Интегративный подход в обучении младших школьников как особенность реализации УМК «Гармония» в условиях ФГОС
методическая разработка на тему

Терентьева Анжелика Сергеевна

Наша школа реализует учебно-методический комплект «Гармония», в основу реализации которого заложено использование интегративного подхода. Данный подход учитывает  межпредметные связи, способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativnyy_podhod.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход в обучении младших школьников как особенность реализации УМК «Гармония» в условиях ФГОС

Организация учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Ученые и практики сходятся во мнении, что образовательный процесс школы должен быть целостным, позволяющим полноценно развивать способности учащихся.

Таким образом, идея интегративного образования становится одной из концептуальных идей современной школы. В основе интеграции лежит объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Наша школа реализует учебно-методический комплект «Гармония», в основу реализации которого заложено использование интегративного подхода. Данный подход учитывает  межпредметные связи, способствует систематизации и углублению знаний учащихся, формированию у них навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности. В традиционной системе образования знания учащихся представляли собой так называемое "лоскутное одеяло", когда русский язык усваивается сам по себе, литературное чтение само по себе, математика также. В условиях реализации ФГОС для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом.

Именно поэтому педагогический коллектив нашей школы определил интеграцию в качестве ведущего подхода. За содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения мы берём ключевое понятие или явление. Данное понятие в течение определенного периода времени становится связующим элементом между различными учебными дисциплинами. Так, взяв понятие «береза» в качестве ключевого, мы рассматриваем его с различных сторон.

На уроках русского языка изучается этимология слова, его лексическое значение, дети учатся использовать словосочетания с этим словом в зависимости от типа и стиля речи. Пишут сочинения – миниатюры.

На уроках математики составляются задачи о березе, измеряется площадь березового листа, соотносится высота данного дерева с другими предметами.

При построении уроков используется как материал, заложенный в программе курса, так и дополнительные сведения. Так в курсе «Окружающий мир» во 2 классе учащиеся описывают березу, называя ее отличительные признаки и особенности данного дерева при прохождении темы «Кто и как изучает природу».  Выявляют экологические проблемы, связанные с березой в теме «Эколог – одна из важных профессий», узнают о берестяных грамотах, изучая тему «Старинные и современные средства письменности». Дополнительно узнают о природно-климатических условиях, в которых растет дерево, лечебных свойствах этого дерева, составляют кроссворды о березе.

Широкий простор для творчества дают уроки литературного чтения. Здесь учащиеся изучают образ русской березки, воспетый в фольклоре и произведениях писателей. Сочиняют сказки, загадки, стихи. Оформляют готовые работы.

На уроках изобразительного искусства знакомятся с картинами Шишкина, Левитана, Куинджи, прославляющими красоту русской березки, сами с помощью акварели передают особенности русской красавицы.

Развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала особенно ярко проявляется на уроках технологии, где в полной мере реализуется деятельностный подход к процессу обучения.

Параллельно ведется работа по изучению традиций, связанных с русской березкой, готовятся проекты, исследовательские работы по данной теме. Итогом работы стал большой праздник, посвященный русской красавице.

Таким образом, ключевое понятие «береза» становится точкой пересечения знаний из различных предметных курсов УМК «Гармония» и создаёт мотив для творческой деятельности.  Даёт возможность объединить процесс познания с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации работы  каждому ученику программируется путь от деятельности подражания к конструктивной и творческой деятельности.

Происходит развитие умственных способностей, мыслительной активности, познавательных интересов учащихся. Создаются субъективные предпосылки для выработки у них самостоятельных суждений и убеждений. Учащиеся получают возможность  отображать информацию, используя различные способы и средства: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

Интегративный подход в обучении усиливает активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем соединения одних учебных дисциплин с содержанием других. Это способствует образованию всесторонних, целостных представлений, формированию научных понятий, познанию закономерностей, лучшему пониманию сложных общественных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

«Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

Методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения - системно-деятельностный подход....

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников как основа реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование граждан...

Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-де...

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...

«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот п...