Главные вкладки

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
    проект

    Балданова Дулма Дашидоржиевна

      Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebnaya_situatsiya.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс

    "Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода"

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.

    «Расскажи – и я забуду (узнаю),
    Покажи – и я запомню,
    Дай попробовать – и я пойму»
    (Китайская пословица)

    Вступительное слово
          Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

    Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?

    В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный  подход. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
       Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
       Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.

    Способом реализации системно – деятельностного  подхода является учебная ситуация.

           Поэтому  сегодня мы будем говорить с вами о том, что такое учебная ситуация и как ее создать.

    Мастер-класс начинается с инсценировки отрывка из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера».

    (Том красит забор. Из-за угла выходит Бен Роджерс. Походка у него легкая, подпрыгивающая. Он ест яблоко, и время от времени издаёт протяжный, мелодичный гудок, изображая собой пароход.
    Бен останавливается недалеко от Тома.
    Бен: Стоп, машина! Задний ход! Чу! Ч-чу-у! Чу! Право руля! (Изображая руками колесо.) Чу! Ч-чу-у! Чу! Лево руля! Малый ход! Стоп, машина! Отдать концы!
    Том по-прежнему белит забор, не обращая на пароход никакого внимания.
    Бен: Ага, попался, взяли на причал!
    Том рассматривает свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно проводит кистью по забору и отступает, любуясь результатами своей работы.
    Бен (подходит поближе к Тому): Что, старик, работать приходится, а?
    Том (нехотя): А, это ты, Бен? Я и не заметил.
    Бен: Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Нет, конечно, ты ведь работаешь?
    Том (пристально смотрит на Бена): Чего ты называешь работой?
    Бен: А это, по-твоему, не работа, что ли?
    Том (продолжает белить, говоря небрежно): Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
    Бен: Да брось ты! Можно подумать, тебе так нравится белить!
    Том (белит): Нравится? А почему же нет? Не каждый день нашему брату достается белить забор.
    Бен перестаёт жевать яблоко. Том осторожно водит кистью взад и вперед, иногда останавливается, чтобы полюбоваться результатом, добавляя каждый раз новый мазок. Бен следит за каждым его движением, проявляя все больше и больше интерес к делу.
    Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
    Том: Нет, Бен. Тетя Полли трясется над этим забором, так как он выходит на улицу. Если бы сторона забора выходила во двор, то я и слова бы не сказал. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
    Бен: Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть.
    Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела?
    Бен:  Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
    Том: Ну, ладно…  Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
    Бен: Я все яблоко тебе отдам!
    Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице): Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.


    Как вы думаете, зачем мы посмотрели этот фрагмент?
       (Ответ: Том Сойер создал ситуацию, в которой скучное принудительное занятие – покраска  забора стало увлекательной игрой, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. (Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация)
       

     Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая  даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

    II.Проведение мастер-класса
    Шаг первый: Расскажи – и узнаю…

    Учебная ситуация  (новое понятие в Стандартах) – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
    Творчество педагога должно быть направлено на:

    • Создание учебной ситуации;
    • Разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

         На любом уроке мы с вами должны мотивировать ученика на активную работу. Для этого необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.

         Когда  ребенок  выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить  маму, папу,учителя; не потому, что иначе поставят двойку; не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим; а потому, что ему сейчас, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому.
             Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
    1. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
    2. Отбор учебного материала;
    3. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
    4. Прогнозирование возможных действий детей.

    Учебные ситуации строятся с учетом:

    - возраста ребенка (то, что провоцирует на действие первоклассника, оставляет равнодушным и пассивным ученика 4 класса),

    - специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),

    - меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

    Приёмы создания учебной ситуации:

    • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
    • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
    • сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
    • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
    • формулирование темы урока в виде вопроса.

    Виды учебных ситуаций:

    •  Ситуации неопределенности;
    • Ситуации неожиданности.

    Шаг второй: покажи – и я запомню…
    Рассмотрим некоторые учебные ситуации, которые мы применяем в своей работе:

    Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…

    1. Выберите тему урока
    2. Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте учебную ситуацию для вашей конкретной темы.
    3. Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
    • предмет
    • тема 
    • учебная задача
    • описание учебной ситуации

    III. Рефлексия
    Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение о мастер-классе и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода. (С – современно…)




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...

    Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

    В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

    «Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...