Памятки разборов по русскому языку.
материал по русскому языку на тему

Лаврова Ирина Александровна

Памятки разработаны для того, чтобы учащиеся могли выполнить разборы самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Памятка  «работа  над  ошибками››.

1. Оформление  предложения.

Выпиши  предложение  правильно.

Делай  так:  Птицы  улетели.

2. Слоги  жи – ши, ча – ща, чу – щу .

Выпиши  слово  правильно. Придумай  и  запиши  еще  два  слова  на  это  правило .

Делай  так:  жил, жизнь, машина

3. Сочетания чк- чн- чт- нч, щк- щн- нщ.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило.

Делай так: дочка, речка, ночка

4. Перенос  слова.

Выпиши  слово. Раздели  его  на  слоги  и  для  переноса .

Делай  так:  ручейки

5. Пропуск,  замена или перестановка букв.

Выпиши  слово  правильно. Раздели  его  на  слоги .

Делай  так:  прилежные

6. Большая  буква  в  именах  собственных .

Выпиши  слово  правильно. Запиши  еще  два  слова  на  это  правило .

Делай  так:  Саша, Алеша, Миша

7. Ь знак – показатель мягкости согласного в конце  и  середине  слова.

Выпиши  слово  правильно. Придумай  и  запиши  еще  два  слова  на  это  правило .

Делай  так:  огонь, учитель, морковь

                  пальто, деньки, коньки

8.  Разделительные  Ь  и  Ъ  знаки.

Выпиши  слово  правильно. Запиши  еще  два  слова  на  это  правило.

Делай  так:  вьет, колья, семья

                  подъезд, объяснил, съемка

Запомни!  

Разделительный  Ь  знак  пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами: Е, Е, Ю, Я, И.

Разделительный  Ъ  знак  пишется  после  приставок, которые  оканчиваются  на  согласный  перед  гласными: Е, Е, Ю, Я.

9. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши  слово, поставь  ударение, выдели  корень , напиши  проверочное  слово .

Делай  так:  горка - гористая

Вспомни  правило  о  проверке  безударной  гласной  в  корне  слова.

10. Звонкие  и  глухие  согласные  в  корне  слова.

Выпиши  слово, выдели  в нем  корень, напиши  проверочное  слово.

Делай  так:  грибы - гриб

                 берёза - берёзка

11. Непроизносимые  согласные  в  корне  слова.

Выпиши  слово, выдели  корень, напиши  проверочное  слово.

Делай  так:  честь- честный

12. Слова  из  словаря.

Напиши  слово  три  раза. Запомни как оно пишется.

Делай  так:  карандаш, карандаш, карандаш

13. Слова  с  двойными  согласными .

Напиши  слово  три  раза, раздели  его  на  слоги  и  для  переноса .

Делай  так:  Анна, Анна, Анна

14. Приставки  в  словах.

Напиши  слово  правильно. Придумай  и  запиши  еще  два  слова  с  этой  приставкой.

Делай  так:  прилетел, приехал, пришел

Запомни!  Приставка – часть  слова. Она  пишется  со  словом  вместе.

15. Предлоги  со  словами.

Напиши  слово  вместе  с  предлогом. Докажи  раздельное  написание  предлога  со  словом.

Делай  так:  у  дома, у (какого?) дома, у (большого) дома

Запомни! Предлог – это  отдельное  слово. Это  часть  речи. Предлог  со  словом  пишется  раздельно.

16. Суффиксы  ЕК, ИК.

Выпиши слово правильно. Измени слово по команде вопросов нет кого? чего?

Делай так:  ключик- нет ключика

                замочек- нет замочка

17.  ЦЫ или ЦИ.

Выпиши слово правильно. Докажи его написание.

Делай так: скворцы- сущ., мн.ч

                цыган- исключение

                цирк

18. Ь  знак  в  конце  существительных  после  шипящих

Выпиши  слово  правильно. Определи  его  род , повтори  правило . Запиши  еще  два  слова  на  это  правило .

Делай  так :  рожь (ж. р.), мышь, ночь

                  нож (м.р.), камыш, ландыш

19. Частица  НЕ  с  глаголами.

Выпиши  глагол  с  частицей  НЕ  правильно.  Придумай  еще  два  слова  на  это  правило.

Делай  так:  не  мог,  не  хотел,  не  умел

Запомни!  НЕ  с  глаголами  пишется  отдельно.

20. Написание сложных слов.

Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Покажи соединительную гласную.

Делай так:   самолёт

                  косолапый

21. ТСЯ, ТЬСЯ  в глаголах.

Выпиши слово правильно. Докажи его написание, поставив вопрос.

Делай так:   что делает?  моется

                 что делать?  мыться

22. Безударные  падежные  окончания  имен  существительных.

Выпиши  существительное, правильно  написав  окончание. Поставь  ударение. Выдели  окончание. Определи  склонение  и  падеж  имени  существительного .

Делай  так:  на  ветке  (1 скл., П.п.)

23. Безударные  окончания  имен  прилагательных.

Выпиши  прилагательное  с  согласованным  существительным. Поставь  от  существительного  к  прилагательному  вопрос. Поставь  ударение. Выдели  окончание. Определи  у  прилагательного  число , род , падеж .

Делай  так:  оврагом  (каким?) глубоким  (ед.ч., м.р., Т.п.)

24. Безударные  личные  окончания  глаголов (Н.В., Б.В.)

Выписать  глагол, правильно  написав  окончание. Поставь  ударение. Выдели  окончание. Поставь  глагол  в  начальную  форму. По  гласной  перед  ТЬ  определи  спряжение.

Делай  так :  ходим (ходить) - !! спр.

                  видим (видеть) - !! спр., искл.

                   

25. Однородные  члены  предложения.

Выпиши  предложение. Правильно  расставь  знаки. Подчеркни  однородные  члены  предложения.

Делай  так:  Грачи, скворцы  и  жаворонки  улетели  в  теплые  края.

                  Солнце  светит, но  не  греет.

26. Разбор  предложения  по  частям  речи.

Выпиши  предложение. Над  словами  сокращенно  обозначь  части  речи .

                       пр.   сущ.              гл.                      прил.                 сущ.

Делай  так:  С  гор  побежали  звонкие  ручейки.

27. Фонетический  разбор  слова (№ 1) .

Выпиши  слово. Разбери  его  фонетически  правильно.

28. Разбор  слова  по  составу (№ 2) .

Выпиши  слово. Разбери  его правильно по  составу.

Делай  так:  пришкольный

29. Морфологический  разбор (№ 3) .

Выпиши  слово. Сделай  правильно  морфологический  разбор.

30. Синтаксический  разбор  предложения (№ 4) .

Выпиши  предложение. Сделай  правильно  синтаксический  разбор.



Предварительный просмотр:

                       Как выполнить фонетический

           (звукобуквенный) разбор?    (№ 1)

                             План разбора:

1. Выпиши слово.

2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.

3. Покажи место ударения.

4. Послушай слово и запиши его (в столбик) значками звуков.

5. Дай характеристику всем звукам по порядку.

     - гласный или согласный;

     - гласный: ударный или безударный;

     - согласный: звонкий или глухой, твёрдый или мягкий

    7. Обозначь звуки буквами.

    8. Подсчитай количество звуков и слогов.

    Образец письменного разбора:

    подъезд – 2 слога

     п  - согл., глух., твёрд.    -  п

     а  - гласн., безударн.       -  о

     д  - согл., звонк., твёрд.  -  д

     й  - согл., звонк., мягк.     - ъ

     э  - гласн., ударн.      - е

     с  - согл., глух., твёрд.    -  з

     т – согл.,глух., твёрд.    -  д

    -------------------------------------

    7 зв.                                   7 б.

    мел – 1 слог

     м  - согл., звонк., мягк.    - м

     э  - гласн., ударн.             - е

     л  - согл., звонк., твёрд.  - л

    ------------------------------------

    3 зв.                                   3 б.



Предварительный просмотр:

Как выполнить синтаксический разбор предложения?  (№4)

                        План разбора:

1. Каким предложение является по цели высказывания?

(повествовательное, вопросительное, побудительное)

2. Каким предложение является по интонации?

(восклицательное или невосклицательное)

3. Каким – по наличию второстепенных членов?

(распространённое или нераспространённое)

4. Подчеркни главные члены предложения.

(Надпиши, какой частью речи они выражены)

5. Укажи какими частями речи выражены другие слова

в предложении.

6. Разбери группу подлежащего.

(Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным

членам предложения)

7. Разбери группу сказуемого.

(Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным

членам предложения)

8. Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

второстепенному члену предложения.

Образец письменного разбора:

        прил.            сущ.                  гл.            пр.         сущ.                  сущ.

Рыжая белка прыгала по ветвям деревьев.

  1. Повествовательное.
  2. Невосклицательное.
  3. Распространённое.

белка (какая?) рыжая

прыгала (по чему?) по ветвям

по ветвям (чего?) деревьев



Предварительный просмотр:

Как выполнить морфемный разбор?   (№ 2)

                       

                          План разбора:

  1. Выпиши слово.
  2. Измени слово (по числам, падежам, временам) и выдели

изменяемую часть – окончание.

3. Укажи основу слова.

4. Путём подбора однокоренных слов выдели в слове корень.

5. Определи и выдели часть перед корнем – приставку.

6. Определи и выдели часть после корня – суффикс.

7. Проверь, все ли части слова выделены.

Примечание: в глаголах найти основу непросто, поэтому,

чтобы не ошибиться, её лучше не выделять.

Образец письменного разбора:

пробежка               пробежала

Теоретические сведения.

1. Формообразовательные суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола

прошедшего времени) и -ть- (суффикс глаголов неопределённой формы) не входят в основу слова.

писал    читать    принести

2. У глаголов, оканчивающихся на -чь,  -чь входит в корень.

жечь    беречь

3. Возвратные суффиксы –сь, -ся входят в основу слова.

открывается

4. В неизменяемых словах (существительных, наречиях) основа

слова равна всему слову.

кино    слева

Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.

издалека



Предварительный просмотр:

Как выполнить морфологический разбор

        имени существительного?   (№ 3)

 Выпиши имя существительное из предложения.

 Анализируй слово как часть речи.

                       План разбора:

1. Название части речи.  На какой вопрос слово отвечает?

Что обозначает?

2. Начальная форма имени существительного

 (Им. п., ед. ч., кто? что?).

3. Постоянные признаки: одушевлённое – неодушевлённое, собственное – нарицательное, род, склонение.

4. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, падеж.

5. Роль в предложении: каким членом является; если второстепенным, выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член, покажи связь слов.

Образец письменного разбора:

На столе стояло тёплое молоко.

  1. На столе – им. сущ.; где? на чём?; предм.
  2. Нач. ф. – стол.
  3. Неодуш., нариц.,  м. р., 2 скл.
  4. В ед. ч., в П. р.
  5. Вт. член.

            где?

стояло  на столе

  1. Молоко – им. сущ.; что?; предм.
  2. Нач. ф. – молоко
  3. Неодуш., нариц.,  ср. р., 2 скл.
  4. В ед. ч., в Им. п.
  5.  Подлежащее.



Предварительный просмотр:

Как выполнить морфологический разбор

        имени прилагательного?    (№ 3)

 Выпиши имя прилагательное из предложения.

 Анализируй слово как часть речи.

                     План разбора:

1. Название части речи.  На какой вопрос слово отвечает?

Что обозначает?

2. Начальная форма имени прилагательного

 (Им. п., ед. ч., м. р., какой?).

3. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, род (в ед. ч.), падеж.

4. Роль в предложении: каким членом является; выпиши словосочетание, в которое оно входит как зависимый член,

покажи связь слов.

Образец письменного разбора:

Ручей течёт по глубокому оврагу.

  1. По глубокому (оврагу) – им.прил.; по какому?; признак.
  2. Нач. ф. – глубокий
  3. В ед., в м. р., в Д. п.
  4. Определение.

           какому?

 по оврагу  глубокому



Предварительный просмотр:

Как выполнить морфологический разбор

                    глагола?   (№ 3)

 Выпиши глагол из предложения.

 Анализируй слово как часть речи.

                        План разбора:

1. Название части речи.  На какой вопрос слово отвечает?

Что обозначает?

2. Начальная форма (неопределённая форма) глагола

 (что (с)делать?).

3. Постоянные признаки: вид, спряжение.

4. Непостоянные признаки (форма, в которой слово употреблено): число, время, лицо (для наст. и буд. вр.), род (прошед. вр., ед. ч.).

5. Роль в предложении. Выпиши глагол со словом, от которого он зависит. Покажи связь слов.

Образец письменного разбора:

Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги.

  1. Обжигали – глагол, что делали?, действие.
  2. Нач. ф. – обжигать.
  3. Н. в., 1 спр.
  4. Во мн.ч., в прошед. вр.
  5. Сказуемое.

                                что делали?

камни и песок  обжигали