ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Снегирева Людмила Владимировна

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannyy_podkhod_.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Шатуновская СОШ»

«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

                                                                           Учитель: Снегирева Л.В.

                                                         с.Шатуново

                                                            2013г.

Тема проекта: «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Первые три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.

Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе.

Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.

Были выделены следующие задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
  • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
  • раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

    Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира

2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

2.3.Методологические основы организации

личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала 

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 

5. Планирует и направляет детскую деятельность 

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение 

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых 

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения 

Памятка

Деятельность учителя на уроке с

личностно-ориентированной направленностью

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности

1. Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
  • включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
  • «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
  • задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
  • задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
  • задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

3. Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

  • требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
  • требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);
  • выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
  • задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);
  • задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);
  • проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

Кроме того. Возможно мотивирование самореализации (творческой, ролевой) оценкой. Это может быть и отметка, и содержательное оценивание типа рецензии, мнений, анализа, важно, что это другая оценка, не за знания, умения, навыки, а за факт, включенность, проявление своих творческих задатков.

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):
  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);
  • задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением  или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);
  • стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

По результатам обследования выделены следующие группы:

1 группа – высокая возрастная норма:        Это дети с высокой психофизической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности, гибко владеют образами-представлениями об окружающем мире. Для них является доступным уровень работы, как по образцу, так и по речевой инструкции. Обладают достаточно высоким темпом психической деятельности. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности. При этом уровень готовности к школе – высокий.

2 группа – стабильная середина:   человек (       %)

Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется при выполнении ими заданий, которые им интересны или внушают уверенность в успешности выполнения. Часто допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.

3 группа – «группа риска»:     человек (        %)

У данных детей наблюдается частичное соскальзывание с предложенной инструкции. Отсутствует навык произвольного контроля над собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Они затрудняются проанализировать образец. Характерно неравномерное развитие психических функций. Нет мотивации к учению.

По результатам данных диагностик были даны рекомендации, в которых основное внимание было акцентировано на развитии у учащихся самостоятельной познавательной деятельности (сюда вошли знания и умения целеполагания, планирования, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).

Все эти пункты, в общем, составляют формирование учебно-познавательной компетенции. Формирование учебно-познавательной компетенции, я решила осуществлять на уроках, через технологию личностно-ориентированного обучения. Целью этого обучения является создание условий для формирования познавательной активности учеников.

Приведу примеры некоторых из них.

  1. Упражнения словесно-логического характера

На основе этих упр. Развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.

Н-р: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.

Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?

Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согл. звук.

  1. Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

  1. Упражнения творческого характера

По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.

В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

  1. Дидактическая игра

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)

Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников.

В первый (репродуктивный) – низкий уровень, были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Во второй (продуктивный) – средний уровень были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

В третий (творческий) – высокий уровень были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения

оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.

  • Классно-урочные, групповые занятия.
  • Учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий, различную расстановку индивидуальных парт для коллективных или фронтальных занятий (круговое расположение парт, соединение индивидуальных парт в общий стол для занятий бригадой и т.д.).
  • Эстетический цикл учебных занятий

Обучения всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы, лепка, живопись и т.д.) широко представляются на различных выставках, систематически проводимых в школе, на конкурсах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы.

  • Внеурочная работа школы

В школе работает большое число различных кружков, хоровых и музыкальных ансамблей, спортивных секций, других объединений учащихся по интересам, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие во внеурочное время.

  • Трудовое обучение и трудовая деятельность учащихся

Главный принцип, на котором строится этот компонент, состоит в том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой современными научно-техническими методами.

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Я практиковала и контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считала главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.

Приведу фрагмент контрольной работы по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения»

Контрольная работа

Цели – проверить усвоение:

  • смысла умножения
  • переместительного свойства умножения
  • математической терминологии

Первый уровень

1. Запиши выражения и вычисли их значения.

  • по 9 взять два раза
  • по 6 взять девять раз
  • 8 умножить на 9
  • 9 умножить на 3
  • 9 увеличить в 7 раз

2. Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верные.

  • 17 · 4= 4 · □
  • 0 · 15=15 · □
  • 29 · 1=1 · □

3. Найди значения выражений.

  • 3 · 9
  • 7 · 9
  • 6 · 9
  • 8 · 9
  • 1 · 9
  • 5 · 9

4.Ломаная состоит из трех одинаковых звеньев по 4 см в каждом. Начерти эту ломаную.

Второй уровень

1. Вставьте знаки: <, >, =.

  • 9 · 2 □ 2+2+2+2+2+2+2+2+2
  • 7 · 2 □ 2+2+2+2
  • 3 · 9+9 □ 9 · 4
  • 7 · 6 □ 7 · 3+7+7+7

2. Запиши выражения и вычисли их значения.

  • первый множитель 3, второй 9
  • произведение чисел 9 и 5
  • 8 увеличить в 9 раз
  • 8 увеличить на 9 раз

3.Длина ломаной линии записана выражением 2 · 3 (см). Начерти эту ломаную.

Третий уровень

1. Запиши выражения и вычисли их значения.

  • произведение чисел 9 и 3 уменьшить на 8
  • сумму чисел 13 и 25 уменьшить на 9
  • произведение чисел 9 и 5 увеличить на 17

2.Вставь пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства.

  • 4 · 9=66 □ 30
  • 7 · 9=70 □ 7
  • 9 · 5=51□ 6
  • 9 · 8=60 □ 12

3.Сумма длин сторон квадрата записана выражением 3 · 4 (см). Построй это квадрат.

Особое внимание в своей работе я  уделяла процессу рефлексии, оценке личностью своего «Я», развитию объективной самооценки у детей.

На уроке по теме «Полезные ископаемые. Нефть» я осуществляла  текущий контроль следующим образом. Каждый вид работы оценён в баллах, об этом дети узнают в начале урока из таблицы приведённой ниже.

Выведение оценки за урок по рейтинговой системе

Виды работы

Количество баллов

Тестирование

5

Проверочная работа (графическая)

5

Сообщений из дополнительной литературы

5

Ответы с места

По 1 баллу

Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице:

Подсчёт баллов и вывод своего уровня

Сумма баллов

Уровень

Оценка

15 баллов и выше

высокий

«5»

12 б. – 14 б.

средний

«4»

8 б. – 11 б.

низкий

«3»

0 б. – 7 б.

Неусвоение программы

Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень. Я считаю, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе.

Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения – творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования .

2. Словесное творчество

Работая с ребятами, я убедилась в том, что, если им предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи. Одним из таких приемов является создание сказок и сказочных историй.

 Использование технологий дифференцированного и группового

обучения школьников

В своей педагогической практике использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный.                    

Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

Тема урока: «Деление трехзначного числа на однозначное» (4 класс).

Тип урока: Урок изучения нового материала.

1. Мотивационный этап

На доске записана тема урока: «ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ»

Учитель предлагает детям обсудить в группах:

  • Является ли эта тема новой?
  • Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
  • Как помочь себе предположить, что еще не изучено по теме?

(Учащиеся определяют границы своих знаний по теме: «Деление с какими числами я умею выполнять?» и фиксируют свое незнание «Деление с какими числами я не умею выполнять?»)

После обсуждения в группе каждый заполняет таблицу:

ЗНАЮ        НЕ ЗНАЮ

                                

  • Сравните свои записи с записью, которую я заполнила (открывает заранее заготовленную запись) (Дети сравнивают и дополняют записи учителя).
  • Какие из этих случаев деления мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формулируют цель (изучаю деление чисел), уточняют её и фиксируют ее на первой ступеньке плана.     Давайте попробуем составить план достижения цели.
  • Но, чтобы усвоить эту тему, мы должны к ней хорошо подготовиться.

a) На каждом столе лежит тест, состоящий из двух частей, которые необходимо заполнить в течениие2-3 мин.

1.        64:2=(60+4):2=

2.        864:2=(800+60+4):2 =

3.        748:2=(600+140 +8):2=

  • Какие знания ты использовал при выполнении этого задания?

(На этом этапе при рассмотрении второго выражения вводится термин «неполное делимое»).

  • Каждое из слагаемых суммы (800+60+4) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным?
  • Почему при выполнении третьего примера выбраны именно такие слагаемые? (Идет обсуждение вопроса, почему выбраны именно такие слагаемые, рассматриваются другие варианты представления числа в виде суммы «удобных» слагаемых, их достоинства и недостатки: например, 400 или 200 – первое слагаемое, тогда трудно подобрать последующие «удобные» слагаемые)
  • Первое слагаемое выбирают так: это наибольшее число единиц данного разряда, которое делится на делитель нацело. (Требовать запоминания результатов наблюдений за выполняемыми действиями не следует)

б) Чтобы успешно освоить деление в столбик, нужно знать, кроме перечисленных сведений: таблицу умножения и деления, деление с остатком, разрядный состав числа и, как мы наблюдали, удобный состав числа. Проверим вашу готовность: (в быстром темпе) таблицу умножения и деления

  • 45:5
  • 36:6
  • 18:3
  • 8•9        
  • 20:5
  • 6•7

деление с остатком

  • 73:8    
  • 59:9    
  • 46:7    
  • 19:2

разрядный состав числа:

  • 5с. 7д. 1ед – это…;
  • 2с.3д.4ед….;
  • 8с.5 ед.

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в воспитании младших школьников "В каждом ребёнке - чудо, помоги ему проявиться"

Аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании младшего школьника...

Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...

Создание ситуации успеха - условие личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием детей идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и...

Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".

Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....

Выступление по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников...

«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот п...

Ментальные карты как метод реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Данная статья раскрывает один из современных методов обучения. Раскрыты теоретические и практические обоснования использования ментальных карт. Рассматривается психолого-педагогическая составляющая пр...


 

Комментарии

Кирюшина Наталья Геннадьевна

Очень хороший материал!

Кирилина Галина Васильевна

Людмила Владимировна! Спасибо за содержательную статью. Интересно будет познакомиться и с другими Вашими разработками.

Корабленко Надежда Сергеевна

очень содержательный материал. огромный плюс- конкретные примеры. спасибо.