Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Черникова Ольга Владимировна

Тема: "Понятие об имени существительном".  Предлагаю план-конспект урока и презентацию к словарной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc47.5 КБ
Office presentation icon slovarnaya_rabota.ppt620 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

План-конспект

урока русского языка

(3 «А» класс)

    Тема:        Понятие об имени существительном

        Подготовила и провела

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    Черникова О.В.

г. Старый Оскол

2010 г.

Цели                1)   Повторить   правила   распознавания   имен существительных

                               среди других частей речи.

  1. Формировать умение распознавать одушевленные и  неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; определять род имен существительных; изменять их по числам.
  2. Развивать навыки грамотного и каллиграфического письма, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
  3. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с русской пословицей.

Оборудование         - слайды со словарными словами и иллюстрациями;

                                  - плакат с пословицей;

                                  - рисунки детенышей домашних животных

                                  - карточки со словами.

Ход урока

I.   Оргмомент.

II.   Сообщение темы урока

       - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в гости.

       Жителей г. Старый Оскол называют старооскольцы, жителей г. Курска – куряне, жителей Москвы – москвичи. А мы сегодня побываем  в городе Речь, жителей которого называют частями речи.

       А вот у какой из частей речи мы погостим, вы узнаете, отгадав загадку:

                     Давно живу я в мире этом.

                     Даю названия предметам.                 (Имя существительное)

     - Какова же тема сегодняшнего урока?

III.   Минутка чистописания

     - Откройте тетради, подготовьте их для работы на уроке. (Записать дату).

     - Прочитайте слова.

       (На доске: весы, лес, соль).

     - Какой частью речи они являются?

      - Какая буква во всех этих словах обозначает твердый согласный звук?

     - Что еще вы можете сказать об этом звуке в данных словах?

                         (гимнастика для пальчиков)

     - Пропишите строку, продолжив закономерность:

       С//с//С//сс//

     - Прочитайте пословицу:

       Слово – не в.робей: выл.тит – не поймаешь.

     - Когда так говорят?

     - Объясните пропущенные орфограммы.

     - Запишите пословицу красиво и правильно!

IV.   Словарная работа

  1. игра «Путаница»

(показ слайдов с зашифрованными словами (сапоги, сахар, капуста, стакан, лестница, русский, север, собака, столица, посуда); ученик, отгадавший слово, записывает его на доске, выделяет орфограмму).

          - Какое слово лишнее?                         (русский – имя прил., собака – одуш.)

     2)  знакомство с новым словом:

          - Мы с вами отправились в гости. Но в гостях нельзя забывать о волшебных словах. Отгадайте, какое слово спряталось на доске?

          Маша слов знала немало,

          Но одно из них пропало,

          И оно-то, как на грех,

          Говорится чаще всех.

          Это слово ходит следом

          За подарком, за обедом,

          Это слово говорят,

          Если вас благодарят…             (Спасибо)

          - Как вы думаете, что обозначает это слово?

          - Этимологический словарь дает следующее объяснение этому слову. Когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трех слов: «Спаси тебя Бог», как исполненное благодарности пожелание. А слово «спасибо» образовалось из двух частей этого выражения.

         - Прочитайте слово по слогам. Произнесите его с ударением. Какую гласную нужно запомнить, как безударную?

         - Устно составьте предложения с этим словом.

         - Какие еще волшебные слова вы знаете?

         - Тогда мы смело можем отправляться в гости к имени существительному!

V.   Актуализация знаний

       1)  работа с деформированным предложением:

            В, лесника, ночевал, домике, охотник.

            - Будет ли эта запись предложением? Почему?

            - Составьте предложение.

              (Записать на доске).

            - Разберите предложение по членам и по частям речи.

            - Назовите все имена существительные в начальной форме.

       2)  повторение правила об имени существительном:

            - А еще эта часть речи может обозначать  явления природы, состояние души человека, а потому является самой представительной, самой существенной. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

            Какими членами предложения могут быть имена существительные?

VI.   Физкультминутка

VII. Работа над темой урока

        1)   повторение признаков одушевленности-неодушевленности

              - На какие же вопросы отвечают имена существительные?

         - Распределите следующие слова в две группы в соответствии с вопросами.  

        (Береза, петух, трава, кошка, чашка, щука, море, ученик, самолет, сова)

         - Почему так распределили слова?

         - Допишите в каждую группу еще по два слова. (Проверка)

         а)  вывод:

              - Какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными?

              - Это постоянный признак или непостоянный? Почему?

     

        2) собственные и нарицательные имена существительные:

         а) письмо под диктовку:

             Мой друг Вася гулял с собакой Стрелкой по берегу реки Оскол.

             - Назовите одушевленные имена существительные.

             - Какие слова написали с большой буквы?

             - Почему?

         б)  вывод:

             - Как называются такие имена существительные?

       

  1. род имен существительных:

- Как зовут друга, о котором говорится в предложении?

- Кто такой Вася: мальчик или девочка?

- Какого рода это имя существительное?

- Назовите существительные женского рода.

- Сколько родов имеет имя существительное?

- Какой род мы не назвали?

- Как определить род имени существительного?

- Род - это постоянный признак имени существительного или нет?

- Распределите слова по родам (1-й ряд – м.р., 2-й ряд – ж.р., 3-й ряд – с.р.).

        Зима, хлеб, яблоко, земля, озеро, дом, язык, окно, мама.

  1. число имен существительных

- В каком числе употреблены записанные имена существительные?

- Поставьте их во множественное число.

- Изменились ли имена существительные?

- Число – постоянный признак или непостоянный?

- Запишите названия животных во множественном числе.

   (Рисунки: утята, котята, жеребята, цыплята, поросята, гусята).

VIII.   Итог урока

IX.      Домашнее задание

           с. 54 упр. 7.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

гип.са

Слайд 3

х.рса

Слайд 5

так.пус

Слайд 7

канст.

Слайд 9

.кийрус

Слайд 11

в.рсе

Слайд 13

бас.ка

Слайд 15

лист.ца

Слайд 17

суп.да