Конспект урока по тема: «Предложный падеж имён существительных» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl.urok_russkogo_yazyka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Тема: «Предложный падеж имён существительных»

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное». Мы познакомились  почти со всеми падежами и у нас остался не изученным ещё один падеж. Какой это падеж? (Предложный.)

- Итак, тема урока «…редложный падеж имени существительного». Но что это? Убежала буква. Какая буква покинула своё место? (Буква п.)

3. Чистописание.

- Назовите первый звук слова «предложный» ([п]). Дайте ему характеристику. ([п] – согласный, глухой, парный, твёрдый).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук? (п)

- Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Напишем строчную и заглавную буквы п и П.

(Ученики пишут у себя в тетради каждую букву.)

- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась  буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки. Итак:

Росли на грядке зелёные ветки-

А на них – красные детки. (Помидор.)

Лето целое старалась: одевалась, одевалась,

 А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.)

Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.) 

Не артист, а голосист;

Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Дети в тетради записывают отгадки. Один ученик у доски)

- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.)

- Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:

(Капуста, крапива, сорока.)

- К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)

- Что такое имя существительное? (Часть речи, отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?, обозначает предмет.)

4. Работа над новым материалом.

Самостоятельное выполнение упр.142

- Какой падеж у существительных?

- Назовите предлоги предложного падежа.

- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

- Попробуем ответить на вопрос Почемучки на стр.77. Прочитайте правило на стр.77.

_ Какие предлоги употребляются с существительными только в предложном падеже? (о, об, при.)  

5. Закрепление.

1. упр.143. Определить падежи имён существительных (устно). Составить свою загадку с той же отгадкой.

2. Выпишите словосочетания с неодушевлёнными существительными женского рода в предложном падеже. (Читать о Родине, обрадоваться Ане, завтрак на траве, прочитать Оле, плыть в лодке, посвятить маме, сидеть на скамейке, думать о дочке, увидеть на парте.

6. Физкультминутка

7. Повторение

 1. Задания по карточкам

1 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены. Определите части речи.

Земля покрылась пёстрым ковром.

2 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.

Шуршит под ногами пожухлая трава.

3 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи, определите падеж имён существительных.

Машины служат человеку на суше и в море.

4 карточка. Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения,  определите падеж имён существительных.

Белые кувшинки плавают в тихих заводях.

2.Фонетический разбор слова.

Запишем у себя в тетради предложение: «Гусей крикливых караван тянулся к югу».

- Определите падеж имён существительных.

В этом предложении есть интересное слово для фонетического разбора. Это слово «югу».

- Как вы думаете, чем оно интересно? (Первая гласная буква имеет два звука.)

- Когда гласная имеет два звука? (В позиции после гласных, разделительных знаков и в начале слова буквы Я,Ю, Е, Ё.)

Сделаем фонетический разбор слова:

(к) югу – 2 слога

Ю[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий ; [у]-гласный, ударный

Г  [г]- согласный, звонкий, парный, твёрдый

У [у]-гласный, безударный

4 звука, 3 буквы

8. Итог урока.

- На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?

- С какими предлогами употребляется?

- Почему предложный падеж так называется?

- Что понравилось на уроке?

9.Дом. задание.

Упр.145.

Источники информации:

- учебник "Русский язык", 4 класс авт. Т.Г.Рамзаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русскому языку на тему " Предложный падеж имён существительных для 4 класса"

Цель: познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами; учить определять предложный падеж у слов и осознанно употреблять их в речи. Ход урока. 1. Организационный момен...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: «Предложный падеж имён существительных»

Урок русского языка давался в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Предложный падеж имён существительных»....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Предложный падеж имён существительных".

Данная презентация поможет провести урок по теме. (Учебник Т.Г.Рамзаева)....

Конспект урока русского языка «Предложный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока по русскому языку. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Предложный падеж имён существительных"

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа" ...

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"

Конспект  урока русского языка  3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в ...