Главные вкладки

    Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников
    учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

    Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и при помощи чего?  В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Создание ситуации успеха20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Создание ситуации успеха  - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников  

     

       Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и при помощи чего?  

       В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

       Не случайно, основной стратегией современного образования является совершенствование учебной деятельности, причём так, чтобы каждый ученик научился:

    - ставить перед собой цель при выполнении задания,

    - осознавать, чему он научился,

    - определить способы, выделить трудности, выбрать способы их преодоления.

        Становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей – это те задачи личностно – ориентированного обучения, в решении которых помогает умение учителя создать ситуацию успеха, тем самым дать детям радость труда, успеха в учении, самостоятельного открытия новых знаний, показать пути к новым достижениям.

        Безусловно,  создание ситуации успеха начинается с активизации познавательной деятельности обучающихся, которая была и остаётся одной из актуальнейших проблем педагогики.

    Успех — это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

    Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

    Ситуация успеха   это переживание субъектом своих личных достижений

     «Ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя - радость успеха может померкнуть».  В.А.Сухомлинский

       Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально - психологическая атмосфера урока. Ситуация успеха - это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно.

    Школьник не боится ошибиться, раскрывает максимально свой потенциал и получает положительные эмоции от взаимообучения и сотрудничества.

    А учитель корректно направляет течение урока в нужное русло.       Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребёнка в учебной деятельности.

         А подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика - это благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

       Таким образом, как позитивные моменты влияния успеха на деятельность  школьников можно отметить следующее:

    - переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;

    - появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы ещё раз пережить радость от успеха;

    - положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение ребёнка к окружающему миру.

        Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

        Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность осознать свои возможности, поверить в себя.

        Современный учитель обычно использует комплекс оптимальных приёмов, которые включают ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей. Отыскивая пути эмоционального контакта с детьми, воздействуя на их эмоциональную, интеллектуальную и духовно-нравственную сферу, я пользуюсь разными приёмами: «Следуй за нами», «Эмоциональная зарядка», «Ролевые ситуации», «Игры – системы», «Линия горизонта», «Зеркальная импровизация», «Эмоциональный всплеск». Каждый из вас может продолжить эту «гирлянду» приёмов, относительно своего опыта и особенностей преподаваемого предмета. Выбирая тот или иной приём,  надо помнить, что: колоссальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

     

      Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм. Вспомним известные технологические операции:

    1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

    “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

    1. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

    “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

    1. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.

    “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

    1. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

    “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

    1. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

    “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

    1. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

    “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

    1. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

    “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

       Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача.

       Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

        Оценка практически всегда носит субъективный характер, следовательно, очень важны профессиональные умения учителя, при этом необходимо при наличии отрицательных результатов находить успехи в чём-то и уметь их показать и классу, и школьнику.

         Для себя учитель выделяет главные функции оценки - информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную.  Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

    • эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

    • доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

    • перевес положительной оценки над отрицательной;

    • понимание душевного состояния ребенка;

    • не наказание оценкой, а побуждение к действию;

      Школьник ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует педагогической корректности и такта.

       Я считаю, что нельзя скупиться на добрые слова в адрес ученика. Достижения важно подкреплять словами: «Приятно посмотреть на твою работу», «Видишь, какие у тебя замечательные способности», «Это трудное задание, но ты его выполнил отлично», «Ты сделаешь это не хуже других».

      Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

        Дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.

        Ещё одна задача учителя - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.

       Чтобы воспитывать ребят успехом, пробуждать в них старание к достижениям надо опираться на их потенциальные возможности.

       Таким образом, моделирование ситуации успеха, основанное на личностно - ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:

    - добиться активизации познавательной деятельности учащихся и сделать её практически значимой;

    - обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

    -способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;

    - развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

    - создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

    « Что может дать один человек другому, кроме капли тепла.  И что может быть больше этого?» (Ремарк)

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный и личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников на уроках естествознания

    Долгие годы в системе школьного образования господствовала модель традиционного обучения, которую иначе назыв...

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....

    ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения...

    Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

    Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...

    Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".

    Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....