Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
В новых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.
В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебная ситуация является особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Роль учителя сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся. Сейчас делают опору на личностно-ориентированный урок его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
– возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
– специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
– меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Какой же может быть учебная ситуация?
С примерами учебных ситуаций можно познакомиться в документе "Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы".
Берем интервью у героя
После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.
Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Сравнение данных
Учащимся представляют данные, предварительно отсортированные. Их просят определять, как (по какому основанию) отсортированы данные в каждом множестве. Учащимся дают несколько объектов и попросит отнести их к одному из множеств и привести свои доводы.
Некоторые примеры учебных ситуаций Вы сможете найти в "Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отдельным предметам".
(показать) Создание учебной ситуации предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Возможные ситуации
Ситуация успеха
- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
- Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация выбора
- Ситуация самостоятельного и осознанного выбора способствует реализации индивидуального подхода.
- Она заключается в обучении на основе личной активности каждого ученика, которая проявляется, в частности, в индивидуальной избирательности детей к содержанию, виду, форме учебного материала и способам учебной работы.
Ситуация выбора
- Выбор содержания обучения
- Выбор методов обучения
- Выбор формы обучения
- Право выбора предоставления учеником своих знаний для оценки или нет
Пример
- Выбор содержания домашнего задания
- Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
- Выбор уровня сложности задания
- Изучение с помощью учителя или самостоятельно
- Работа индивидуально, в паре, в группе
- Работа в классе или на учебной прогулке
- Место на сомнение и место на оценку
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
Слова на доске и на карточках у детей.
- У. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
- У. Выпишите слова в два столбика. Проверка.
- У. По каким признакам распределили слова?
- Д. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком
- У. Зачитайте слова первого столбика.(Дети зачитывают слова)
- У. Зачитайте слова второго столбика.(Дети зачитывают слова)
- У. О чем задумались во время работы? С какой проблемой столкнулись?
- Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь».
- Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.
- Д. А я не согласен, ведь [щ,] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости
- Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака
- Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?
- Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.
- У. Мы видим, что мнения ваши разошлись. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-187450-1653066573.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.
В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Презентация на тему "Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода."
Презентация. Деятельностный подход по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549132-1418322202.jpg)
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549132-1418322202.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1108093-1548749193.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....