Урок русского языка в 4 классе по теме "Второе склонение имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Журавлева Ирина Николаевна

Знакомство учащихся с существительными второго склонения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27                             ст. СТАРОТИТАРОВСКАЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

Урок русского языка

в 4 классе

Тема: «Второе склонение имён существительных».

УЧИТЕЛЬ:  Журавлёва Ирина Николаевна

                                        2013 год

Тема: Второе склонение имён существительных.

Цель урока: знакомство учащихся с существительными второго склонения.

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

                                           Ход урока.

I.Организационный момент

Учитель.      Внимание! Проверь, дружок,

                      Готов ли ты начать урок!

                      Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

                      Книжки, ручки и тетрадки?

                      Есть у нас девиз такой:

                      Всё, что надо под рукой!

II. Проверка домашнего задания

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного после прогулки

- Какого рода существительное весло?

- Назовите предлоги Т.п.

- На какие вопросы отвечает Д.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Орфографическая   минутка.

Вставьте пропущенные безударные окончания.

К маск.., без замазк.., без щепк.., к мимоз.., без картошк.., к оград.., к окраин.., к газет.., для выставк.., на качалк.., о лавочк.., о пап.., от вишн..

IV. Формирование новых знаний. Ознакомление с существительными, относящимися ко 2-му склонению.

1. Упражнение 47 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Относятся эти существительные к существительным 1-го склонения? Почему?

– Что общего у этих существительных? (Именительный падеж, единственное число.)

– Какие окончания у этих существительных?

– Прочитайте сведения о языке на с. 90. К какому склонению относятся эти слова?

2. Выпишите  имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

V. Словарная работа.  Знакомство с новыми словарными словами.

1.

 Лексическое значение слова объясняет ученик.

– транспортное средство, оборудованное для перевозки пассажиров, грузов.

– Отгадайте  загадку:

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

 Этимология. Слово заимствовано из английского языка.

2. Календарь.

 Лексическое значение слова объясняет ученик.

Календарь – таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели.

– Отгадайте  загадку:

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно круглый год

Точный счет он дням ведет.

 Этимология. Учитель объясняет происхождение слова. Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум – «справочник жрецов для своих расчетов». На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник.

3.

 Лексическое значение слова на доске.

 – изображение человека на картине или фотографии.

– Отгадайте  загадку:

Забросил свой велосипед

И начал я писать… (портрет).

 Этимология. Слово образовано от французского портрэр – «рисовать». Изначально портрет – «нарисованное».

– К какому склонению относятся новые словарные слова?

– Составьте предложение с одним из слов.

VI. Физминутка.

     Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

  1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)               хлопок

  1. На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)       два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                     два притопа

4. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                            хлопок

VI. Сравнение падежных окончаний одушевленных и неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения.

1. Работа  по  таблице  в упражнении 49.

Опираясь на вопросы, данные в упражнении 49, учащиеся под руководством учителя делают  вывод: написание падежных окончаний у существительных 2-го склонения зависит от типа основы, одушевленные они или неодушевленные.

Сверяют свой вывод с данным в учебнике на с. 92.

2. Самостоятельная работа.

Просклоняйте существительные:

                вариант  I                        вариант  II

                             класс                                         соловей

VII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– От чего зависит написание падежных окончаний существительных мужского рода 2-го склонения?

– Как проверить написание безударных окончаний у существительных 2-го склонения?

Домашнее задание: упражнение 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".

Тест состоит из  12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала  данной темы....

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...