Главные вкладки

    Конспект урока русского языка «Число имён существительных» («УМК Школа России», 3 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Данилова Екатерина Сергеевна

    Цели деятельности учителя:

    • формирование знаний об имени существительном как части речи; 
    • формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • повторить, что такое имя существительное как часть речи;
    • уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.

    Личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • проявлять интерес к учебной деятельности.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 23.01.2018

    Школа: №148

    Класс: 3 «Ж»

    Кабинет: 112

    ФИО учителя 
    Кривонос Лариса Михайловна

    ФИО студента 
    Данилова Екатерина Сергеевна, 32 гр.

    ФИО методиста 
    Воронова Мария Владимировна

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    Тема: «Число имён существительных»

    Цели деятельности учителя: 

    • формирование знаний об имени существительном как части речи;  
    • формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • повторить, что такое имя существительное как часть речи;
    • уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.

    Личностные:

    • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
    • проявлять интерес к учебной деятельности.

    Тип урока: урок открытия нового знания.

    Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; тетрадь, раздаточный материал, презентация.


    № п/п

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Хронометраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.

    Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя.

    11:10 – 11:11

    – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.  

    Итак, друзья, внимание!
    Ведь прозвенел звонок.
    Садитесь поудобнее –
    Начнём скорей урок!

    – Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

    Приветствовать учителя.

    Организовывать своё рабочее место.

    Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2.

    Актуализация знаний и мотивация

    Словесный: слово учителя.

    Практический: словарный диктант.

    11:11 – 11:18

    – Сегодня мы начнем наш урок со словарного диктанта.

    – Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Сегодня 23 января. Классная работа.

    – Сидим ровно, спину держим прямо.

    – Внимательно слушайте слова и записывайте их в тетрадь. Первое слово пишем с красной строки с заглавной буквы:  

    Аккуратно, интересный, лестница, одуванчик, помидор, растение, самолёт, трамвай, Красная площадь, воскресенье.

    – Возьмите простой карандаш поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.

    – Посмотрите на экран и проверьте правильность написания. Исправьте ошибки. Если у вас нет ошибок, отметка «5», если 1-2 ошибки – «4», если 3-4 – «3» и если 5 и более ошибок – «2».

    Слушать учителя.

    Открыть тетрадь и записать число, классная работа.

    Записывать словарные слова в тетрадь.




    Подчеркивать орфограммы в словах.

    Проверять правильность написания.

    П: структурирование знаний.

    3.

    Постановка учебной задачи

    Словесный: беседа.

    11:18 – 11:21

    – С каким разделом вы начали работать?

    – Какие части речи вы знаете?



    – С какой частью речи вы начали работать?

    – Что вы знаете об имени существительном?








    – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

    – «Части речи».

    – Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
    – С именем существительным.

    Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменяются по числам.
    – Об имени существительном.

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Р: целеполагание.

    4.

    Открытие нового знания

    Словесный: беседа.

    Практический: работа с учебником.

    11:21 – 11:25

    – Что объединяет слова, представленные на доске? (Пчела–пчёлы, озеро–озёра, деревня–деревни, девочка–девочки, книга–книги, страна–страны.)

    – Разделите эти слова на две группы.




    – По какому признаку вы разделил эти слова?


    – В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?

    – В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов?

    – Как вы думаете, какова тема нашего урока?

    – Предположите, какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке.

    – Откройте учебники на странице 20. И прочитайте абзац под словом «Вспомните!».

    – О чём вы прочитали?

    – Это имена существительные.


    1) Пчела, озеро, деревня, девочка, книга, страна.
    2) Пчёлы, озёра, деревни, девочки, книги, страны.

    – В первой группе слова обозначают один предмет, а во второй - несколько предметов.

    – В единственном числе.


    – Во множественном числе.


    – Число имён существительных.
    – Уметь определять число имен существительных, изменять их по падежам.

    Открыть учебник. Читать вывод.

    Ответить на вопрос учителя.

    П: рассуждение по новой теме.











    П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

    5.

    Первичное закрепление

    Словесный: беседа.

    Практический: выполнение упражнений.

    11:25 – 11:38

    – Как изменяются имена существительные?

    – Что изменяется у существительного при изменении числа?

    – Откройте страницу 22. Посмотрите на упражнение 33. Прочитайте слова про себя.
    – Какая пара слов лишняя?

    – Почему?

    – Какие из этих слов употребляются только в единственном числе?

    – Какие из этих слов употребляются только во множественном числе?

    – Какой вывод вы можете сделать про число существительных?

    – Сейчас мы выполним зарядку для наших пальцев и рук.

    Мы капусту рубим, рубим (Ребром ладони рубить капусту).
    Мы капусту трём, трём (Кулаками потереть руки друг о друга).
    Мы капусту солим, солим (Движением пальцев имитировать посыпание солью).
    Мы капусту жмём, жмём (Пальцы обеих рук сжимать в кулаки).

     Работаем в группах. Какие вы знаете правила работы в группах?


    – Перед вами конверты со словами. Вам нужно разложить слова в таком порядке: 1 столбик – имена существительные, которые употребляются и в единственном и во множественном числе, 2 столбик – существительные, которые употребляются только в единственном числе, 3 столбик – существительные, которые употребляются только во множественном числе.
    (Рисунок, газета, синица, шофёр, сахар, молоко, посуда, пальто, ножницы, санки, сливки, брюки.)

    – Проверим задание.

    – Откройте страницу 23. Посмотрите на упражнение 36. (Попросить одного из учеников прочитать задание.)

    – По цепочке читаем предложения, изменяя, где нужно число имён существительных, вставляем пропущенные буквы, объясняем и выделяем орфограмму.

    1. Было морозное утро.
    2. На окнах появились удивительные рисунки.
    3. Лучик солнца заглянул в комнату.
    4. Солнечные зайчики стали зажигать снежные узоры на стекле.
    5. Заблестела перистая ветвь чудесного цветка.

    – Давайте отдохнем. Встаньте пожалуйста. Я буду называть существительные в единственном числе, а вы должны будете один раз присесть. А если во множественном числе, то три раза хлопнуть в ладоши. (Облако, улицы, березы, дом, шкаф, животные, дерево, комнаты.)

    – По числам.

    – Окончание.


    Открыть учебник на странице 22, прочитать слова.
    – Яблоко-яблоки.

    – Эти существительные изменяются по числам, а остальные нет.

    – Пальто, сахар.


    – Брюки.


    – Не все имена существительные изменяются по числам.

    – Выполнять упражнение.










    – Работать сообща, помогать друг другу, выслушивать мнение каждого, не шуметь.

    Разложить слова в три столбика.









    Открыть учебник на странице 23, прочитать задание.

    П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    6.

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Практический: выполнение упражнения.

    11:38 – 11:43

    – Откройте страницу 23. Посмотрите на упражнение 37. (Попросить одного из учеников прочитать задание.)

    – Ваша задача самостоятельно в тетради выполнить данное задание – списать и для каждого слова подобрать проверочное, изменив число имени существительного, как показано в образце.

    – По цепочке читаете слово, подбираете проверочное и называете орфограмму.

    Открыть учебник на странице 23, прочитать задание.

    Выполнить задание в тетради.


    Головá (гóловы), берегá (бéрег), грозá (грóзы), сторонá (стóроны), гнездо (гнёзда), сугрóб (сугрóбы), чертёж (чертежú), рукáв (рукавá), пáрус (парусá), малыш (малышú).

    Р: итоговый контроль.

    7.

    Включение в систему знаний, повторение

    Словесный: слово учителя.

    Практический: выполнение упражнения.

    11:43 – 11:47

    – Проверим, как вы научились определять число у существительных.

    – Самостоятельно выполним задание. Над существительными нужно указать число и подчеркнуть те слова, которые употребляются и в единственном и во множественном числе.

    – Поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку зеленого цвета и проверьте задания друг у друга, сверяя с доской.

    – Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 24, упражнение 38. Вам нужно будет прочитать текст и озаглавить его, также определить тему и главную мысль текста, найти в тексте части, соответствующие плану, представленному в задании, также вам нужно выписать трудные слова из каждой части и запомнить их, и подготовиться к письму по памяти.


    Выполнить задание.
    (Сахар, пчела, гроза, санки, пальто, чертеж, парус, молоко, страна, рисунок, посуда, синица, берёза, дерево, сливки, ножницы.)

    Проверить правильность написания.

    Записать домашнее задание.
    Слушать инструкции к выполнению задания.

    Р: обобщение, контроль.

    8.

    Рефлексия деятельности

    Словесный: беседа.

    11:47 – 11:50

    – Ребята, о какой части речи мы сегодня говорили?

    – Что нового вы узнали об имени существительном?

    – Что вам понравилась на уроке?

    – Давайте оценим работу на уроке.

    – Встаньте пожалуйста. Если тема урока вам была понятна и вы знаете и умеете определять число имени существительного, то встаньте на цыпочки и захлопайте в ладоши. Если вы считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то сядьте на корточки.

    – Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Подойдите ко мне те, у кого есть жетончики.

    – Об имени существительном.

    – О числах.

    Ответить на вопрос.

    Выполнить задание.

    П: самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

    Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

    Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

    План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

    Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

    Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

    Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

    Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

    конспект урока русского языка. Число имён прилагательных. 3 класс.

    Конспект урока по русскому языку на тему:«Число имен прилагательных». Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения пра...

    Урок русского языка "Число имён существительных" 3 класс

    Технологическая карта урока по русскому языку "Число имён существительных" 3 класс УМК "Школа России"...