«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».
статья

Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gayvoronskaya_-doklad_na_mo_rayona.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Гайворонская

«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

      Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. Для того. чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, наиболее актуальным является личностно-ориентированный подход. Учитель должен принимать ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии. Важнейшими условиями эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии являются особая, доверительная. комфортная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу, также важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, проявляется их индивидуальность и задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь ему обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие его личности.

       Введение в современную школу ФГОС нового поколения, ставит перед учителем задачу использования таких средств и способов организации образовательного процесса, которые позволили бы обеспечить мотивацию учащихся к учению, сотрудничество и эффективную обратную связь учитель - ученик. Обучение младших школьников с целью достижения планируемых ФГОС личностных,  метапредметных и предметных результатов, должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, выявление и использование его индивидуальных способностей и возможностей в учебной и внеурочной деятельности.

       Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим в оценке методов обучения является успешность в овладения обучающими научными знаниями, умением учиться и развитие познавательных и творческих способностей. Ведущим направлением развития системы школьного образования на сегодняшний день является личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика-субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Все это четко отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Что же тогда главное в работе учителя?

      У каждого учителя свой ответ, но самое главное, нужно создать такие условия, в которых каждый обучающийся не потерял бы то, что изначально заложено в нем природой, поэтому на каждом этапе работы возникает целый ряд проблем и всегда главное – выбрать такие формы и методы обучения, которые дадут наилучший результат в каждом конкретном случае. Урок интересен тогда, когда он современен. Современный – значит актуальный, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, ориентирующий на результаты освоения основных образовательных программ. Личностно-ориентированный урок позволяет ярко проявить себя не только ученику, но и учителю. Организация личностно ориентированных уроков приводит к заметным результатам, потому что такое построение уроков позволяет учащимся осознать способы получения знаний, ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая главное умение – умение самостоятельно учиться, личностно ориентированный урок даёт возможность широкого применения групповой и парной форм работы, развивает умения учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексии, такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным общим и основным общим образованием.

         Личностно-ориентированное обучение - сложное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных и объективных, значит учителю для создания учебно-познавательной атмосферы в классе необходимо понимание самого процесса активации умственной деятельности, знание условий, которые стимулируют познание, осуществляют процесс обобщения теоретических и практических знаний, умений и навыков, владение приемами интенсификации обучения и осмысления собственной роли в процессе приобщения школьников к опыту человечества.

     Личностно ориентированное обучение на уроках - одно из основных условий реализации требований федерального государственного стандарта нового поколения.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.

.    В связи с этим  уделяется  большое внимание формированию оценочной деятельности.

Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором взрослые сначала разъясняют положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, даёт рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

Без помощи взрослых ребёнок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол - отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки».

Опасно применение цифровой отметки при обучении детей в 1,2 классах начальной школы, ибо в первые годы обучения дети еще не способны правильно понять нормативную отметку. Известен пример, который приводит в своей работе «Воспитательная и образовательная функция отметки» Ш.А. Амонашвили. Он описывает диалог двух первоклассников, возвращающихся домой из школы. Один ребенок спрашивает у другого: «У тебя уже есть отметки?» «Да», - отвечает первый и с гордость добавляет: «Уже три двойки». А второй с горечью констатирует: «А у меня только одна пятерка».

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что они тесным образом связаны с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).
И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым — тем самым формируется высокая самооценка.

Самооценка - оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка школьника ориентирована в основном на оценки, выставляемые учителем в журнал. Однако вербальные оценки могут играть преобладающую роль в формировании самооценки ученика. Важно осознавать значительность влияния выставляемых учителем отметок, так как они не всегда совпадают с оцениванием ученика самого себя.

В целом необходимо предоставлять возможность ученику отстаивать свое мнение, и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку.


Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения — это стремление к улучшению результатов,  неудовлетворенность  достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель — сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели может  не сформируется, т. к. достигать чего —  любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка.
Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую» — говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки.

Значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки и оценки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта, и в самом страшном проявлении отметка и оценка могут быть причиной суицида.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя, великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить, как личность т.е  сформировать неадекватную или низкую самооценку.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность  оценивания:
— при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к Вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.


— существует так называемый «эффект ореола». Например ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды моет в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того, чтобы ребенок даже отрицательную оценку и отметку воспринял как справедливую, необидную, можно просто использовать простое правило: при оценивания сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподноситься критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый,  ты лентяй»). Оценивается только действие, а не личность: «Ты поленился».
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, то есть, что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я в тебя верю» — такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика. Также очень важно моделировать на уроке ситуацию успеха, тем самым повышать самооценку учеников.

Необходимо хвалить учащегося. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Заставьте ученика произнести: «Я не хуже других!».
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя и родителя:
Не  сравнивайте ребенка с более успешными на ваш взгляд детьми. 

Для формирования адекватной  самооценки ученика  в содержание обучения нужно  включить методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов. Учителем или учащимся могут быть разработаны листки самооценивания знаний, умений, навыков.  
Можно составит портфолио как альтернатива системе оценивания учащихся, что позволяет решить ряд задач в построении личностно-ориентированного образовательного процесса.

 Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
— нельзя наказывать отметкой (ставится «2» за плохое поведение);
— если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
— если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой оценки и отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность оценивания  и справедливость выставления отметок.

     В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие составляющие:

  • урочная деятельность, где   формируется умение оценивать   результаты учебной деятельности;
  • внеурочная деятельность, где   формируется умение оценивать   действия и поступки вне учебной деятельности.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:

  • стартовую диагностику,
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения,
  • итоговое оценивание.     

Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида:

  • урок с преобладающей целью выработать способы оценки;
  • урок, где оценивание является только этапом урока;
  • обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия.

       На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например, сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.       

     На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке, и определяют оценку всей работы.

        На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребёнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). В начале учебного года несоответствие отметки ученика и учителя было заметным. Сейчас оно снижено.

При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • упорству, старанию, труду;
  • достигнутому успеху;
  • личной позиции ученика;
  • возможностям ребенка достичь большего результата.

Следует поощрять в ребенке:

  • смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • готовность защищать свою точку зрения;
  • творческий подход; пытливость, любознательность;
  • самоконтроль, способность оценить свою работу;
  • стремление находить и исправлять свои ошибки.

      .

        Формирование умений оценивать продолжается и во внеурочной деятельности. Ученики оценивают результаты своей деятельности в процессе участия в различных конкурсах.

       Победы и даже просто участие в конкурсах, получение грамот предрасполагают к ожиданию успеха в дальнейшем.

     В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение. Принимаются во внимание не только количественный показатель, но и качественный.

      Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль. В ходе совместной деятельности по оцениванию авторитет учителя только возрастает. Учитель становится наставником, экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.          

     Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока –

 она должна пронизывать всю его работу. Сначала учитель учит  ребят оценивать уже полученный результат: ответ, работу, в дальнейшем учит главному -  планировать процесс получения знаний, оценивания своей деятельности.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов: 
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 
- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. 
- оценивать можно только то, чему учат. 
- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. 
- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника; 
- объективность оценки; 
- открытость процедуры и результатов оценки, 
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); 
- оценка динамики образовательных достижений младших школьников; 
         Существует 3 варианта самооценки письменных работ: 
- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке; 
- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля. 
- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения...

Личностно ориентированное обучение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Особое внимание в статье уделено использованию личностно ориентированного обучения в художественно-эстетическом образовании младших школьников....

Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...

Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...

Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".

Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...

Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая пр...