Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема: "Понятие об имени существительном". Предлагаю план-конспект урока и презентацию к словарной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.doc | 47.5 КБ |
slovarnaya_rabota.ppt | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
План-конспект
урока русского языка
(3 «А» класс)
Тема: Понятие об имени существительном
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Черникова О.В.
г. Старый Оскол
2010 г.
Цели 1) Повторить правила распознавания имен существительных
среди других частей речи.
- Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; определять род имен существительных; изменять их по числам.
- Развивать навыки грамотного и каллиграфического письма, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
- Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма через работу с русской пословицей.
Оборудование - слайды со словарными словами и иллюстрациями;
- плакат с пословицей;
- рисунки детенышей домашних животных
- карточки со словами.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в гости.
Жителей г. Старый Оскол называют старооскольцы, жителей г. Курска – куряне, жителей Москвы – москвичи. А мы сегодня побываем в городе Речь, жителей которого называют частями речи.
А вот у какой из частей речи мы погостим, вы узнаете, отгадав загадку:
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам. (Имя существительное)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
III. Минутка чистописания
- Откройте тетради, подготовьте их для работы на уроке. (Записать дату).
- Прочитайте слова.
(На доске: весы, лес, соль).
- Какой частью речи они являются?
- Какая буква во всех этих словах обозначает твердый согласный звук?
- Что еще вы можете сказать об этом звуке в данных словах?
(гимнастика для пальчиков)
- Пропишите строку, продолжив закономерность:
С//с//С//сс//
- Прочитайте пословицу:
Слово – не в.робей: выл.тит – не поймаешь.
- Когда так говорят?
- Объясните пропущенные орфограммы.
- Запишите пословицу красиво и правильно!
IV. Словарная работа
- игра «Путаница»
(показ слайдов с зашифрованными словами (сапоги, сахар, капуста, стакан, лестница, русский, север, собака, столица, посуда); ученик, отгадавший слово, записывает его на доске, выделяет орфограмму).
- Какое слово лишнее? (русский – имя прил., собака – одуш.)
2) знакомство с новым словом:
- Мы с вами отправились в гости. Но в гостях нельзя забывать о волшебных словах. Отгадайте, какое слово спряталось на доске?
Маша слов знала немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят… (Спасибо)
- Как вы думаете, что обозначает это слово?
- Этимологический словарь дает следующее объяснение этому слову. Когда-то, очень давно вместо этого слова произносилось сочетание трех слов: «Спаси тебя Бог», как исполненное благодарности пожелание. А слово «спасибо» образовалось из двух частей этого выражения.
- Прочитайте слово по слогам. Произнесите его с ударением. Какую гласную нужно запомнить, как безударную?
- Устно составьте предложения с этим словом.
- Какие еще волшебные слова вы знаете?
- Тогда мы смело можем отправляться в гости к имени существительному!
V. Актуализация знаний
1) работа с деформированным предложением:
В, лесника, ночевал, домике, охотник.
- Будет ли эта запись предложением? Почему?
- Составьте предложение.
(Записать на доске).
- Разберите предложение по членам и по частям речи.
- Назовите все имена существительные в начальной форме.
2) повторение правила об имени существительном:
- А еще эта часть речи может обозначать явления природы, состояние души человека, а потому является самой представительной, самой существенной. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Какими членами предложения могут быть имена существительные?
VI. Физкультминутка
VII. Работа над темой урока
1) повторение признаков одушевленности-неодушевленности
- На какие же вопросы отвечают имена существительные?
- Распределите следующие слова в две группы в соответствии с вопросами.
(Береза, петух, трава, кошка, чашка, щука, море, ученик, самолет, сова)
- Почему так распределили слова?
- Допишите в каждую группу еще по два слова. (Проверка)
а) вывод:
- Какие существительные называются одушевленными? Какие – неодушевленными?
- Это постоянный признак или непостоянный? Почему?
2) собственные и нарицательные имена существительные:
а) письмо под диктовку:
Мой друг Вася гулял с собакой Стрелкой по берегу реки Оскол.
- Назовите одушевленные имена существительные.
- Какие слова написали с большой буквы?
- Почему?
б) вывод:
- Как называются такие имена существительные?
- род имен существительных:
- Как зовут друга, о котором говорится в предложении?
- Кто такой Вася: мальчик или девочка?
- Какого рода это имя существительное?
- Назовите существительные женского рода.
- Сколько родов имеет имя существительное?
- Какой род мы не назвали?
- Как определить род имени существительного?
- Род - это постоянный признак имени существительного или нет?
- Распределите слова по родам (1-й ряд – м.р., 2-й ряд – ж.р., 3-й ряд – с.р.).
Зима, хлеб, яблоко, земля, озеро, дом, язык, окно, мама.
- число имен существительных
- В каком числе употреблены записанные имена существительные?
- Поставьте их во множественное число.
- Изменились ли имена существительные?
- Число – постоянный признак или непостоянный?
- Запишите названия животных во множественном числе.
(Рисунки: утята, котята, жеребята, цыплята, поросята, гусята).
VIII. Итог урока
IX. Домашнее задание
с. 54 упр. 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
х.рса
так.пус
канст.
.кийрус
в.рсе
бас.ка
лист.ца
суп.да
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...