Конспект по русскому языку "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сащенко Мария Александровна

Конспект по русскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhnyj_padezh_07_02_2021_1.docx582.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Предложный падеж имён существительных

Дата: 11.02.2021

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

Учитель: Геращенкова Е. Н.

Студент практикант: Сащенко М. А.

Класс: 3

Цели:

  Содержательная: сформировать представление об особенностях предложного падежа имени существительного;

  Деятельностная: развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

   Образовательные: 

1. научить способам определения предложного падежа имен существительных;

2. организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в предложном падеже;

3. развивать орфографическую зоркость.

   Развивающие: 

1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;

2. формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.

  Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять падежи им. существительных;
  2. Умение находить им. существительные в П.п. по его признакам;
  3. Умение ставить вопрос от главного слова к зависимому;
  4. Умение грамотно писать.

Личностные:

  1. Развивать интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимании причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. Развивать становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

  Познавательные:

  1. Умение анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. Умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. Умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

  Регулятивные:

  1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Умение овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. Умение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

  Коммуникативные:

  1. Умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  2. Умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. Умение участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  4. Умение учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: учебник,  раздаточный материал (карточки с заданиями).

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий., Школа России Просвещение, 2018. стр. 54. – 56.

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Словарный диктант

2.2. Повторение сведений об имени существительном

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Повторение знаний о падежах имён существительных

3.2. Работа по карточке №1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Работа с упр.97 у доски и в тетрадях

5.2. Работа с правилом

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа с упр.99 на стр. 55.

6.2. Работа с упр. 100.   стр . 55.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа с карточкой № 2.

8. Этап включения в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята

- Меня зовут Мария Александровна, и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте, пожалуйста, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник и пенал.

- Всё на месте? Хорошо, присаживайтесь.

1.3. Эмоциональный настрой

- Наш урок, я бы хотела начать со слов М. В. Ломоносова.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- О какой награде говорит Ломоносов?

- Награда – новые открытия, знания о языке.

- Я желаю вам, чтобы сегодня мы открыли ещё одну тайну русского языка и вашей наградой было его знание.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

С просьбой учить русский язык.

Знать русский язык – великая награда. С помощью него мы общаемся и можем многое выразить с помощью слов.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Л1

Л3

К1

К4

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Словарный диктант

- Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Сейчас мы запишем небольшой диктант.

Кровать, трамвай, солома, рябина, комната, самолёт.

- Скажите, что это за слова?

- Верно, правописание этих слов нужно запомнить.

- Давайте проверим, как вы их записали.

- Читай первое слово.

- Какую орфограмму мы проверяем в этом слове? Где могут возникнуть затруднения?

- Следующее слово

- Следующее слово

- Следующее слово

- Комната

- Следующее слово.

- Итак, ещё раз повторим.

- Какие мы записали слова?

- И их написание, что?

- Скажите, а какой части речи все эти слова?

- Хорошо, молодцы!

2.2. Повторение сведений об имени существительном

- А как изменяются имена существительные?

- Умницы!

Записывают число и классная работа.

Словарные слова

Кровать

Орфограмма буква «о», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить.

Трамвай

Безударная гласная «а» в корне. Подобрать проверочное слово невозможно, поэтому оно словарное и его нужно запомнить.

Солома

Орфограмма буква «о», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить.

Рябина

Орфограмма буква «я», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить.

Комната

Безударная гласная «а» в корне. Подобрать проверочное слово невозможно, поэтому оно словарное и его нужно запомнить.

Самолёт

Соединительная гласная «о», непроверяемая, которую нужно запомнить.

Словарные

Нужно запомнить

Все эти слова являются именами существительными.

По  числам, падежам.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос

Пр4

П2,3

К3

П1,2,3

Р2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

  1. Повторение знаний о падежах имён существительных

- А теперь подумайте, о чём идёт речь.

- В русском языке их 6, и все они имеют свои вопросы. - Что это?

- Молодцы!

- А что нам помогает определить падеж имени существительного?

- Хорошо!

- Посмотрите на доску, я вам предлагаю вспомнить вопросы и вспомогательные слова падежей.

- Какое вспомогательное слово используем для определения И. п. имён существительных?

- Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в И. п?

- Какое вспомогательное слово используем для определения Р. п. имён существительных?

- Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Р.п?

 - Какое вспомогательное слово используем для определения Д. п. имён существительных?

- Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Д.п?

- Какое вспомогательное слово используем для определения Т. п. имён существительных?

- Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Т.п?

- Что вы заметили?

- Молодцы!

- А какое вспомогательное слово нам помогает определить предложный падеж у имени существительного?

- Хорошо, а какой вопрос зададим к существительному, которое стоит в предложном падеже?

  1. Работа по карточкам

- Прочитайте словосочетания, которые, даны на карточках.

- Что вы можете сказать об именах существительных в этих словосочетаниях?

- Докажите, мне они что они стоят в предложном падеже.

- Молодцы!

Падежи.

Вспомогательное слово, постановка вопроса и предлоги, которые употребляются с этими существительными.

Есть

Кто? Что?

Нет

Кого? Чего?

Дать, подойти к.

Кому? Чему?

Доволен.

Кем? Чем?

Нет ещё одного падежа – предложного.

Говорить или думать.

О ком? О чём?

Все они стоят в предложном падеже.

Написали в газете (думать) О чём? – о газете)

Растут в воде. (думать) о воде) О чём?

Лежит на столе. (думать) О чём? (о столе)

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

П1,2,3

Р2

К3,4.

П1,2,3

Р2

П1,2,3

К3,4

Пр1,2,3

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Ребята, кто догадался?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

(Предложный падеж имён существительных)

- Какова будет цель нашего урока?

(Расширить знания Предложном падеже имён существительных)

- Хорошо

- А какие задачи поставим перед собой?

1. Развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу

2. Запомнить вопросы предложного падежа

3. Запомнить с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже

- Что мы сейчас с вами делали?

- Молодцы!

- И я не просто так начала урок со слов М. В. Ломоносова. Он внес неоценимый вклад в развитие русского языка и литературы.

- Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

- Раньше этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

- Предложный падеж имён сущ-х

- Расширить знания о предложном падеже имён сущ-х

Планировали свою учебную деятельность

Употребляется с предлогом.

Думать

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Р1,3

К3,4

К3,4

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Какую работу нам следует выполнить, чтобы достигнуть поставленной нами цели?

5.1. Работа с упр.97 у доски и в тетрадях

- Откройте упражнение 97. на стр. 54.

 

- Прочитай пожалуйста первое предложение.

- Теперь давайте поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу.

- В каком же падеже стоит это имя существительное?

- Молодцы!

- Прочитайте следующее предложение.

- Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу.

- В каком же падеже стоит это имя существительное?

- Молодцы!

- Следующее предложение.

- Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу.

- В каком же падеже стоит это имя существительное?

- Молодцы!

- Читаем следующее предложение.

- Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу.

- В каком же падеже стоит это имя существительное?

- Молодцы!

- Скажите, чем являются эти предложения?

- Верно.

- А вы заметили с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

- Хорошо.

- Давайте запишем в тетради эти пословицы, выделим окончания у имён существительных в предложном падеже и подчеркнём предлоги.

- Подписывайте упражнение 97.

(Некоторые учащиеся выполняют упражнение на доске)

При солнц тепло, при матер добро.
В слов/ах ретив, а в дел/ах ленив.
На язык медок, а на сердц ледок.
Об отц и о матер говори с почтением.

- Скажите, чему мы учились, выполняя это упражнение?

- Что мы выяснили?

5.2. Работа с правилом

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Назовите вопросы предложного падежа.

- С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

Физкультминутка «Падежи»:

Именительный закинул удочку,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

- Потренироваться в определении падежей.

При солнце тепло, при матери добро.

Тепло (при чём?) при солнце.

Добро (при ком?).

В предложном падеже.

В словах ретив, а в делах ленив.

Ретив (в чём?) в словах.

Ленив (в чём?) в делах.

На языке медок, а на сердце ледок.

Медок (на чём?) на языке.

Ледок (на чём?) на сердце.

В предложном.

Об отце и о матери говори с почтением.

Говори (о ком?) об отце.

Говори (о ком?) о матери.

В предложном.

Пословицами.

Употребляются с предлогами: при, в, на, об, о.

Ставить вопрос к имени существительному от слова по смыслу.

Определяли падеж.

Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами. Отвечают на вопросы (о ком?  О чём?). Вспомогательное слово (говорить о, думать о)

О ком? О чём?

При, о, об, на, в, во.

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Пр1,2,3

П1,2,3

Р2

Пр4

К3,4

К3,4

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Работа с упр.99 на стр. 55.

- Выполним упражнение 99 на стр. 55.

- Прочитайте.

- Назовите из какого произведения этот отрывок?

- Автор?

- Давайте найдём устаревшие слова.

- Злато, что же это такое?

- Найдите значение этого устаревшего слова ниже.

- Следующее слово.

- Найдите значение устаревшего слова.

- Следующее.

- Какие ещё устаревшие слова вы нашли?

- Молодцы!

- Теперь, давайте определим падеж выделенных имён существительных.

- Какой падеж отвечает на этот вопрос?

- В палате.

- Какой падеж?

- Следующее слово.

                               П.п.
Видит: весь сияя в 
злате,
 И.п.   И.п.                 П.п.
Царь Салтан сидит в палате
         
  П.п.           П.п. 
На престоле и в венце,
                  
Т.п.        П.п.
С грустной думой на 
лице.

          П.п.                     И,п.
На
 крыльце стоит его старуха
                                    
П.п.
В дорогой собольей 
душегрейке,
                    
    П.п.        И.п.
Парчовая
2 на маковке кичка... 

А. Пушкин

- Запишем первый отрывок у себя в тетрадях.

- Над именами существительными укажем падеж.

- Не забываем, что текст у нас в какой форме?

- Верно, поэтому каждую новую стоку начинаем писать с заглавной буквы.

- И, разберём слово по составу.

(Один ребёнок у доски, остальные в тетрадях).

- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

6.2. Работа с упр. 100.   стр . 55.

- Откройте пожалуйста, упражнение 100.  на . стр. 55

- Прочитайте, что нужно сделать?

  • Давайте составим предложения.

- Скажите, глагол «живёт» мы употребляли по отношению к каким предметам?

- А глагол «находится»?

- Молодцы!

- Запишем три составленных предложения и выделим окончания имён существительных в предложном падеже.

- Теперь, придумайте своё предложение на тему, кто, где живёт.

- Запишите одно предложение, которое вы составили.

«Сказка о царе Салтане».

А. С. Пушкин.

Злате.

Злато – изделия из золота.

Палата - большая комната.

На престоле - царский трон.

Кичка - головной убор. Маковка - макушка (головы).

Венец - царская корона.

Душегрейка - тёплая женская кофта без рукавов.

Сияя (в чём?) в злате.

Предложный.

Сидит (в чём?) в палате.

Предложный.

Сидит (на чём?) на престоле.

Сидит (в чём?) в венце.

С думой (на чём?) на лице.

Стоит (на чём?) на крыльце.

Стоит (в чём?) в душегрейке.

Кичка (на чём?) на маковке.

В стихотворной.

upr. 99, c. 55

Сначала выделяем окончание, для этого изменим слово по вопросам. (Парчовая, парчовую, парчовой). Изменяется, значит, ая – это окончание.

Теперь выделим основу слова – парчов.

Теперь выделим корень, для этого подберём однокоренные слова – парча, парчой.Корень – парч.

И суффикс – ов.

Определять падеж имён существительных, разобрали слово по составу, узнали значение устаревших слов.

Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится).

Люди живут в дом/ах. Белка живёт в дупл/е. Черепахи живут в песк/е. Чиж живёт в гнезд/е. Листь/я находятся  на дерев/е. Рыба живёт в вод/е. Чучело находится в огород/е. Собака живёт в конур/е. Чайник находится на кухн/е. Лиса живёт в нор/е. Шишка находится на ёлк/е. Ласточка живёт в гнезд/е. Мыши живут в нор/е.

Одушевлённым.

Неодушевлённым.

Люди живут (в чём?) в домах. – П.п.

Белка живёт (в чём?) в дупле. – П. п.

Черепахи живут (в чём?) в песке. – П. п.

Мышка живёт в норке.

Медведь живёт в берлоге.

Книги находятся в библиотеке.

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Л1

К3,4

К2

Пр1,2,3

Пр4

К3,4

К3,4

К1,3,4

Пр4

Пр1,2,3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 Работа с карточкой № 2.

- Сейчас, я вам предлагаю поработать в парах.

- На карточках, у вас написано стихотворение.

- Прочитай, пожалуйста.

Едут девочки в санях,

Руки в муфты прячут.

А мальчишки на конях

За санями скачут.

- Ваша задача найти имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа.

- А также, нужно определить падеж остальных имён имён существительных.

- Падеж можно помечать в карточке карандашом.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Едут (кто?) девочки – И. п.

Едут (в чём?) в санях. – П. п.

Прячут (что?) руки – И. п.

Прячут (во что?) в муфты –

Скачут (кто?) мальчишки – И. п.

Скачут (на чём?) – на конях – П.п.

Скачут (за чем?) за санями – Т. п.

Фронтальный опрос

Парная работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

К2,3

Пр1,2,3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Назовите вопросы предложного падежа?

-С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже?

- Какие окончания имеют имена существительные в форме предложного падежа?

- Достигли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока?

- Реализовали ли поставленные задачи?

- Что для этого делали?

О ком? О чём?

При, о, об, на, в, во.

Форма предложного падежа единственного числа 1 и 2 склонения имеет типичное окончание -е, множественного числа -ах/-ях, кроме некоторых существительных с конечными буквосочетаниями -ия, -ие, -ий.

Неодушевлённые существительные мужского рода второго склонения характеризуются вариативными окончаниями -у/-ю или -е.

Определяли падеж имён существительных, расширили знания о предложном падеже имён существительных.

Фронтальный опрос

Р1,3

К2,3

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Продолжите предложения:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я выполнял задания…

Я научился…

У меня получилось…

- Запишите домашнее задание упр. 98-ое (на с. 54-ой)

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания.

Фронтальный опрос

К2,3

Р1,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Самостоятельная работа по русскому языку "Падеж имён существительных" 4 класс

Карточки для проверки умения определять падеж имени существительного ....

Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....

Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...

Презентация к уроку русского языка "Падеж имён существительных" 3 класс

Данная презентация разработана для 1 урока по теме "Падеж имён существительных" в 3 классе (учебник Иванова)....