Главные вкладки

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
    статья по теме

    Благодер Виктория Гариевна

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода»

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

    «Расскажи – и я узнаю,
    Покажи – и я запомню,
    Дай попробовать – и я пойму»
    (Китайская пословица)

          Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
    Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
    В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.
       

     

    (СЛАЙД 2) Шаг первый: Расскажи – и узнаю…

           Если обратиться к Стандартам, то мы узнаем, что Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

    (СЛАЙД 3)  Цель учебной ситуации на уроке состоит в построении такой среды, которая бы позволила ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества. Временная продолжительность образовательной ситуации может занимать часть урока, урок, либо несколько уроков. Учитель может создать несколько учебных ситуаций на одном учебном занятии с учениками.   

    Наиболее «мощной» является та учебная ситуация, в которую вместе с учащимися вовлекается сам учитель. Результаты такого взаимодействия «учитель-ученики» на уроке будут наиболее продуктивными.

    Вспомните фрагмент из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера», в котором описана покраска забора. 

    Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, за участие в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.

    «Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая  даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

    (СЛАЙД 4) Проектирование учебных ситуаций зависит от:

    • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
    • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
    • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    (СЛАЙД 5) Шаг второй: покажи – и я запомню…

    (СЛАЙД 6) В настоящее время в литературе описано огромное количество учебных ситуаций. Часть из них перед вами.

    • ситуации стимулирования;
    • ситуации выбора;
    • ситуации успеха;
    • конфликтные ситуации;
    • ситуации критики и самокритики;
    • ситуации помощи и взаимопомощи;
    • ситуации угрозы наказания;
    • ситуации самооценки;
    • ситуации общения;
    • ситуации соревнования и соперничества;
    • игровые ситуации;
    • ситуации проявления невнимания;
    • ситуации ответственных решений;
    • ситуации освоения новых способов деятельности;
    • ситуации выражения веры и доверия;
    • ситуации предъявления требований;
    • ситуации сопереживания;
    • проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;

    Об организации некоторых расскажу подробнее.

    (СЛАЙД 7) Для создания учебной ситуации в начале урока можно использовать различные  приемы входа в урок:

    - прием «привлекательная цель». Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

    Например для освоения вопросительной  формы предложения разыгрывается ситуация поиска потерявшегося питомца, в которой дети примеряют различные роли;

    - прием «удивляй». Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

    - прием «отсроченная отгадка». Иногда удивительное не просто привлекает внимание "здесь и сейчас", но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

    - прием «фантастическая добавка». Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение/животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека...

    - прием «лови ошибку». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

    Приучая детей мгновенно реагировать на ошибки, мы поощряем внимание и готовность вмешаться. Ученик получает текст  со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

    (СЛАЙД 8) Для повторения пройденного материала можно использовать следующие приемы для создания учебной ситуации:

    - пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

    Например, при изучении темы "Животные". Можно вести разговор от имени семьи животных. Или провести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».

    Бывает на уроке и так, что ученикам необходимо поработать с текстом учебника самостоятельно. Создать ситуацию, мотивирующую работу с текстом можно, применив прием

    - вопрос к тексту.  Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3 репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих.

    (СЛАЙД 9) Домашнее задание тоже может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала.  С этой целью можно использовать такие приемы, как:

    - особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

    - творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, сочинить стихотворение, песню, презентацию.

    - обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. При этом, естественно, изученный материал еще раз просматривается.

    - идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из рабочей тетради, другие  подберут пример или нарисуют иллюстрацию к изучаемой теме.

    (СЛАЙД 10) Для приобщения детей к коллективному сотворчеству, необходимо создавать ситуации, в которых детям было бы необходимо работать сообща, на общий результат. В этом случае можно предложить следующие  приемы организации работы в группах

    - группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку учителю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают. Дети могут придумывать загадки о животных, роботах и т. д.

    - группы получают разные задания. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.  Результаты заносятся  результат в таблицу, которая затем обсуждается сообща.

    - группы получают разные, но работающие на один результат задания. Каждая группа получает свой небольшой рассказ, который нужно перевести и инсценировать.

    - Прием «лови ошибку». Дети спорят, обсуждают, вместе ищут ошибки и заменяют их верными вариантами. Так можно проверять и закреплять лексику и грамматику.

    Создавать учебные ситуации помогают игры – тренинги. Например, представь, что ты редактор, в текст закрались ошибки, их нужно найти и исправить. Игра «логическая цепочка» - это игра в слова, когда нужно назвать слово на последнюю букву слова, предложенного предыдущим ребенком. Игры в случайность, когда отвечающего выбирает не учитель, а подбрасываемые кубики. Игра «да-нетка». Ученики находят ответ на загадку, задавая учителю вопросы о цвете, размере, месторасположении, умениях  объекта и т. д. Учитель отвечает только «да» или «нет».

    (СЛАЙД 11) Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

    1. Вы сейчас посетите уроки и внеклассные мероприятия.
    2. Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте и кратко сформулируйте  свою учебную ситуацию.
    3. Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
    • предмет
    • тема
    • учебная задача
    • описание учебной ситуации

    III. Рефлексия


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Научно-практический семинар по теме: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников» Благодер Виктория Гариевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 муниципального образования город-курорт Геленджик 2012 г.

    Слайд 2

    Шаг первый: Расскажи – и я узнаю…

    Слайд 3

    Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

    Слайд 4

    Проектирование учебных ситуаций возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Слайд 5

    Шаг второй: Покажи – и я запомню…

    Слайд 6

    ситуации стимулирования; ситуации выбора; ситуации успеха; конфликтные ситуации; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказания; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации соревнования и соперничества; ситуации сопереживания; ситуации проявления невнимания; игровые ситуации; ситуации ответственных решений; ситуации освоения новых способов деятельности; ситуации выражения веры и доверия; ситуации предъявления требований;

    Слайд 7

    Создание учебной ситуации в начале урока - прием «привлекательная цель» ; - прием «удивляй»; - прием «отсроченная отгадка»; - прием «фантастическая добавка»; - прием «лови ошибку».

    Слайд 8

    Создание учебной ситуации для повторения пройденного пресс-конференция; вопрос к тексту.

    Слайд 9

    Создание учебной ситуации при выборе домашнего задания - особое задание; - творческое домашнее задание; - обсуждаем домашнее задание; - идеальное задание.

    Слайд 10

    Создание учебной ситуации для приобщения детей к коллективному сотворчеству - группы получают одно и то же задание; - группы получают разные задания; - группы получают разные, но работающие на один результат задания; - Прием «лови ошибку ».

    Слайд 11

    Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

    Слайд 12

    «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч.Дарвин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мой проект.«Мобильный компьютерный класс как средство реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников математике в рамках ФГОС второго поколения »

    «Мобильный компьютерный класс как средствореализации деятельностного подхода в обучении младшихшкольников математике в рамках ФГОС второго поколения »...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...

    Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

    В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

    «Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....