Главные вкладки

    Конспект урока. Русский язык 4 класс. Обобщение знаний по теме "Имя существительное".
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    На уроке дети исследуют слово "снег" с разных сторон науки о русском языке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx23.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока.

    Тема:

    1.Обобщение знаний по теме «Имя существительное». Исследование слова «снег» (русский язык 4 класс).

    Цели:

    Организовать поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:

    • развитие системного мышления;
    • развитие творческого мышления;
    • поиска смысла через решение контекстной задачи.

    2. Создать условия для формирования личностных качеств:

    • ответственность;
    • выбор ответа, способа действий, смысла, задания;
    • коммуникативность.

    Для достижения вышепоставленных целей необходимо:

    • закрепить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
    • закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
    • закреплять навыки самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка.

    Тип урока:

    урок- исследование.

    Основная деятельность на уроке:

    учебно-поисковая.

    Оборудование:

    • карточки с написанием разделов русского языка;
    • карточки с текстом для орфографической работы;
    • «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегов;
    • «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова.

    Ход урока.

    1. Вводно-мотивационный этап.

    - Ребята, сегодня у нас будет необычный урок, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предмет нашего исследования – слово. И слово это спрятано в загадке.

    Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

     

    - Какой частью речи является слово «снег».( Существительное).

    -Докажите, что это существительное. (ответы детей)

    -Но сегодня мы посмотрим на это слово с разных сторон науки о русском языке.

    ( На экране появляется слово « снег», дети обращаются к карточкам с написанием разделов русского языка.)

    1. Познавательный этап.

    1.Что изучает фонетика?  (Наука о звуках, а звук- это то, что мы слышим и произносим.)

    Рассмотрим из каких звуков состоит это слово. Для этого произведём фонетический анализ слова.

    Снег – 1 слог, [сн'эк]

    с

    [с]

    — согл., глух. парн.,, тв.парн.

    н

    [н’]

    — согл., зв. непарн. (сонорный), мягк. парн.

    е

    [э]

    — гл., ударн.

    г

    [к]

    — согл., глух. парн., тв.парн.


    4 б., 4 з.

    -Какие звуки в слове не соответствуют написанию? Почему?

    -Какие трудности в связи с этим появляются? ( Как правильно написать слово.)

    _-Какой раздел нам в этом поможет? (Орфография.)

    2.Что изучает раздел орфография? (правописание)

    - Какая орфограмма есть в слове снег? (Парный  согласный в корне слова).

    - Доказать написание. (снег-снега)

    - Перед вами текст с пропущенными орфограммами.

    - Какое задание вы бы дали себе?

    Задание уточняется: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.

    Со…нце  землю греет  слабо,

    По н…чам  тр…щит  м…роз.

    Во дв…ре у снежной бабы

    П…белел м…рковный нос. ( Самостоятельная работа учащихся)

    3.Найдите слово, которое является однокоренным слову снег.

    - Какая часть слова участвует в образовании слова «снежный»? (Суффикс)

    - Какой раздел русского языка будет рассматривать это явление? ( Словообразование)

    - Образуйте ещё 3-4 слова от слова снег.

    4.А что обозначает слово снег. Посмотрите как объясняет это слово   С.И.Ожегов в словаре. ( Атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.)

    -Какой раздел русского языка изучает значение слова? ( Лексика)

    Как вы думаете, есть ли слову « снег» синоним, антоним? (Пороша. Дождь)

    5. Что исследует морфология? (Части речи.)

    - Какой частью речи является слово « снег»?

    -Докажите, что это существительное.

    - Что мы знаем об имени существительном?

    - Произвести морфологический разбор этого сущ.

    6. – Придумайте словосочетание со словом «снег» по схеме

                                                                                             Х

    Работа по группам.

    Придумайте  предложение со своим словосочетанием.  Разберите его по   членам  предложения.

    - Какой раздел науки о русском языке изучает  словосочетание и предложение? (Синтаксис)

     - Ребята, я тоже придумала предложение, но вот незадача : все слова рассыпались. Помогите составить предложение.

    Кружатся, в , снежинки, воздухе, холодном, одинокие.

    Запись предложения, разбор по членам  предложения и по частям речи, найдите словосочетания.

    7.- Посмотрите на доску, с позиции какого раздела науки о русском языке мы ещё не исследовали  слово «снег»?  (Фразеология)

    - Что изучает фразеология? (Устойчивые словосочетания. «крылатые» слова)

    Какие вы знаете устойчивые сочетания, где есть слово «снег».( Искать прошлогодний снег, как снег. на голову, белый как снег, зимой снега не допросишься.)

    - Какие вы подготовили  пословицы и поговорки. Где звучит слово « снег»?

    1.  Итоговый этап урока.

    - Сегодня мы исследовали  слово «снег». Мы изучили это слово с разных точек зрения.

    - Что было особенно интересным?

    -Какое знание вызвало трудности?

    Что вы узнали нового?

    1. Домашнее задание. (на выбор)
    1. Найти и выписать строки из литературных произведений о снеге.
    2. Мини-сочинение « Первый снег»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".

    УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....

    Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».

    Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...

    Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

    Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

    Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"

    .Технологическая карта урока русского языка .Тема: "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы"...

    Конспект урока русского языка Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

    Цели деятельности учителя: закрепление и повторение материала по разделу: «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления,  речи, само...

    Урок в 4 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

    Тип урока: обобщение и закрепление знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме «Имя существительное»...