Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Филатова Елена Михайловна

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки» Школа России

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова Е.М.

учитель начальных классов МБОУ ООШ №2,

г.Нерчинск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1-ом классе на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко

Цели урока:

Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

использовать знаковые символы при составлении звуковых схем;  наблюдать и сравнивать согласные звуки;

Личностные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- работать в паре по предложенному учителем плану;

- учить проводить самооценку  деятельности.

 Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

-уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

- упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре.

Предметные:

-  научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

-  познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

-  формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

- формировать орфографическую зоркость.

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

2.Минутка чистописания. Словарная работа:

Цель: подготовить руку к письму, повторить словарные слова.

 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

- актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
 

- Сегодня мы будем продолжать познавать тайны русского языка.

Посмотрите на данные буквосочетания. Что можете о них сказать?

Можно ли данные записи назвать словами? Почему?

крв млк птх пнл лсц

А можно ли здесь «увидеть» слова? Попробуйте это сделать.

Корова, молоко, петух ,пенал, лисица.

- Поиграем в слова. Подумайте, сколько слов можно составить из предложенных букв? Запишите их.

                                       О     А      И

                                      М     Я      Л

                                        Ы     Е    Ё

- Можно ли их при письме переносить с одной строки на другую?

- Какими звуками они различаются?

-Разделите их на две группы.

1. Задание на пробное действие.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь, продолжив столбики:

1) Поверчу волшебный круг –

    И меня услышит друг.  

                                        (Телефон.)

2) Золотая голова велика, тяжела.

    Золотая голова отдохнуть прилегла.

   Голова велика, только шея тонка.

                                           (Тыква.)

3) Мордочка усатая,
   Шубка полосатая,
   Часто умывается,
   За хвостом гоняется.

                                       (Кот.)

4) Рассекает океан,
    Из спины живой фонтан!
    Страшен и огромен он,
    Но ест крошечный планктон.

                                         (Кит.)

2. Рефлексия выполненного задания.

- Какие отгадки вы записали в первый столбик, а какие во второй?

Эмоциональный настрой на урок.

Записывают буквосочетания в тетрадь.

Ищут слова в словаре, проверяют их написание в словаре.

Запись в тетрадях слов: лук, люк, мал, мял, мел.

 

Нельзя, потому что…..

- В словах мыл, мал, мол первые звуки твёрдые, а в словах мил, мял, мел,мёл первые звуки мягкие.

Учащиеся высказывают предположения:

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 -ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

 - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

   

Личностные УУД:

 - формируем умение  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-  формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала

 -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 -работать по предложенному плану, инструкции;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- формируем умение работать в группе.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

- организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

- Почему не все правильно распределили слова по столбикам?

- Какие слова записали неправильно?

- Назовите первый звук в слове, в котором допустили ошибку.

-Какой это звук?

Возможные предположения учащихся.

Ответы учащихся.

- Мягкий/твёрдый согласный звук.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.  

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

- Кто может озвучить тему сегодняшнего урока?

- Какую цель вы поставите сегодня на уроке перед собой?

- Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

- Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

- реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

- Откройте учебники на страницу 81, найдите упражнение 1. Прочитайте, найдите слова с выделенными буквами. Объясните их значение.

- Спишите стихотворение.

- Выполните взаимопроверку выполненной работы.  - Кто доволен  своими  результатами работы?

- Кто не доволен? Почему? Над чем нужно поработать?

-Найдите в стихотворении слово апрель. Давайте запишем звуковую форму этого слова в транскрипции. [а п р' э л'].

- Какие звуки мягкие?  Какой звук твёрдый?

- Что вы заметили?

Учащиеся выразительно читают стихотворение З. Александровой, объясняют значения слов ель, сосна, апрель, капель, лес, весна.

Учащиеся списывают стихотворение.

Индивидуальная работа

 Взаимопроверка, оценка результата.

Дети произносят звуки [п], [рʼ], [лʼ].

- Звуки [рʼ], [лʼ] мягкие, звук [п] твёрдый.

- Мягкость звука [рʼ] обозначена в письме гласной е, а мягкость звука [лʼ] обозначает мягкий знак.

Предметные:

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Распознавать модели условныхобозначений твёрдых и мягких согласных [м̓], [м].

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, после согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука.

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Топ-топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ёжик на пеньке,

Пляшет чижик на сучке,

Пляшет пёсик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что стоишь? Пляши и ты!!!

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

- применение новых знаний в типовых заданиях

- Найдите в учебнике упражнение 3 на странице 82.

(устно)

Прочитайте пары слов и найдите в каждой паре выделенные буквы.

                                                                           

    рад             воз           лук             мыл

    ряд            вёз           люк             мил

- Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

- А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

Учащиеся читают пары, называют выделенные буквы.

Высказывания учащихся.

- Твёрдость согласных звуков обозначается буквами: А, О, У, Ы, Э.

- Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами: Я, Ё, Ю, И, Е и Ь (мягкий знак).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

- организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего  умения  применять новые знания.

Упражнение в подборе и написании слов, в которых есть мягкие и твёрдые согласные звуки.

Упражнение 3 с.43 в рабочей тетради

Работают самостоятельно

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: 

- включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Упражнение в произнесении слов по их звуковым обозначениям

Игра «Найди пару» (взять из упр.1с.42 раб.тет.)

На каждую парту раздаются 10 карточек: 5 карточек со словами , на доску прикреплены карточки со схемами.

- Посовещайтесь и прикрепите свою карточку в нужный столбик. Правильно подберите к словам их звуковые обозначения. Работайте дружно, не мешая друг другу. Помните о правилах сотрудничества.

Учащиеся в паре подбирают к словам их звуковые обозначения.

Личностные:

самооценка

Познавательные:

рефлексия

коммуникативные

аргументация своего мнения

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

- Назовите тему урока.

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Достигли ли мы этих целей?

-Где вы можете применить полученные знания?

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

- Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ом классе на тему «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету « Русский язык», 2 класс, тема «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

     Конспект урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» по программе "Школа России". Урок- путешествие.  ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста».

Технологическая  карта  урока  по учебному  предмету  «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста»....