Конспект урока русского языка «Число имён существительных» («УМК Школа России», 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний об имени существительном как части речи; 
  • формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • повторить, что такое имя существительное как часть речи;
  • уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 23.01.2018

Школа: №148

Класс: 3 «Ж»

Кабинет: 112

ФИО учителя 
Кривонос Лариса Михайловна

ФИО студента 
Данилова Екатерина Сергеевна, 32 гр.

ФИО методиста 
Воронова Мария Владимировна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Число имён существительных»

Цели деятельности учителя: 

  • формирование знаний об имени существительном как части речи;  
  • формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.

Планируемые результаты

Предметные:

  • повторить, что такое имя существительное как часть речи;
  • уметь определять число имен существительных и изменять их по числам.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 часть; тетрадь, раздаточный материал, презентация.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

11:10 – 11:11

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.  

Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!

– Проверьте свою готовность к уроку и порядок на парте.

Приветствовать учителя.

Организовывать своё рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя.

Практический: словарный диктант.

11:11 – 11:18

– Сегодня мы начнем наш урок со словарного диктанта.

– Откройте свои тетради и запишите число, классная работа. Сегодня 23 января. Классная работа.

– Сидим ровно, спину держим прямо.

– Внимательно слушайте слова и записывайте их в тетрадь. Первое слово пишем с красной строки с заглавной буквы:  

Аккуратно, интересный, лестница, одуванчик, помидор, растение, самолёт, трамвай, Красная площадь, воскресенье.

– Возьмите простой карандаш поставьте ударение и подчеркните орфограммы в словах.

– Посмотрите на экран и проверьте правильность написания. Исправьте ошибки. Если у вас нет ошибок, отметка «5», если 1-2 ошибки – «4», если 3-4 – «3» и если 5 и более ошибок – «2».

Слушать учителя.

Открыть тетрадь и записать число, классная работа.

Записывать словарные слова в тетрадь.




Подчеркивать орфограммы в словах.

Проверять правильность написания.

П: структурирование знаний.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

11:18 – 11:21

– С каким разделом вы начали работать?

– Какие части речи вы знаете?



– С какой частью речи вы начали работать?

– Что вы знаете об имени существительном?








– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

– «Части речи».

– Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
– С именем существительным.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменяются по числам.
– Об имени существительном.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: целеполагание.

4.

Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Практический: работа с учебником.

11:21 – 11:25

– Что объединяет слова, представленные на доске? (Пчела–пчёлы, озеро–озёра, деревня–деревни, девочка–девочки, книга–книги, страна–страны.)

– Разделите эти слова на две группы.




– По какому признаку вы разделил эти слова?


– В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет?

– В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов?

– Как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Предположите, какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке.

– Откройте учебники на странице 20. И прочитайте абзац под словом «Вспомните!».

– О чём вы прочитали?

– Это имена существительные.


1) Пчела, озеро, деревня, девочка, книга, страна.
2) Пчёлы, озёра, деревни, девочки, книги, страны.

– В первой группе слова обозначают один предмет, а во второй - несколько предметов.

– В единственном числе.


– Во множественном числе.


– Число имён существительных.
– Уметь определять число имен существительных, изменять их по падежам.

Открыть учебник. Читать вывод.

Ответить на вопрос учителя.

П: рассуждение по новой теме.











П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: выполнение упражнений.

11:25 – 11:38

– Как изменяются имена существительные?

– Что изменяется у существительного при изменении числа?

– Откройте страницу 22. Посмотрите на упражнение 33. Прочитайте слова про себя.
– Какая пара слов лишняя?

– Почему?

– Какие из этих слов употребляются только в единственном числе?

– Какие из этих слов употребляются только во множественном числе?

– Какой вывод вы можете сделать про число существительных?

– Сейчас мы выполним зарядку для наших пальцев и рук.

Мы капусту рубим, рубим (Ребром ладони рубить капусту).
Мы капусту трём, трём (Кулаками потереть руки друг о друга).
Мы капусту солим, солим (Движением пальцев имитировать посыпание солью).
Мы капусту жмём, жмём (Пальцы обеих рук сжимать в кулаки).

 Работаем в группах. Какие вы знаете правила работы в группах?


– Перед вами конверты со словами. Вам нужно разложить слова в таком порядке: 1 столбик – имена существительные, которые употребляются и в единственном и во множественном числе, 2 столбик – существительные, которые употребляются только в единственном числе, 3 столбик – существительные, которые употребляются только во множественном числе.
(Рисунок, газета, синица, шофёр, сахар, молоко, посуда, пальто, ножницы, санки, сливки, брюки.)

– Проверим задание.

– Откройте страницу 23. Посмотрите на упражнение 36. (Попросить одного из учеников прочитать задание.)

– По цепочке читаем предложения, изменяя, где нужно число имён существительных, вставляем пропущенные буквы, объясняем и выделяем орфограмму.

1. Было морозное утро.
2. На окнах появились удивительные рисунки.
3. Лучик солнца заглянул в комнату.
4. Солнечные зайчики стали зажигать снежные узоры на стекле.
5. Заблестела перистая ветвь чудесного цветка.

– Давайте отдохнем. Встаньте пожалуйста. Я буду называть существительные в единственном числе, а вы должны будете один раз присесть. А если во множественном числе, то три раза хлопнуть в ладоши. (Облако, улицы, березы, дом, шкаф, животные, дерево, комнаты.)

– По числам.

– Окончание.


Открыть учебник на странице 22, прочитать слова.
– Яблоко-яблоки.

– Эти существительные изменяются по числам, а остальные нет.

– Пальто, сахар.


– Брюки.


– Не все имена существительные изменяются по числам.

– Выполнять упражнение.










– Работать сообща, помогать друг другу, выслушивать мнение каждого, не шуметь.

Разложить слова в три столбика.









Открыть учебник на странице 23, прочитать задание.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение упражнения.

11:38 – 11:43

– Откройте страницу 23. Посмотрите на упражнение 37. (Попросить одного из учеников прочитать задание.)

– Ваша задача самостоятельно в тетради выполнить данное задание – списать и для каждого слова подобрать проверочное, изменив число имени существительного, как показано в образце.

– По цепочке читаете слово, подбираете проверочное и называете орфограмму.

Открыть учебник на странице 23, прочитать задание.

Выполнить задание в тетради.


Головá (гóловы), берегá (бéрег), грозá (грóзы), сторонá (стóроны), гнездо (гнёзда), сугрóб (сугрóбы), чертёж (чертежú), рукáв (рукавá), пáрус (парусá), малыш (малышú).

Р: итоговый контроль.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение упражнения.

11:43 – 11:47

– Проверим, как вы научились определять число у существительных.

– Самостоятельно выполним задание. Над существительными нужно указать число и подчеркнуть те слова, которые употребляются и в единственном и во множественном числе.

– Поменяйтесь тетрадями, возьмите ручку зеленого цвета и проверьте задания друг у друга, сверяя с доской.

– Откройте дневники и запишите домашнее задание: страница 24, упражнение 38. Вам нужно будет прочитать текст и озаглавить его, также определить тему и главную мысль текста, найти в тексте части, соответствующие плану, представленному в задании, также вам нужно выписать трудные слова из каждой части и запомнить их, и подготовиться к письму по памяти.


Выполнить задание.
(Сахар, пчела, гроза, санки, пальто, чертеж, парус, молоко, страна, рисунок, посуда, синица, берёза, дерево, сливки, ножницы.)

Проверить правильность написания.

Записать домашнее задание.
Слушать инструкции к выполнению задания.

Р: обобщение, контроль.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

11:47 – 11:50

– Ребята, о какой части речи мы сегодня говорили?

– Что нового вы узнали об имени существительном?

– Что вам понравилась на уроке?

– Давайте оценим работу на уроке.

– Встаньте пожалуйста. Если тема урока вам была понятна и вы знаете и умеете определять число имени существительного, то встаньте на цыпочки и захлопайте в ладоши. Если вы считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то сядьте на корточки.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Подойдите ко мне те, у кого есть жетончики.

– Об имени существительном.

– О числах.

Ответить на вопрос.

Выполнить задание.

П: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Число имён существительных"во 2 классе

Презентация занимает не более 10 минут. Помогает при усвоении нового материала....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка "Число имён существительных" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Конспект урока составлен к учебнику Поляковой А.В. 2 класс по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

Урок русского языка "Число имён существительных" 3 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Число имён существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка "Род имён прилагательных" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема: Род имён прилагательныхЦели деятельности учителя: знакомство с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен прилагательных.Планируемые результаты:Предметные:- зна...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных" (УМК Перспективная начальная школа, 3 класс)

Тема: «Склонение имён существительных»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о грамматической категории имени существительного – склонение.Планируемые результ...

Конспект урока русского языка "Число имен прилагательных" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения определять число имен прилагательных; отработка умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».Планируемые результат...