Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема:
1.Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова «снег» (русский язык 4 класс).
Цели:
Организовать поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:
- развитие системного мышления;
- развитие творческого мышления;
- поиска смысла через решение контекстной задачи.
2. Создать условия для формирования личностных качеств:
- ответственность;
- выбор ответа, способа действий, смысла, задания;
- коммуникативность.
Для достижения вышепоставленных целей необходимо:
- закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
- закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
- закреплять навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.
Тип урока:
урок- исследование.
Основная деятельность на уроке:
учебно-поисковая.
Оборудование:
- карточки с написанием разделов русского языка;
- карточки с текстом для орфографической работы;
- «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов;
- «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова.
Ход урока.
- Вводно-мотивационный этап.
- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предмет нашего исследования – слово. И слово это спрятано в загадке.
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).
- Какой частью речи является слово «снег».( Существительное).
-Докажите, что это существительное. (ответы детей)
-Но сегодня мы посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.
( На экране появляется слово « снег», дети обращаются к карточкам с написанием разделов русского языка.)
- Познавательный этап.
1.Что изучает фонетика? (Наука о звуках, а звук- это то, что мы слышим и произносим.)
Рассмотрим из каких звуков состоит это слово. Для этого произведём фонетический анализ слова.
Снег – 1 слог, [сн'эк]
с | — | [с] | — согл., глух. парн.,, тв.парн. |
н | — | [н’] | — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. парн. |
е | — | [э] | — гл., ударн. |
г | — | [к] | — согл., глух. парн., тв.парн. |
4 б., 4 з. -Какие звуки в слове не соответствуют написанию? Почему? -Какие трудности в связи с этим появляются? ( Как правильно написать слово.) _-Какой раздел нам в этом поможет? (Орфография.) 2.Что изучает раздел орфография? (правописание) - Какая орфограмма есть в слове снег? (Парный согласный в корне слова). - Доказать написание. (снег-снега) - Перед вами текст с пропущенными орфограммами. - Какое задание вы бы дали себе? Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное. Со…нце землю греет слабо, По н…чам тр…щит м…роз. Во дв…ре у снежной бабы П…белел м…рковный нос. ( Самостоятельная работа учащихся) 3.Найдите слово, которое является однокоренным слову снег. - Какая часть слова участвует в образовании слова «снежный»? (Суффикс) - Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? ( Словообразование) - Образуйте ещё 3-4 слова от слова снег. 4.А что обозначает слово снег. Посмотрите как объясняет это слово С.И.Ожегов в словаре. ( Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.) -Какой раздел русского языка изучает значение слова? ( Лексика) Как вы думаете, есть ли слову « снег» синоним, антоним? (Пороша. Дождь) 5. Что исследует морфология? (Части речи.) - Какой частью речи является слово « снег»? -Докажите, что это существительное. - Что мы знаем об имени существительном? - Произвести морфологический разбор этого сущ. 6. – Придумайте словосочетание со словом «снег» по схеме Х |
Работа по группам.
Придумайте предложение со своим словосочетанием. Разберите его по членам предложения.
- Какой раздел науки о русском языке изучает словосочетание и предложение? (Синтаксис)
- Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача : все слова рассыпались. Помогите составить предложение.
Кружатся, в , снежинки, воздухе, холодном, одинокие.
Запись предложения, разбор по членам предложения и по частям речи, найдите словосочетания.
7.- Посмотрите на доску, с позиции какого раздела науки о русском языке мы ещё не исследовали слово «снег»? (Фразеология)
- Что изучает фразеология? (Устойчивые словосочетания. «крылатые» слова)
Какие вы знаете устойчивые сочетания, где есть слово «снег».( Искать прошлогодний снег, как снег. на голову, белый как снег, зимой снега не допросишься.)
- Какие вы подготовили пословицы и поговорки. Где звучит слово « снег»?
- Итоговый этап урока.
- Сегодня мы исследовали слово «снег». Мы изучили это слово с разных точек зрения.
- Что было особенно интересным?
-Какое знание вызвало трудности?
Что вы узнали нового?
- Домашнее задание. (на выбор)
- Найти и выписать строки из литературных произведений о снеге.
- Мини-сочинение « Первый снег»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".
УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....
Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, само...
конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.
В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...
Конспект урока русского языка: "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов."
Тип урока - Обобщение и систематизация знаний.Педагогическая задача - Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологическ...