Главные вкладки

    Конспект урока. Тема: "Дательный падеж имён существительных". 3 класс УМК "Школа России"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж № 1»

    Технологическая карта урока

    русского языка

    Выполнила студентка 41 гр.

    Ф.И. Карликова Елизавета  

    Проверила: Ленк А.И.    

    Отметка: _________________

    Дата: 26.02.18            

    Челябинск, 2018

    Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык

    Класс: 3 «В»

    Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»

    Цели урока: 

    - ознакомить с особенностями дательного падежа;

    - развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.

    Планируемые результаты:

    Предметные: 

    - познакомить с особенностями дательного падежа;

    - научить находить имена существительные в дательном падеже в тексте.

    Личностные:

    - развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение», 2013; индивидуальные карточки; презентация.

    Этап урока

    Методы и приёмы

    Хоронометраж

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I.Самоопределение к деятельности

    1. организация рабочего  места

    - слово учителя

    1. актуализация знаний

    Словарная работа

    - практический: выделение орфограмм;

    - словесный: беседа

    3. целеполагание

    2 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться.

    - Прежде, чем мы начнём, поработаем со словарными словами.

    Праздник, вместе, овёс, восток, заря.

    – Теперь посмотрите на доску, что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

    до берега

    для мамы

    из бумаги

    с горки

    без товарища

    - Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы; из чего? из бумаги; с чего? с горки; без кого? без товарища)

    - Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги) Почему к некоторым словам задавали вопрос «кого?», а к некоторым словам вопрос «чего?»? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с) Сколько всего предлогов? (10)

    - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж)

    - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж) Почему вы так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж)

    - Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать дательный падеж в тексте)

    - приветствовать учителя;

    - определять орфограммы;

    - находить общие признаки данных слов;

    - задавать вопросы Р.п.;

    - отвечать на вопросы учителя;

    - называть предлоги Р.п.;

    - формулировать тему и цель урока

    Р:- принимать и сохранять

    учебную задачу.

    Р.:- определять цель учебной деятельности, урока.

    II. Постановка и

    решение  учебной задачи

    - практический: минутка чистописания, определение падежа;

    - словесный: беседа;

    - практический: выделение окончаний

    - словесный: беседа

    - практический: разбор орфограмм;

    - практический: нахождение имён сущ. В Д.п.

    - практический: запись предложений

    40 мин.

    - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

    - В рабочих тетрадях запишите число, классная работа.

    - Запишите под диктовку словосочетания.

    Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

    - Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж)

    - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по)

    - А теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных.

    - Выполним упр.83 на стр.46. (Прочитайте. Назовите басни)

    1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.(«Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.(«Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ.(«Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она.(«Стрекоза и Муравей»)

    - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована?(«Стрекоза и Муравей»)

    Давайте разберём орфограммы. Объясните, какие буквы вставим и почему?(Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек; дереву - деревья; улицам - словарное слово; водили - водит; Муравью - разделительный мягкий знак; ползёт - полз)

    -Теперь в каждом предложении найдём имя существительное в Д.п. и зададим к нему вопрос от выделенного слова.

    - Что нам поможет определить дательный падеж?(Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по)

    Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.

    - Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их и над именем сущ. В Д.п. напишите падеж.

    - отвечать на вопросы учителя;

    - записывать число, классная работа;

    - записывать словосочетания;

    - определять падеж имён сущ. С помощью вопросов;

    - определять предлоги Д.п.;

    - подчёркивать окончания имён сущ.;

    - читать предложения и определять басни;

    - определять басню по иллюстрации;

    - определять и объяснять орфограммы в словах;

    - находить имена сущ. В Д.п.;

    - отвечать на вопросы;

    - задавать вопросы к именам сущ.;

    - записывать предложения

    К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

    Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    Динамическая пауза

    1 мин.

    Видеофрагмент

    - повторять движения

    - практический: составление словосочетаний

    - словесный: беседа;

    - практический: самостоятельная работа

    - Теперь выполним упр.84 на стр. 47. Составьте словосочетания, заменяя вопросы именем существительным сестра. Выполним это устно. (Письмо (кому?) сестре, письмо (к кому?) к сестре, письмо (кого?) сестры, письмо (от кого?) от сестры)

    - В чём различие словосочетаний? (Отвечают на разные вопросы, разные падежи Д.п. и Р.п.)

    Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

    (От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (к чему?) к ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  

    (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

    - Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно. Прочитайте и выполните задание.

    - Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, к ёлке, по небу, к бабушке)

    - В каком ещё падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна)

    - Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. Прочитайте своё предложение и назовите его грамматическую основу.

    - составлять словосочетания, меняя основное слово;

    - находить различия;

    - самостоятельно выполнять задания

    - отвечать на вопросы

    Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.

    Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    III. Итог

    Рефлексия

    - словесный: беседа, похвала

    2 мин.

    - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы: кому? чему?, употребляются с предлогами к, по)

    - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имён существительных)

    - Запишите домашнее задание: стр.47 упр.85

    - отвечать на вопросы;

    - записывать домашнее задание

    Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

    План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

    «Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии

    laquo;Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии...

    «Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии

    laquo;Проверочный диктант Падеж имён существительных». 3 класс школа россии...