знакомство младших школьников с особенностями предлога
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Толмачева Людмила Васильевна

морфолого-синтаксические особенности предлога

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №16 с УИОП» г. Старый Оскол

Учитель нач. кл. ТОЛМАЧЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА

Тема: «Знакомство младших школьников с морфолого-синтаксическими особенностями предлога как служебной части речи»

Определение частей речи вызывает ряд трудностей у школьников, особенно эти трудности возникают при определении служебных слов. Дети допускают ошибки в разграничении предлогов и приставок, не понимая до конца, по каким признакам их различать, для чего нужна эта часть речи, как их правильно писать со словами. Кроме того, вызывает определённые трудности процесс усвоения семантики предлогов, особенно при употреблении их с определёнными падежами, заслуживает внимание и вопрос правописания предлогов. Поэтому проблема изучения служебных частей речи в начальной школе, усвоение младшими школьниками признаков этих частей речи, их отличий от знаменательных слов является актуальной.

Актуальность темы обусловлена:

  1. низким уровнем сформированности у школьников морфологических и связанных с ними речевых знаний, умений и навыков;
  2.  необходимостью методических разработок изучения частей речи (предлога) на основе функционально-семантического подхода, который обеспечивает успешное продвижение учащихся в языковом и умственном развитии;
  3.  значением совершенствования языковой подготовки и речевых способностей учащихся.

Несмотря на серьёзное внимание учёных к вопросам усвоения морфологических понятий в школе, приходится констатировать (это отмечается в работах), что морфологические знания у большинства школьников остаются фрагментарными, а навыки – несформированными. Большие трудности вызывает у школьников морфологический разбор, дифференциация слов по частям речи, определение грамматического значения той или иной словоформы; в творческих и письменных работах учащихся встречается большое количество грамматических ошибок, связанных с нарушением правил образования грамматических форм, в том числе и предложно-падежных.

Проблема исследования: каковы эффективные методы и приёмы изучения на уроках русского языка предлога как служебной части речи.

Цель  исследования заключается в разработке системы упражнений, направленных на усвоение учащимися морфолого-синтаксических признаков предлога.

Объект исследования – методика изучения служебных частей речи (на примере предлога) в начальной школе.

     Предмет исследования - процесс знакомства младших школьников с морфолого-синтаксическими особенностями предлога. 

Гипотеза исследования: процесс знакомства учащихся с признаками предлога как части речи будет успешным, если:

  1. методически грамотно строить учебный процесс, использовать на уроке систему тренировочных упражнений, обеспечивающих усвоение учащимися особенностей предлога как служебной части речи;
  2. применять наиболее эффективные приёмы и методы, направленные на определение отличительных признаков предлога;
  3. включить ученика в активную деятельность, предлагая интересный грамматический материал.

В соответствии с проблемой и целями исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать лингвометодическую литературу по рассматриваемой проблеме для определения теоретических основ изучения в научной и школьной грамматике служебных частей речи (на примере предлога).
  2. Изучить содержание программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения представления в них материала о предлоге как служебной части речи.
  3. Разработать и использовать в экспериментальной работе систему заданий, направленных на изучение предлога.

Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ лингвометодической и педагогической литературы; наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ продуктов деятельности учащихся, лингвометодический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования является МОУ «СОШ №16 с УИОП» города Старый Оскол.

Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Перед проведением констатирующего эксперимента мы провели внеклассное мероприятие «В мире частей речи», на котором рассказали детям о том, что все части речи делятся на самостоятельные и служебные; что они обозначают и для чего служат.

Цели проведения:

  1. проверить знания учащихся о предлоге;
  2. выявить умения разграничивать предлоги и приставки;
  3. определить уровень умений грамотно писать предлоги и приставки.

Эксперимент состоял из двух частей: 1) ответы на вопросы; 2) выполнение практических заданий.

У:  На какие группы можно разделить части речи?  (Из 20 человек правильный ответ дали лишь 6  учащихся).

У:  Какие служебные и самостоятельные части речи вы знаете?  

( Учащиеся назвали  не все части речи).

Практические задания.

Задание 1. Диктант с грамматическим заданием:  Золотом горит на солнце листва…

Анализ результатов устного опроса показал, что учащиеся не знают,  на какие группы делятся части  речи, называют не все служебные части речи, не могут точно объяснить,  что такое предлог и приставка, чем они отличаются и для чего нужны.

Анализ письменных работ показал, что ни одна из 20 работ не выполнена правильно. Учащиеся допускали ошибки в грамматическом задании: неправильно выделяют приставки, подчеркивают союз «и» как предлог, допускают ошибки в определении предлогов и приставок.

Самые распространенные ошибки:

а) завяз  -  глагол пишут раздельно,  за вяз  -  существительное с предлогом пишут слитно.  Эта ошибка встретилась в 8 работах;

б) с подносом  -  существительное с предлогом и приставкой под пишут приставку раздельно.  Эта ошибка встретилась в 5 работах;

в)  об ложку  -  существительное с предлогом пишут слитно. Эта ошибка встретилась в 7 работах;

г) допускают ошибки в словоформах   откомнаты,      подяблоню,     доберезы,     на кричал,   прогород, подеревне, передмашиной..

Никто из ребят не выполнил  полностью грамматическое задание к диктанту. Выделили не все приставки, подчеркнули только некоторые предлоги. Допускают ошибки в написании предлогов и приставок.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что некоторые дети понимают,  как разграничивать приставки и предлоги, но у  многих школьников возникают трудности в связи с недостатком знаний об этой служебной части речи. Это позволило нам разработать программу формирующего эксперимента.

        Цели проведения: 1) ликвидировать пробелы в знаниях учащихся о приставках и предлогах; 2) научить детей отличать приставку от  предлога; 3) закрепить навык правописания предлогов и приставок со словами.

Организация формирующего эксперимента состояла в проведении уроков, посвященных специальному изучению предлогов и приставок, в подборе упражнений и заданий, связанных с проблемой нашего исследования. Мы увидели, что учащиеся легко воспроизводят на практике то, что изучили на уроках.

Экспериментальная работа проводилась на базе 2 класса. Считаем, что в процессе проведения эксперимента наиболее эффективными стали следующие методы и приёмы работы: теоретические методы, направленные на работу с лингвистическими терминами для выяснения понятий: сообщение, беседа, работа с материалом учебников; теоретико-практические методы, предполагающие работу с единицами языка: наблюдение, разбор, определение значений; практический метод – это диктанты с различными видами заданий, тесты.

Мы разработали уроки и фрагменты уроков, целью которых было формирование умений выделять предлоги на основе его частеречных признаков, отличать предлоги от приставок и от других служебных частей речи.

Для современного урока характерен отказ от формального воспроизведения знаний. Усилить роль теории – значит, больше внимания уделять раскрытию (хотя и в элементарной форме) закономерностей языка, т.е. усвоению школьниками связи между языковыми явлениями.

В целом, работа по усвоению учащимися частеречных признаков предлога сложна и многогранна. Основная трудность заключается в формировании у учащихся навыков разграничения приставок и предлогов и в отсутствии достаточного теоретического материала, разнообразных упражнений. Только творчески работающий учитель может добиться хороших результатов в процессе обучения русскому языку.