Памятки разборов по русскому языку.
материал по русскому языку на тему
Памятки разработаны для того, чтобы учащиеся могли выполнить разборы самостоятельно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка «работа над ошибками››.
1. Оформление предложения.
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Птицы улетели.
2. Слоги жи – ши, ча – ща, чу – щу .
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило .
Делай так: жил, жизнь, машина
3. Сочетания чк- чн- чт- нч, щк- щн- нщ.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: дочка, речка, ночка
4. Перенос слова.
Выпиши слово. Раздели его на слоги и для переноса .
Делай так: ручейки
5. Пропуск, замена или перестановка букв.
Выпиши слово правильно. Раздели его на слоги .
Делай так: прилежные
6. Большая буква в именах собственных .
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило .
Делай так: Саша, Алеша, Миша
7. Ь знак – показатель мягкости согласного в конце и середине слова.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило .
Делай так: огонь, учитель, морковь
пальто, деньки, коньки
8. Разделительные Ь и Ъ знаки.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на это правило.
Делай так: вьет, колья, семья
подъезд, объяснил, съемка
Запомни!
Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: Е, Е, Ю, Я, И.
Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: Е, Е, Ю, Я.
9. Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень , напиши проверочное слово .
Делай так: горка - гористая
Вспомни правило о проверке безударной гласной в корне слова.
10. Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово, выдели в нем корень, напиши проверочное слово.
Делай так: грибы - гриб
берёза - берёзка
11. Непроизносимые согласные в корне слова.
Выпиши слово, выдели корень, напиши проверочное слово.
Делай так: честь- честный
12. Слова из словаря.
Напиши слово три раза. Запомни как оно пишется.
Делай так: карандаш, карандаш, карандаш
13. Слова с двойными согласными .
Напиши слово три раза, раздели его на слоги и для переноса .
Делай так: Анна, Анна, Анна
14. Приставки в словах.
Напиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова с этой приставкой.
Делай так: прилетел, приехал, пришел
Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется со словом вместе.
15. Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.
Делай так: у дома, у (какого?) дома, у (большого) дома
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется раздельно.
16. Суффиксы ЕК, ИК.
Выпиши слово правильно. Измени слово по команде вопросов нет кого? чего?
Делай так: ключик- нет ключика
замочек- нет замочка
17. ЦЫ или ЦИ.
Выпиши слово правильно. Докажи его написание.
Делай так: скворцы- сущ., мн.ч
цыган- исключение
цирк
18. Ь знак в конце существительных после шипящих
Выпиши слово правильно. Определи его род , повтори правило . Запиши еще два слова на это правило .
Делай так : рожь (ж. р.), мышь, ночь
нож (м.р.), камыш, ландыш
19. Частица НЕ с глаголами.
Выпиши глагол с частицей НЕ правильно. Придумай еще два слова на это правило.
Делай так: не мог, не хотел, не умел
Запомни! НЕ с глаголами пишется отдельно.
20. Написание сложных слов.
Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Покажи соединительную гласную.
Делай так: самолёт
косолапый
21. ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах.
Выпиши слово правильно. Докажи его написание, поставив вопрос.
Делай так: что делает? моется
что делать? мыться
22. Безударные падежные окончания имен существительных.
Выпиши существительное, правильно написав окончание. Поставь ударение. Выдели окончание. Определи склонение и падеж имени существительного .
Делай так: на ветке (1 скл., П.п.)
23. Безударные окончания имен прилагательных.
Выпиши прилагательное с согласованным существительным. Поставь от существительного к прилагательному вопрос. Поставь ударение. Выдели окончание. Определи у прилагательного число , род , падеж .
Делай так: оврагом (каким?) глубоким (ед.ч., м.р., Т.п.)
24. Безударные личные окончания глаголов (Н.В., Б.В.)
Выписать глагол, правильно написав окончание. Поставь ударение. Выдели окончание. Поставь глагол в начальную форму. По гласной перед ТЬ определи спряжение.
Делай так : ходим (ходить) - !! спр.
видим (видеть) - !! спр., искл.
25. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения.
Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в теплые края.
Солнце светит, но не греет.
26. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь части речи .
пр. сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.
27. Фонетический разбор слова (№ 1) .
Выпиши слово. Разбери его фонетически правильно.
28. Разбор слова по составу (№ 2) .
Выпиши слово. Разбери его правильно по составу.
Делай так: пришкольный
29. Морфологический разбор (№ 3) .
Выпиши слово. Сделай правильно морфологический разбор.
30. Синтаксический разбор предложения (№ 4) .
Выпиши предложение. Сделай правильно синтаксический разбор.
Предварительный просмотр:
Как выполнить фонетический
(звукобуквенный) разбор? (№ 1)
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.
3. Покажи место ударения.
4. Послушай слово и запиши его (в столбик) значками звуков.
5. Дай характеристику всем звукам по порядку.
- гласный или согласный;
- гласный: ударный или безударный;
- согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий
7. Обозначь звуки буквами.
8. Подсчитай количество звуков и слогов.
Образец письменного разбора:
подъезд – 2 слога
п - согл., глух., твёрд. - п
а - гласн., безударн. - о
д - согл., звонк., твёрд. - д
й - согл., звонк., мягк. - ъ
э - гласн., ударн. - е
с - согл., глух., твёрд. - з
т – согл.,глух., твёрд. - д
-------------------------------------
7 зв. 7 б.
мел – 1 слог
м - согл., звонк., мягк. - м
э - гласн., ударн. - е
л - согл., звонк., твёрд. - л
------------------------------------
3 зв. 3 б.
Предварительный просмотр:
Как выполнить синтаксический разбор предложения? (№4)
План разбора:
1. Каким предложение является по цели высказывания?
(повествовательное, вопросительное, побудительное)
2. Каким предложение является по интонации?
(восклицательное или невосклицательное)
3. Каким – по наличию второстепенных членов?
(распространённое или нераспространённое)
4. Подчеркни главные члены предложения.
(Надпиши, какой частью речи они выражены)
5. Укажи какими частями речи выражены другие слова
в предложении.
6. Разбери группу подлежащего.
(Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным
членам предложения)
7. Разбери группу сказуемого.
(Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным
членам предложения)
8. Поставь вопрос от второстепенного члена к другому
второстепенному члену предложения.
Образец письменного разбора:
прил. сущ. гл. пр. сущ. сущ.
Рыжая белка прыгала по ветвям деревьев.
- Повествовательное.
- Невосклицательное.
- Распространённое.
белка (какая?) рыжая
прыгала (по чему?) по ветвям
по ветвям (чего?) деревьев
Предварительный просмотр:
Как выполнить морфемный разбор? (№ 2)
План разбора:
- Выпиши слово.
- Измени слово (по числам, падежам, временам) и выдели
изменяемую часть – окончание.
3. Укажи основу слова.
4. Путём подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
5. Определи и выдели часть перед корнем – приставку.
6. Определи и выдели часть после корня – суффикс.
7. Проверь, все ли части слова выделены.
Примечание: в глаголах найти основу непросто, поэтому,
чтобы не ошибиться, её лучше не выделять.
Образец письменного разбора:
пробежка пробежала
Теоретические сведения.
1. Формообразовательные суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола
прошедшего времени) и -ть- (суффикс глаголов неопределённой формы) не входят в основу слова.
писал читать принести
2. У глаголов, оканчивающихся на -чь, -чь входит в корень.
жечь беречь
3. Возвратные суффиксы –сь, -ся входят в основу слова.
открывается
4. В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа
слова равна всему слову.
кино слева
Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.
издалека
Предварительный просмотр:
Как выполнить морфологический разбор
имени существительного? (№ 3)
Выпиши имя существительное из предложения.
Анализируй слово как часть речи.
План разбора:
1. Название части речи. На какой вопрос слово отвечает?
Что обозначает?
2. Начальная форма имени существительного
(Им. п., ед. ч., кто? что?).
3. Постоянные признаки: одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное, род, склонение.
4. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, падеж.
5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член, покажи связь слов.
Образец письменного разбора:
На столе стояло тёплое молоко.
- На столе – им. сущ.; где? на чём?; предм.
- Нач. ф. – стол.
- Неодуш., нариц., м. р., 2 скл.
- В ед. ч., в П. р.
- Вт. член.
где?
стояло на столе
- Молоко – им. сущ.; что?; предм.
- Нач. ф. – молоко
- Неодуш., нариц., ср. р., 2 скл.
- В ед. ч., в Им. п.
- Подлежащее.
Предварительный просмотр:
Как выполнить морфологический разбор
имени прилагательного? (№ 3)
Выпиши имя прилагательное из предложения.
Анализируй слово как часть речи.
План разбора:
1. Название части речи. На какой вопрос слово отвечает?
Что обозначает?
2. Начальная форма имени прилагательного
(Им. п., ед. ч., м. р., какой?).
3. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, род (в ед. ч.), падеж.
4. Роль в предложении: каким членом является; выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член,
покажи связь слов.
Образец письменного разбора:
Ручей течёт по глубокому оврагу.
- По глубокому (оврагу) – им.прил.; по какому?; признак.
- Нач. ф. – глубокий
- В ед., в м. р., в Д. п.
- Определение.
какому?
по оврагу глубокому
Предварительный просмотр:
Как выполнить морфологический разбор
глагола? (№ 3)
Выпиши глагол из предложения.
Анализируй слово как часть речи.
План разбора:
1. Название части речи. На какой вопрос слово отвечает?
Что обозначает?
2. Начальная форма (неопределённая форма) глагола
(что (с)делать?).
3. Постоянные признаки: вид, спряжение.
4. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, время, лицо (для наст. и буд. вр.), род (прошед. вр., ед. ч.).
5. Роль в предложении. Выпиши глагол со словом, от которого он зависит. Покажи связь слов.
Образец письменного разбора:
Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги.
- Обжигали – глагол, что делали?, действие.
- Нач. ф. – обжигать.
- Н. в., 1 спр.
- Во мн.ч., в прошед. вр.
- Сказуемое.
что делали?
камни и песок обжигали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.
Памятка для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе. Ученики могут пользоваться этой памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. В памятке представлены разные виды разбо...
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе.
Памятки для выполнения разборов по русскому языку в начальной школе....
Памятки разборов по русскому языку
Памятки по русскому языку к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов в начальной школе.Скачать:...
Разбор предложения. Русский язык. 3 класс. Памятка.
Разбор предложения. Русский язык. 3 класс. Памятка....
Памятка Разбор предложения. Русский язык 3-4 класс
Для обучающихся начальной школы....
Памятки для уроков русского языка. Разбор предложения. Морфологический разбор частей речи.
Памятки предназначены для 4 класса....