Урок русского языка в 4 классе по теме " Падеж имён существительных". УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

elenapaleva

Конспект урока, презентация к уроку. Урок с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на основе системно-деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse._padezh_sushch._.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок русского языка в 4 классе (По учебнику русского языка авторов: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

  Учитель МОУ «Усогорская СОШ с УИОП», Палева Елена Егоровна

    Тема: Распознавание падежей имен существительных.

Цель урока: Создание  условий  для организации работы учащихся по исследованию и открытию  падежа имен  существительных, названий и их количества.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

             Оборудование:  

             Мультимедийный  проектор, экран, ноутбук.

             Наглядно - дидактические материалы:

         Презентация «Морфологический разбор имени существительного»,   «Презентация для проверки выполненной работы», ЦОР «Падеж имен существительных», карточки для индивидуальной и групповой работы, наглядно - дидактический материал по теме урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

 -  Наш урок посвящен открытию новых  знаний. За новыми знаниями я предлагаю отправиться в путешествие. Какие качества нам нужны для открытия новых знаний? (внимательность, аккуратность, трудолюбие, любознательность…). Дети называют необходимые  качества. Учитель открывает нужные карточки,  постепенно  открывается рисунок корабля.

-  Вот на этом корабле мы и отправимся в наше путешествие. Но  прежде, чем отправиться в плавание за новым знанием, мы должны к этому подготовиться.  С чего мы начинаем ОНЗ?

(С повторения). Все будем повторять? (Нет, только то, что нужно к уроку).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) - Выполним упр.135. 

- Прочитайте выделенные слова.

- Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? Почему?

- Проверка: Выпишите выделенные слова с предлогами, обозначь основу и окончание.

      - Напишите, на какой вопрос отвечает каждое слово.

      - Что меняется в слове весна – основа или окончание?

Какой вывод можно сделать?

    (В зависимости от вопроса меняется окончание существительного).

    - Для чего это нужно? (Для связи слов в предложении).

2) - Напишите предложение.

В роще птицы радостно встречают весну.

 -1) Сделайте синтаксический разбор предложения.  (У доски 1 ученик.)

  1. Выявление места и причины затруднения.

-Какие 2 шага УД вы должны делать при открытии новых знаний? (При условии, что я все делаю сам – выясню, чего я не знаю и сам найду способ).

 -  Какое задание я должна вам дать, чтобы вы узнали то, чего не знаете?  (пробное действие).

- Самостоятельно выполните морфологический разбор выделенного  существительного по алгоритму.

 Но прежде, повторим порядок разбора. Презентация № 1 .Слайд 1.– появляется алгоритм морфологического разбора  имен существительных.

–Дети называют  постоянные и непостоянные признаки существительного, они понадобятся в морфологическом разборе имен существительных.

Самостоятельная работа.

 Проверка. Слайд 2. (появляется образец морфологического разбора существительного весну).

-С каким затруднением встретились? ( Мы не знаем, как определить падеж существительного, т.к. не знаем, что это такое).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Значит, какую цель мы поставим на уроке? (узнать, что такое падеж существительных)

-Как назовете тему урока? ( Падеж).

- А я назвала тему так: Падеж имен существительных.

5. Реализация построенного проекта.

- Что мы знаем про падеж?                                    

-   Что хотим  ?                        узнать?                            

-  Узнали:

? 

 1. Что такое падеж сущ.?                                          2. Сколько падежей в русском языке?

3. Как они называются?                                                         4. Как обозначаются?  

   

9. Итог урока

- Каким способом мы добываем новые знания?

 - Я предлагаю вам в группе  исследовать эти слова и составить из них предложение. (Работа с деформированным предложением).

   Изменение окончаний имен существительных по вопросам.

- Как вы думаете, на какой вопрос мы сейчас ответили?

- Прочитаем хором полученное определение.

- В русском языке несколько  падежей. Как они называются, обозначаются  и сколько их, вы узнаете,  путешествуя по «Острову падежей», к которому мы приплывем. Путь длинный, поэтому нам надо сделать зарядку.

  Физминутка.

- Что берет с собой настоящий путешественник? (карту).

- Вот она. И пусть такая же карта будет у каждого из вас (карточка с картой лежит на столе у каждого ребенка). Она нам нужна будет в течение нескольких уроков.

-  Проведите небольшое исследование карты. На какие вопросы можно найти ответ по карте?

1).  На карте обозначены остановки - привалы. Их 6. Ровно столько падежей в русском языке.

2).  Названия привалов:  И.п, Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. Так обозначаются падежи.

- А как они называются, я предлагаю вам придумать самим, поработав в группе.

Каждая группа (из 4-5 человек, чтобы групп было 6)  получает карточку с обозначением падежа и его описанием.

  1. И.п. - «Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать…».
  2. Р.п.- «Родился-стал…».
  3. Д.п.- «Пока он был малышом, ему все давали, и он стал…».
  4. В.п. – «Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал…».
  5. Т.п. – «Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал…».
  6. П.п. – «Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь…».

 Проверка - презентация названий падежей имен существительных.

  - А как на самом деле называются падежи в русском языке, вы узнаете, путешествуя «По острову падежей».

Презентация http://900igr.net/prezentatsii/russkij-jazyk/Padezh/Padezhi.html

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

-Использование слайдов презентации.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  Выполните упр.с доски.

 - Допишите окончания существительных.

 - Проверка.  Презентация № 3. (Открывается  текст упр-я с закрытыми окончаниями.  После проверки - окончания сущ-х открываются).

   Оцените свою работу. ( Дети сигналят цветными карандашами: зеленым, желтым, красным). Оценивается правильность выбора окончаний существительных.

 - Трудно ли было выполнять это задание?

 - Как вы думаете, почему? (к словам ставили вопросы)

  8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  - Вернемся к нашему морфологическому разбору. А теперь попробуйте определить падеж  существительного  весну. (В. п.)

  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  Подведем итог урока. (Возвращаемся к таблице).

  - Что  узнали на уроке про падеж существительных? (отвечаем на вопросы, на которые хотели найти ответ)

  -  Почему у каждого падежа по 2 вопроса, а не по 1?

  -  Как вы думаете, падеж – какой признак существительных: постоянный или непостоянный? От чего будет зависеть, какой падеж существительного?

    - Зачем нам нужно знать падежи?  

    - Все ли было понятно на уроке?

    - В чем испытывали затруднение?

    - Кому нужна помощь?

Домашнее задание: Какое домашнее задание  вы хотели бы выполнить?  - На выбор даются 2 задания:                                                                                                         1) упр. 137.                                                                                                                                  2) Придумать рисунки к любому  из падежей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Род имён существительных" УМК Школа России...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных»

Закрепить знания о системе падежей русского языка....