Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тема:

1.Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова «снег» (русский язык 4 класс).

Цели:

Организовать поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:

  • развитие системного мышления;
  • развитие творческого мышления;
  • поиска смысла через решение контекстной задачи.

2. Создать условия для формирования личностных качеств:

  • ответственность;
  • выбор ответа, способа действий, смысла, задания;
  • коммуникативность.

Для достижения вышепоставленных целей необходимо:

  • закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
  • закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
  • закреплять навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

Тип урока:

урок- исследование.

Основная деятельность на уроке:

учебно-поисковая.

Оборудование:

  • карточки с написанием разделов русского языка;
  • карточки с текстом для орфографической работы;
  • «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов;
  • «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова.

Ход урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предмет нашего исследования – слово. И слово это спрятано в загадке.

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

 

- Какой частью речи является слово «снег».( Существительное).

-Докажите, что это существительное. (ответы детей)

-Но сегодня мы посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

( На экране появляется слово « снег», дети обращаются к карточкам с написанием разделов русского языка.)

  1. Познавательный этап.

1.Что изучает фонетика?  (Наука о звуках, а звук- это то, что мы слышим и произносим.)

Рассмотрим из каких звуков состоит это слово. Для этого произведём фонетический анализ слова.

Снег – 1 слог, [сн'эк]

с

[с]

— согл., глух. парн.,, тв.парн.

н

[н’]

— согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. парн.

е

[э]

— гл., ударн.

г

[к]

— согл., глух. парн., тв.парн.


4 б., 4 з.

-Какие звуки в слове не соответствуют написанию? Почему?

-Какие трудности в связи с этим появляются? ( Как правильно написать слово.)

_-Какой раздел нам в этом поможет? (Орфография.)

2.Что изучает раздел орфография? (правописание)

- Какая орфограмма есть в слове снег? (Парный  согласный в корне слова).

- Доказать написание. (снег-снега)

- Перед вами текст с пропущенными орфограммами.

- Какое задание вы бы дали себе?

Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.

Со…нце  землю греет  слабо,

По н…чам  тр…щит  м…роз.

Во дв…ре у снежной бабы

П…белел м…рковный нос. ( Самостоятельная работа учащихся)

3.Найдите слово, которое является однокоренным слову снег.

- Какая часть слова участвует в образовании слова «снежный»? (Суффикс)

- Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? ( Словообразование)

- Образуйте ещё 3-4 слова от слова снег.

4.А что обозначает слово снег. Посмотрите как объясняет это слово   С.И.Ожегов в словаре. ( Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.)

-Какой раздел русского языка изучает значение слова? ( Лексика)

Как вы думаете, есть ли слову « снег» синоним, антоним? (Пороша. Дождь)

5. Что исследует морфология? (Части речи.)

- Какой частью речи является слово « снег»?

-Докажите, что это существительное.

- Что мы знаем об имени существительном?

- Произвести морфологический разбор этого сущ.

6. – Придумайте словосочетание со словом «снег» по схеме

                                                                                         Х

Работа по группам.

Придумайте  предложение со своим словосочетанием.  Разберите его по   членам  предложения.

- Какой раздел науки о русском языке изучает  словосочетание и предложение? (Синтаксис)

 - Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача : все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

Кружатся, в , снежинки, воздухе, холодном, одинокие.

Запись предложения, разбор по членам  предложения и по частям речи, найдите словосочетания.

7.- Посмотрите на доску, с позиции какого раздела науки о русском языке мы ещё не исследовали  слово «снег»?  (Фразеология)

- Что изучает фразеология? (Устойчивые словосочетания. «крылатые» слова)

Какие вы знаете устойчивые сочетания, где есть слово «снег».( Искать прошлогодний снег, как снег. на голову, белый как снег, зимой снега не допросишься.)

- Какие вы подготовили  пословицы и поговорки. Где звучит слово « снег»?

  1.  Итоговый этап урока.

- Сегодня мы исследовали  слово «снег». Мы изучили это слово с разных точек зрения.

- Что было особенно интересным?

-Какое знание вызвало трудности?

Что вы узнали нового?

  1. Домашнее задание. (на выбор)
  1. Найти и выписать строки из литературных произведений о снеге.
  2. Мини-сочинение « Первый снег»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

Урок в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

Тип урока: обобщение и закрепление знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное»...

конспект урока русского языка 3кл. Обобщение знаний о составе слова.

В большом Словаре жили самые разные слова, были среди них и слова- родственники. Каждое слово заняло свое место, потому что словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало ...