Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных мужского рода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.

Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами; тренировать умение определять начальную форму имени существительного; закрепить умение определять род имён существительных.

Планируемые результаты:

·        Предметные: различать имена существительные с твердой и мягкой основой, определять начальную форму существительного.

·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srusskiy_09.03.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных мужского рода.

Цели урока: формировать представления о том, что имена существительные бывают с мягкой и твёрдой основами; тренировать умение определять начальную форму имени существительного; закрепить умение определять род имён существительных. 

Планируемые результаты:

  • Предметные: различать имена существительные с твердой и мягкой основой, определять начальную форму существительного.
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

С добрым утром начат день,

 Первым делом гоним лень.

 На уроке не зевать,

 А работать и писать.

 Тихо сели. Начинаем урок!

Запишите число и классная работа.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

 Что вы видите на рисунках? Какая часть речи обозначает предмет? Запишите существительные, отделите в словах основу от окончания.(Предметы. Имя существительное)

Лук, малина, вишня, капуста, морковь, свёкла.

Что вы можете сказать о роде имён существительных? (Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода)

Запишите слова в столбики по родам. Выделите основу и окончание. Работаем в группах. Первая группа выписывает слова муж. рода, вторая- ж.р., третья- ср. р..: веселье, сирень, поляна, плющ, роща, соловей, луч, окошко, север, дядя, облако, лень.

Муж. р.:      Жен. р.:        Ср. р.

соловей       сирень         веселье

луч              поляна          окошко

север            роща            облако

дядя              лень

На какие согласные заканчиваются основы. Существительных? (На мягкие и на твёрдые)

Понаблюдаем. А какая может быть основа у существительных мужского рода? Упр.48. на стр. 70. Подчеркните синим цветом мягкую основу, а зеленым- твёрдую основу:

Папа, дядя, токарь, моряк, ткач, хвощ, гараж, шалаш.

Какая у еас сегодня будет тема урока? (Твердые и мягкие основы имен существительных)

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать. Запишите отгадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

(Лось).

Долгорукий старичок

В уголке сплёл гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!»

(Паук).

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл).

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живёт без конца,

Не видывал солнца.

(Крот).

 Какого рода все существительные?( Мужского рода). Какое имя существительное имеет мягкую основу?( Лось).

Выполните самостоятельно упр. 53 на стр. 71

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

Строить речевое высказывание.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Делать вывод.

Выполнять работу по карточкам.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

10 мин

Какие согласные всегда мягкие?

Какие согласные всегда твёрдые?

Упр. 50.Учитель: работаем в группах. Первая группа записывает существительные с мягкой основой, вторая- с твёрдой.

Воробей       Сапог

Январь         Мороз

Лагерь          Город

Февраль        Завтрак

Декабрь        Обед

Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных?

Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных?

Какая буква служит для обозначения мягкости согласных?

Продолжите высказывание Существительное мужского рода могут быть ... (только с мягкой основой, только с твердой основой, с мягкой и твердой основой)

Выполнять упражнения.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 Отвечать на вопросы теста.

Взаимопроверка.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Вот и закончился урок!

Подведем скорей итог!

– Расскажите, чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

– Что получилось?

 – Что было трудно?

Запишите домашнее задание учебник, № 49, с. 70

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке....

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...

Конспект урока русского языка 2 класс" Единственное и множественное число имен существительных".

Урок русского языка 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных".Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, спосо...

Конспект урока русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи имени существительного"

Конспект урока русского языка "Именительный и винительный падежи имени существительного"...