открытый урок по теме "Парные согласные в корне"
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Урок имеет большую воспитательную ценность: учит правилам этикета за столом, как правильно накрыть стол, как встречать и занимать гостей. Знакомство с правилом проверки парной согласной в корне построено на изучении нового словарного слова "обед". Учащиеся узнают о многозначности слова, выполняют творческие задания на уроке и дома.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ша-ша-ша-ша Наша школа хороша. Жу-жу-жу-жу В эту школу я хожу.

Слайд 2

«Проверка п арных согласных в корне слова»

Слайд 3

18 35 12 32 1 4 5 6 7 8 2 м у е с Р 3 е в о я т 4 ж и т к д 5 и п а б ф

Слайд 4

Обед-приём пищи в середине дня. (За обедом мы сидели тихо.)

Слайд 5

Обед-пища приготовленная для еды. (В столовой сегодня вкусный обед.)

Слайд 6

Обед-время этой еды, обычно полдень. (После обеда мы пошли на прогулку.)

Слайд 7

Обед-перерыв в работе на время обеда, в обеденное время. (Магазин закрыт на обед.)

Слайд 8

Обед – обеды чашки – чашечка класс – классы хлеб - хлебушек

Слайд 9

Хлеб – хлебный

Слайд 10

Хлеб - хлеб н ый

Слайд 11

Толковый словарь русского языка С. И. Ожигова. Сервировка – убранство стола. Сервировать – приготовить, расставить на столе для еды (посуду, кушанье)

Слайд 13

Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения.

Слайд 14

1. Предложить поиграть в догоняшки . 2. Попрыгать на скакалке. 3. Послушать сказку. 4. Поиграть в настольные игры (шашки, домино, шахматы) 5. Потанцевать .

Слайд 15

морковь морковочка морковка морковный



Предварительный просмотр:

Тема: проверка парных согласных в корне  слова.

Цель:

Ознакомиться со способом проверки парных согласных с помощью буквы Н.

Создать условия для развития мышления и интереса к изучению русского языка.

Ознакомить с правильной сервировкой стола и с правильным поведением за столом.

Продолжить работу над формированием умения работать в парах.

Оргмомент:

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся дружок!

Учитесь тайны открывать

Ответы полные давать.

  1. Записать дату
  2. Минутка чистописания.

-Чтобы на уроке четко и быстро говорить предлагаю зарядку для языка.

Ша-ша-ша-ша                 ( на слайде)

Наша школа шороша.

Жу-жу-жу-жу

В эту школу я хожу.

- Какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

Шш жж.

- Что вы можете сказать о буквах ж-ш? (парные согласные)

- Послушайте стихи и назовите тему нашего урока.

3. Целеполагание.

В нашем русском языке

Ходят пары на  «легке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать  какую-

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

На слайде  тема «Проверка парных согласных в корне.»

- Что мы уже знаем? ( что такое корень? Какие звуки являются согласными? Какие существуют парные согласные? Как их проверить?)

- Мы с вами уже всё знаем. А для чего тогда проводить урок? ( тренироваться в проверке парных согласных, чтобы правильно писать слова.)

4. словарная работа.

Начнём мы нашу работу сегодня с головоломки. (на слайде зашифровано словарное слово обед )

Разгадайте словарное слово, с которым мы познакомимся, для этого рассмотрите внимательно прямоугольник и шифр к нему. (слайд)

- Что напоминает таблица? (таблицу Пифагора.)

- Какое математическое действие нужно выполнить с цифрами, чтобы найти нужную букву?

Слово записать в тетрадь.

- Почему именно с этим словом мы сегодня будем знакомиться? ( слово с парной согласной)

-Докажите что нужно писать Д.

-Обед –обеды –однокоренные слова.

- Придумайте однокоренные слова (2 записать)

Обед, обеденный, обедать, пообедать, отобедать, дообеденный.

Докажите что они однокоренные.( выделить корень)

- Какое значение имеет слово обед? (читать по одному на слайдах)

Обед - прием пищи в середине дня. (За обедом мы сидим тихо.)

Обед – пища, приготовленная для еды. (В столовой сегодня вкусный обед)

Обед – время этой еды, обычно полдень . (После обеда мы пошли на прогулку)

Обед – перерыв в работе на время обеда, в обеденное время. ( Магазин закрыт на обед.)

-Кто помнит как называются слова, которые имеют несколько значений ?

5 работа над пройденным материалом

а)   Работа по учебнику с. 86 упр. 194  Прочитать текст и определить в каком значении употреблено слово обед  (приём пищи в середине дня)

- Спишите текст, найдите слова с парной согласной в корне (парную согласную подчеркнуть)

Проверка (обед, класс, чашки, ложки, мягкий, хлеб, пирожки)

- Посмотри внимательно на слова , на какие 2 группы можно их разделить? ( парные согласные в середине и в конце )

б )      Слайд     обед- обеды                      чашки- чашечки

                           Класс- классы                     хлеб- хлебушек

-Посмотри на 1 и 2 столбики. Какие 2 способа проверки парных согласных вы знаете?

В )А сейчас предлагаю решить орфографическую задачу: можно ли слово хлеб проверить словом хлебный? ( слайд)

Перед звонкой согласной  н  парный согласный слышится чётко.

Г  )сформулируйте правило проверки парной согласной в корне , дополнив новым сведением.

Прочитайте правило      учеб.    с.85

ФИЗМИНУТКА        1)для глаз   электронная

                                   2) проводит ученик

Вы наверное устали, ну тогда все дружно встали.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам- шлёп! Шлёп!

По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай!

Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись, до носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

5   Работа над новым материалом

В детском садике ребята  любят играть в больницу, парикмахерскую. А вы любите играть?

  Я предлагаю вам необычную игру, название которой   -наше словарное слово  «обед»  

Вы пригласили друзей  к себе на обед   . Что вам нужно сделать? ( накрыть на стол)

Как правильно накрыть на стол? Предлагаю подумать над этим вопросом вместе с товарищем по парте. Возьмите конверт и разложите столовые приборы и посуду так как бы вы накрыли на стол.(сам. Работа    1 мин. )  

Оказывается  есть правила сервировки стола. Что означает слово СЕРВИРОВКА? Обратимся к словарю С.И. Ожегова

Слайд     СЕРВИРОВКА-убранство стола

                 СЕРВИРОВАТЬ-приготовить, расставить на столе для еды ( посуду, кушанье)

Сейчас проверим себя, знаем ли мы правила сервировки . Кто на доске покажет как правильно накрыть на стол?    (составить на доске)

- Как вы думаете, сколько тарелок нужно поставить на стол 1 человеку?

Слайд      во время обеда нужны 3 тарелки: для салата, для первого и второго блюда. Сначала нужно поставить тарелки для салата. Справа положить ложку и нож. Слева- вилку. Перед тарелкой поставить стакан. Хлеб, солонка. Салфетки ставятся в центр стола. Поднимите руку кто  правильно выполнил.

6   Самостоятельная работа.

Стол сервировали. А чем мы будем угощать друзей? Предлагаю продолжить работу в парах (3-5 мин.  )       проверка. (Хлеб, бутерброд ,винегрет, салат ,пирог пирожки ,плов, шоколад, мармелад, торт, конфетки, сливки, мёд, сок, компот, арбуз, виноград, ананас,  морковь)

Угощение готово. Ребята мы поговорили о правилах сервировки стола ,а ещё есть правила этикета за  столом .Ч то такое этикет? Обратимся к словарю С. И. Ожегова

Слайд      ЭТИКЕТ- установленный порядок поведения, форм обхождения.

Предлагаю проверить вам правила этикета ( поведения за столом)

  1. В салате из помидоров и огурцов много сока. Можно ли есть такой салат ложкой?( Все салаты едят вилкой, как бы ни был вкусен сок, его придётся оставить на тарелке )
  2.  Вам подали горячий суп, вы дуете на ложку и громко прихлёбываете. Правильно ли вы поступаете? ( Есть нужно  беззвучно и не дуть на горячее блюдо)
  3. Можно ли есть с ножа ? ( нет, это некрасиво , а  также опасно)
  4.  Нужно ли котлету разрезать ножом? ( только вилкой)
  5.  А для чего на стол кладут нож? ( если подадут мясо, брать нужно  вилкой и отрезать небольшими  кусочками )
  6.  В какой руке нужно держать вилку и нож? ( нож в правой, а вилку в левой и не перекладывать их из руки в руку)
  7. Как дотянуться до вкусного блюда? (вежливо попросить соседа)
  8.  Окончив еду, вы тщательно облизали  ложку, вилку и положили их рядом с тарелкой. Правильно ли вы сделали? ( нет. Их не облизывают. А кладут на тарелку)
  9. Можно  ли разговаривать во время еды? А если вас о чём-то спросили? ( сначала проглотите пищу, а потом ответьте)

МОЛОДЦЫ, не забывайте их соблюдать.

7  Проверочная работа

Гостей мы угостили вкусным обедом. А теперь что ? Скажем, что мы заняты и попросим уйти?

Чем можно развлечь гостей после обеда?

Слайд  1  Предложить поиграть в догоняшки.

               2 Попрыгать на скакалке.

               3  Послушать сказку.

               4    Поиграть в настольные игры. ( шашки, Домино, шахматы)

               5    Потанцевать.

- Мы своим гостям предлагаем необычную сказку. Ребята,вы будете слушать сказку и в тетради записывать парную согласную ( орф. Диктант)

Электр. Сказка «Колобок»

7     Итог  урока   Посмотрите на ваш  орфографический диктант и заполните в тетради клеточки  

1 клетка :трудно  +    ,нетрудно  -

2 клетка  :  не справляетесь    - , не справляетесь        +

3    клетка : нужно ли ещё раз поупражняться          нет -  ,  да    +

А сейчас посмотрим кто очень внимателен был на уроке.

Слайд       МОРКОВЬ  :  морковка, морковный,   морковочка

     Какие слова являются проверочными слову морковь ?

Ребята, наш урок подошёл к концу. Я хочу объявить  конкурс «Сладкая парная согласная»

Итоги будем подводить на последнем уроке по теме « Парная согласная в корне»

Нужно собрать фантики от конфет в названии которых есть парные согласные.

-