление слов
на слоги и для
переноса
(упр. 112)

Фронтальная. Словесный.

Комментирует задание,
проверяет понимание его
выполнения

Слушают учителя,

делают записи

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Стихотворение А.Шибаева «Как я перенёс слова»

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

Приложение № 2

План работы группы:

1. Прочитать слова.

#1054;братить внимание на выделенные буквы.

3. Посмотреть, где стоит знак переноса, если он есть.

4. Сформулировать правило переноса слов.

Приложение № 3

1 группа

Рассмотрите слова:

шкаф, стол, класс, снег, гром

Прочитайте слова хором, обращайте внимание на выделенные буквы.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

2 группа

Рассмотрите слова:

пень-ки, подъ-езд, конь-ки, зай-ка, лей-ка

Прочитайте слова хором, обратите внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

3 группа

Рассмотрите слова:

ёжик, осень, улей

Прочитайте слова хором, обратите внимание на перенос.

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

РАБОТА В ПАРАХ

Рассмотрите слова:

касса, Анна, тонна, аллея, русский

Прочитайте слова. Как можно перенести эти слова?

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Приложение № 4


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Перенос слов по слогам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК "Школа России". Тема урока:  "Перенос слов по слогам"....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста».

Технологическая  карта  урока  по учебному  предмету  «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста»....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Перенос слов по слогам"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Перенос слов по слогам"...