Главные вкладки

    Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Шинкаренко Светлана Викторовна

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл material_vystupleniya.docx24.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                      Слайд №1

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

            Слайд №2

    «Расскажи и я забуду (узнаю),
    Покажи – и я запомню,
    Дай попробовать – и я пойму»
    (Китайская пословица
    )

    Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
    Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
    В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации.
     Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем  ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая  даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.

    В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи(слайд №3)

    -Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;

    -Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

    -Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

    Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.  

    Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Учебная ситуация – (новое понятие в Стандартах). Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.     

    Проведенные в США в 1980-х годах исследования позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» .Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».(слайд №4)
    По новым стандартам я работаю первый год. Но я уже собрала банк по работе с учебными задачами. Некоторые уже применяла и применяю в своей работе.
    Отбор и использование учебных ситуаций встраиваю  в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.

    В данном методическом пособии я предлагаю примеры учебных ситуаций по отдельным предметам раскрывающие и поясняющие их.

     Учебные ситуации отобраны и структурированы в соответствии с педагогическим задачами предметных курсов и выстроены в логике возрастной последовательности, ориентированы на достижение планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных). Этот материал может использоваться и учащимися среднего звена. Этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.

    В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки. Одни хорошо читают, другие читают по слогам, третьи не знают букв. И поэтому перед учителем на уроке чтения стоит проблема: «Как заинтересовать всех»? Я использовала  для этого эйдетику. В переводе с греческого „эйдос" означает „образ". Отсюда и эйдетика — способность запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Эйдетизм у большинства детей очень развит — когда они представляют предмет, они четко „видят" его перед собой, определяют цвет, ощущают запах. Для того чтобы пересказать небольшой текст на уроках  я использовала пиктограммы, которые составляли сами дети. Работа с текстом начиналась с того, что хорошо читающие дети читали текст с доски. Затем к каждому предложению ребята придумывали картинку. По завершению работы текст могли прочитать не только те, которые хорошо читают, но и те которые не знали букв.

                                               Чтение рассказа «Мурка»

    У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.

    Предлагаю и вам составить пинктограмму к тексту.                                        

    Чудесная ёлка.

    Идет мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты, деревья. На полянке одиноко стояла стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили крепкий кочан капусты. Утром над елкой весело кружили птицы. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.

    Пиктограммы незаменимы и при заучивании стихотворений.

                                                     «Игра в  имена»

      Цель: дальнейшее знакомство участников друг с другом.

     

     Инструкция: Все вы стали участниками фестиваля. Предлагаю вам познакомиться и лучше   узнать друг друга. Мы все вместе собрались  в школе здесь нас ждут коллеги . Каждый из вас - интересная личность, достойная уважения, потому что может внести свой собственный вклад в наши отношения.

    Передавая мяч друг другу, назовите, что каждый из вас любит делать и что получается очень хорошо. Можно назвать область знаний и тот навык, которому вы могли бы обучить других коллег . Можете поинтересоваться, чему каждый из вас хотел бы научиться у других.

     

     

    Выводы: процесс развития мыслительной деятельности у детей будет наиболее эффективным, если он будет использоваться в начальных классах не от случая к случаю, а в системе:

    • с использованием технологической модели по русскому языку,
    • с регулярным применением нестандартных задач на уроках математики,
    • с применением технологии обучения грамотного описания и сравнения объектов,
    • с вовлечением учащихся в познавательно-творческие конкурсы,

    в процессе усвоения содержания школьной программы, то есть  регулярно применяться на уроках и во внеклассных занятиях.

    Кто никуда не плывет,

                             для того не бывает

    попутного ветра…

    М. Монтель

            

            

            

            

            

            



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...

    Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.

    В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.

    Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.

    «Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...

    научно-методическая работа "Технология проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода с учетом ФГОС нового поколения"

    научно-методическая работа "Технология проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода с учетом ФГОС нового поколения"...

    Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода

    Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....