ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Доровская Светлана Викторовна

урок по теме "Местоимение" 4 класс

1.Предметные результаты:

- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными

- Упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение сравнивать местоимения  по  их морфологическим признакам (лицо, число), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать в группах и самостоятельно.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группах; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет__русский язык__класс 4 А

_

Тема урока

Место урока по теме

Личные местоимения

2 урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Открытие новых знаний

Комбинированный

Индивидуальная работа, работа в парах, творческая работа.

Цель урока

Задачи урока

  Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи.  

   Распознавание личных местоимений;

   Определение их морфологических  особенностей.

1.Предметные результаты:

- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными

- Упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение сравнивать местоимения  по  их морфологическим признакам (лицо, число), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы.

Регулятивные УУД: понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу, анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать в группах и самостоятельно.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группах; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу.

Личностные результаты:

Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету

Формировать чувство товарищества и взаимовыручки.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- понятия: «местоимение», «личные местоимения»

-  морфологические  признаки местоимений : лицо, число, падеж

- классифицировать местоимения по лицам, числам, падежам;

- определять на слух местоимения;

-обсуждать правильное или неправильное употребление местоимений в речи;

- обобщать полученные знания о местоимениях;

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательная:

Информационная;

Коммуникативная

Технология игровых методов обучения, метод проектов, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

Учебник «Русский язык» 4 класс авторы: В.П. Канакина  и  В. Г. Горецкий.Москва,  «Просвещение»,2013г.,2 часть.

Маршрутный лист, зачетная книжка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Мотивация

Дорогие ребята, начинаем урок русского языка

Желаю мира и добра

Всем детям с самого утра

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку.

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Этими словами великого поэта А.С. Пушкина мне хочется начать урок

Готовятся к работе.

Самооценка

        2.Актуализация знаний

     В Москве и  в Оренбурге   около главных  университетов построена необычная скульптура - ученому коту. У студентов  существует поверие, если погладить этого кота перед экзаменом, то их обязательно ждет  успех, все испытания они выдержат на отлично. Вот и сегодня пусть талисманом нашего урока будет ученый кот, который непременно откроет нам тайну знаний, интересно и увлекательно проведет нас в мир русского языка. Вы согласны, ребята?

Сегодня мы с вами будем работать в парах. У вас на столе лежит маршрутный лист и зачетная книжка, как у студента. А помогать нам будут сказки знаменитого поэта А.С.Пушкина, которые вы так полюбили. Приготовьте, пожалуйста, ручки, проверьте свою осанку.

Запишите число, классная работа.

Начнем наш урок со словарной работы. Ученый кот приготовил для вас отрывки из сказок. Я буду читать, вы услышав словарное слово, будете записывать с красной строки, через запятую в начальной форме. Два человека будут работать на доске.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.


Что за страшная картина!

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой.

А лежит нам путь далек,

восвояси на восток.

Вдруг раздался громкий звон

На глазах у всей столицы,

Петушок вспорхнул со спицы.

    Откройте зачетные книжки, оцените свою работу на этом этапе урока

Работают в маршрутных листах

Проводят выборочную работу.

Слова: город, корабль, картина, берег, восток, столица, петушок.

Оценивают себя.

        3.Формирование новых знаний

По какому признаку можно объединить эти слова? По какому признаку можно разделить на группы?

Используя одно из слов, составьте два предложения, связанные между собой по смыслу. Запишите их с новой строчки.

- Не заметили ли вы в тексте какой-либо недочёт? (повторы)

- Как его можно исправить? Какие бы слова вы использовали?  

 -  Вместо какой части речи мы использовали слова во втором предложении?  

Определите тему нашего урока. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ 

-Сформулируйте задачи урока.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.  Подумайте, почему местоимения называются личными? (личные  местоимения  показывают личность, то есть относятся лично к кому -то)

С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы)Когда в разговорной речи мы говорим ты, ВЫ? С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они)

Составляют предложения.

Размышляют над вопросами.

Определяют тему и задачи урока.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

4.Первичное закрепление.

В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Наша задача  правильно их  расселить.

Давайте проверим, все ли пары справились с заданием.  

 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, значит бывают единственного и множественного числа.

Обратите внимание на местоимения 3 лица единственного числа, какие морфологические признаки у них можно определить?

Откройте зачетные книжки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

Читают задание к упражнению и пересказывают его товарищу по парте.

Работают на листах, заполняя таблицу.

Выполняют творческое задание .

Самооценка

5.Физминутка

Песня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Выполняют вместе с учителем

        6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ученый кот для вас приготовил следующее задание. Узнайте, из какой сказки этот отрывок.  В скобках даны морфологические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 
„Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я(1л.,ед.ч.) ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? “ 
Сказка о рыбаке и рыбке» 
„Отпусти ты(2л.,ед.ч.) , старче, меня море!" 

Сказка о царе Салтане 
„Здравствуй, красная девица, — Говорит он(3л.,ед.ч.)  , — будь царица.

 И роди богатыря Мне к исходу сентября

Вы(2л.,мн.ч.)   ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы.

Откройте зачетные книжки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в парах.

Проверяют, делают вывод.

7. Итог урока.  

-Поделитесь своими открытиями.

-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3 ед. ч. и мн.ч.

-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Отметки за урок.

Самоосмысление.

        8.Рефлексия

Встаньте те, кто считает, что урок  прошёл увлекательно и с пользой. Вы научились и можете помочь другим.Хлопните в ладоши, кто считает, что научились применять свои знания, но  ещё нужна помощь.

Оценивают свою работу. Самооценка.

        9.Домашнее задание

Упр. 114 стр.54 Правило Работа учёного беспредельная - всегда есть что-то неисследованное, неразгаданное. Я предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Местоимение - загадочная часть речи».

Урок у нас закончился, и сейчас вас попрошу погладить ученого кота. А может быть поверье то и исполнится и вас ждет в дальнейшем успех и только успех. Загадывайте желание.

Записывают задание в дневник.

Ход урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Дорогие ребята, начинаем урок русского языка

Желаю мира и добра

Всем детям с самого утра

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку.

О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Этими словами великого поэта А.С. Пушкина мне хочется начать урок

2. Актуализация опорных знаний (5 минут).

     В Москве и  в Оренбурге   около главных  университетов построена необычная скульптура - ученому коту. У студентов  существует поверие, если погладить этого кота перед экзаменом, то их обязательно ждет  успех, все испытания они выдержат на отлично. Вот и сегодня пусть талисманом нашего урока будет ученый кот, который непременно откроет нам тайну знаний, интересно и увлекательно проведет нас в мир русского языка. Вы согласны, ребята?

Сегодня мы с вами будем работать в парах. У вас на столе лежит маршрутный лист и зачетная книжка, как у студента. А помогать нам будут сказки знаменитого поэта А.С.Пушкина, которые вы так полюбили. Приготовьте, пожалуйста, ручки, проверьте свою осанку.

Запишите число, классная работа.

Начнем наш урок со словарной работы. Ученый кот приготовил для вас отрывки из сказок. Я буду читать, вы услышав словарное слово, будете записывать с красной строки, через запятую в начальной форме. Два человека будут работать на доске.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.


Что за страшная картина!

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой.

А лежит нам путь далек,

восвояси на восток.

Вдруг раздался громкий звон

На глазах у всей столицы,

Петушок вспорхнул со спицы.

Слова: город, корабль, картина, берег, восток, столица, петушок. Запись на доске

Откройте зачетные книжки, оцените свою работу на этом этапе урока

 

3. Актуализация новых знаний. Постановка проблемы. Исследование проблемы

По какому признаку можно объединить эти слова? По какому признаку можно разделить на группы?

Используя одно из слов, составьте два предложения, связанные между собой по смыслу. Запишите их с новой строчки.

- Не заметили ли вы в тексте какой-либо недочёт? (повторы)

- Как его можно исправить? Какие бы слова вы использовали?  

 -  Вместо какой части речи мы использовали слова во втором предложении?  

Определите тему нашего урока. ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ 

-Сформулируйте задачи урока.

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных.  Подумайте, почему местоимения называются личными? (личные  местоимения  показывают личность, то есть относятся лично к кому -то)

С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) 

С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы)

Когда в разговорной речи мы говорим ты, ВЫ?

С помощью каких местоимений указываем на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они)

В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Наша задача  правильно их  расселить.

Давайте проверим, все ли пары справились с заданием.  

 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ 

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, значит бывают единственного и множественного числа.

Обратите внимание на местоимения 3 лица единственного числа, какие морфологические признаки у них можно определить?

Откройте зачетные книжки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

4.Физминутка

5.Самостоятельная работа в парах.

  Ученый кот для вас приготовил следующее задание. Узнайте, из какой сказки этот отрывок.  В скобках даны морфологические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 
„Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я(1л.,ед.ч.) ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? “ 
Сказка о рыбаке и рыбке 
„Отпусти ты(2л.,ед.ч.) , старче, меня в море! " 

Сказка о царе Салтане 
„Здравствуй, красная девица, — Говорит он(3л.,ед.ч.)  , — будь царица.

 И роди богатыря Мне к исходу сентября

Вы(2л.,мн.ч.)   ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы.


Откройте зачетные книжки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

6. Откройте конверты, составьте из слов пословицы, запишите их.  Как вы понимаете смысл пословиц, найдите в них личные местоимения, назовите морфологические признаки.


Берись за то, к чему ты годен.

 Я ему про Фому, а он мне - про Ерёму.

Откройте зачетные книжки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

7. Творческая работа

На прошлом уроке я попросила  вас найти   отрывки из сказок А.С. Пушкина, в которых есть  местоимения. Прочитайте.

8.Итог урока.  

-Поделитесь своими открытиями.

-Назовите местоимения 1-лица, 2, 3 ед. ч. и мн.ч.

-У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Отметки за урок.

9. Рефлексия

Встаньте те, кто считает, что урок  прошёл увлекательно и с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Хлопните в ладоши, кто считает, что научились применять свои знания, но  ещё нужна помощь.

10. Домашнее задание.

Упр. 114 стр.54 Правило. В работе учёного  всегда есть что-то неисследованное, неразгаданное. Я предлагаю дома написать сочинение-миниатюру на тему «Местоимение - загадочная часть речи».

Урок у нас закончился, и сейчас вас попрошу погладить ученого кота. А может быть поверье то и исполнится и вас ждет в дальнейшем успех и только успех. Загадывайте желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 3 класс. Автор - Иванов С.В. Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Начальная школа ХХI века" во второй четверти. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока Предмет: русский язык во 2 классе Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, щн, нч.

Цели:  Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограммуПланируемые результаты:  Формировать УУД: Личностные: определять и высказыва...

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.

Технологическая карта урокаКласс: 2УМК: Л.В. ЗанковаПредмет: русский языкТема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Тип урока: формирование новых учебных знанийЦель: создать условия для ...

Технологическая карта урока Предмет: русский язык Тема урока: правописание частицы НЕ с глаголами

Задачи урока:Обучающие :знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;способствовать обогащению словарного запаса детей;формировать орфографическую зоркость;познакомить со словами-исключениями;Развиваю...

Технологическая карта урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс Тема: "Слова, называющие предмет"

Цель урока: формирование понятия у обучающихся б именах существительных, и умение определять их по значению и вопросам. Задачи урока Дидактические: 1.Формировать понимание какие слова относятся к имен...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...