Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_raboty.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности по теме:

«Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка».

1.Обоснование актуальности и практической значимости изучаемой проблемы для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

В послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа». За этой инициативой выступает понимание образования как системы, образующей личность, формирующей образ жизни народа, передающей новым поколениям ценности нации и обеспечивающей мотивацию личности к познанию и инновациям. Перефразируя применительно к развитию общества известное высказывание Л.С.Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, миссия инициативы «Наша новая школа – это школа, ведущая за собой свободное развитие личности, развитие творческой инициативы, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность».  

Формирование компетентностей младших школьников является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем  образования  и воспитания.  Компетентностный подход выступает как основа построения федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.

      В начальной школе компетентностный подход реализуется путем формирования у школьника ключевых компетенций, составляющих его субъективный опыт. Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями.

Интеллектуальная компетентность-это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей в себя логические, методологические, общеучебные навыки.

В составе интеллектуальной компетенции можно выделить:

  1. умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
  2. умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  3.  умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  4. умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;  работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
  5. умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

      Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;

думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

      Таким образом, стандарты нового поколения предусматривают формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение стандартов обучения.

      Работая с детьми младшего школьного возраста в течение 15 лет, я поняла, что ребенок воспринимает предмет «русский язык», как что – то новое, ранее незнакомое, очень трудное в изучении, хотя и владеет в языке очень многим. Проведя анкетирование учащихся в классе, я подтвердила догадку о том, что предмет «русский язык» нелюбим младшими школьниками, он кажется им совершенно недоступным.

           Как изменить отношение младшего школьника к предмету, как сделать изучение родного языка более приятным занятием, а сам язык более близким? Вывод напрашивается сам: необходимо помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом. Если мы поможем ему это осознать, то, может быть, положим начало изменению его отношения не только к языку, но и к самому себе как личности.

           Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении русскому языку считаю принцип развития ребенка.

К сожалению, многие УМК еще сохраняют нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Свойства психики, основы интеллекта и всей духовной сферы формируются главным образом в младшем школьном возрасте. В этот же период нежелание заниматься изучением русского языка, незаинтересованность порождают безграмотность. Перечитав методическую литературу ( пособие по русскому языку Галины Александровны Бакулиной-кандидата пед наук, доцента кафедры русского языка), проанализировав свои уроки, я пришла к выводу, что если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика, создавать ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, когда знания даются не в готовом виде, а выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента,

сравнения предметов, выполнения практических работ, то решить данную проблему можно. На мой взгляд данная проблема является актуальной на сегодняшний день.

Я хотела бы поделиться опытом плодотворной  работы  над формированием интеллектуальной компетенции в процессе преподавания русского языка через развитие мышления, результатом которого является повышение качества учебно-воспитательного процесса.

2.Описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок, организация, содержание, формы, приемы, методы пед.деятельности.

Система работы над формированием интеллектуальной компетенции предусматривает определенные изменения в содержании и организации процесса обучения русскому языку.

        Изменение содержания методики преподавания русского языка осуществляются за счет:

-введения дополнительной лексики во время проведения словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

-увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

-расширения объема работы с понятиями;

-включения в содержание уроков различных текстов воспитательно – познавательного характера.

          При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.

          К числу ведущих принципов, лежащих в основе такого вида уроков, относятся следующие:

1.Принцип опережающего отражения в сознании учащихся предстоящей ему учебной деятельности, заключающийся в использовании такого типа упражнений и заданий к ним, которые помогают школьнику предопределить и словесно сформулировать содержание учебных действий.

2.Принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьников, который заключается в создании у учащихся установки с первых дней обучения в школе на полное, последовательное освещение своего мнения в процессе выполнения им заданий и упражнений по русскому языку.

Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на

3.Принцип сотрудничества ,делового партнерства учителя и учащихся (работа в парах, группах).

4.Принцип разностороннего, развивающего воздействия на интеллект ребенка, предполагающий, что учитель использует такие методы и приемы, подбирает такого рода упражнения, в процессе которых формируются ряд интеллектуальных качеств, например, развитие словесно – логического мышления, внимания, памяти, речи.

5. Принцип действенного подхода к обучению, заключающийся в такой организации и проведении уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных неординарных путей решения заданий.

        В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности я использую традиционные типы уроков (открытие нового знания, применение новых знаний и др. ) с сохранением всех основных этапов урока :минутки чистописания, словарно – орфографической работы, физкультминутки и т.д.

Актуализация знаний уч-ся

Специфика проведения минутки чистописания

Минутка чистописания состоит из двух частей:

-определение и формулирование уч-ся темы минутки чистописания;

-формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

1.Первый вариант предусматривает  совмещение поиска буквы с неполным фонетическим разбором и одновременным введением поисковых объектов, связанных с изученными темами русского языка.

Например: на доске- лампа, ветка, отлетел.

Определите букву, которую мы будем писать  на чистописании. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)

2.Второй вариант предусматривает использование в той или иной форме в процессе поиска букв элементов шифра, кодирования.

Например: на доске-  береза, песок, глаз, суббота, беда, пальто, лес, собака, работа, окно и шифр к ним 1-4-1. Расшифруйте данные цифры, используя только словарные слова  этого ряда и применяя правило о роде имен существительных (б)

3.Третий вариант обеспечивает необходимость самостоятельного формулирования и выполнения задания.

Например, на доске-пища- еда, сплоченность-?, ложь-обман, нападение-?

Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на чистописании.

Таким образом, минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока, во время которой продолжается дальнейшее формирование важнейших аспектов интеллектуальной компетенции.

Особенности словарно-орфографической работы

1.Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанного с работой по фонетике и повторением учебного материала.

Например, на доске- пфбктхешсрчешзца. Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза)

2.Второй прием состоит в полном отсутствии указаний учителя. Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся (завтрак и обед)

    . .     . .    . .     .

ОЗАБВТЕРАДК

 .       .       .      .

3.Третий прием предусматривает определение слова  из словаря выявлением закономерности его образования.

ракета, ботинки, тарелка-работа

овес, сирень, назад-? (осина)

    4.Четвертый прием связывает искомое слово с изучаемыми темами русского языка.

Например, на доске- т..желый, про…ка, со..нце,с..лонка,  то…, б..лезнь

Соедините последовательно буквы, являющиеся орфограммами в данных словах, вы узнаете новое словарное слово (яблоко).

Организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа является эффективным средством развития интеллектуальной компетенции для успешного проведения последующих этапов работы.

Специфика этапа открытия нового знания.

 Изучение нового материала происходит с помощью применения проблемно-поискового метода.

1.Первый вид- обобщение изученного по заранее составленному учителем плану. При ознакомлении уч-ся со сложными словами может быть использован следующий план:

1.Определи способ образования слов: подосиновик, осиновый, яблочко, яблочный.

2.Может ли слово быть без корня? без приставки? без суффикса?

3.Может ли в слове быть два корня. Как называются такие слова? Как называется такой способ словообразования?

4.Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учимся писать слова с двумя корнями).

2.Второй вид –использование или самостоятельное составление обобщающих таблиц, схем. Например, при изучении темы «Род имен существительных», уч-ся составляют схему такого типа:

Род имен существительных

муж.род    жен. род   сред.род

он,  мой    она, моя    оно, мое

Подобный подход повышает роль уч-ся в организации учебной деятельности и выводит их мышление на новый уровень.

Специфика этапа применения нового знания.

На данном этапе урока русского языка  находят широкое применение лексико-орфографические упражнения, совершенствующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.

1.При изучении темы «Правописание приставок» уч-ся дается задание: к каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть, в словах выделите приставки

Удоч..ка                  п..р..плет

Книга                      п..белка

Ст..кан                    пр..бежка

Заря..ка                   п..дст…канник

 Р..монт                   П..плавок

2.При изучении темы «Изменение глаголов по числам» задание может быть следующим: поочередно исключите лишние по какому-либо признаку слова так, чтобы осталось только одно слово, причину исключения обоснуйте.

На доске- ночует, наливает, пчела, бегут, подпиливает, объединяет (1-пчела –сущ, 2-бегут-множ.число, 3-ночует- нет приставки, 4-объединяет- ъ, 5-подпиливает – в нем приставка с гласной о.

3.Составь сложные слова и запиши их в два столбика: с соед гласной -о, с соед гласной -е.

Снег+ходить

Мясо+рубить

Книга+любить

Стихи+творить

Сам+валить

Таким образом, в процессе применения нового знания у уч-ся активизируется речевая деятельность и формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются важнейшие интеллектуальные аспекты.

Физкультминутка

Физкультминутки не исключение в интеллектуальном развитии уч-ся. Они представляют собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Учителем подбирается 10-12 языковых единиц по изучаемой теме. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую  языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность уч-ся. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

Например, при изучении темы «Учимся писать слова с двумя корнями» задание уч-ся формулируется так: если я назову сложное слово, вы приседаете, а если нет-встаете.

3.Полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности.

В заключение хочу сказать, что систематическая работа в данном направлении гарантирует достижение стандартов обучения русскому языку и способствует формированию  активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

Показательно, что у школьников, обучавшихся с помощью вышеперечисленных приемов и методов, процент успеваемости по русскому языку был равен 100%, а процент качества повысился с 46 до 70 %. Дети овладели правильной, логической устной речью. Их письменная речь в творческих работах стала более образной, последовательной. У школьников заметно вырос интерес к русскому языку как учебной дисциплине, составивший от 47% до 80%. Сравнительные таблицы уровня обученности учащихся моего класса за 3 года  доказывают эффективность и результативность  использования  данных приемов обучения русскому языку.

Сравнительная характеристика

уровня обученности учащихся

по русскому языку

учитель - Комина О.И.

2008 – 2009 учебный год  (1 класс)

Вид среза

% успеваемости

% качества

СОУ

Средний балл

Средний балл (итоги года)

нулевой

контрольный

итоговый

88%

46%

48

3,4

3,4

2009-2010 учебный год (2 класс)

Вид среза

% успеваемости

% качества

СОУ

Средний балл

Средний балл (итоги года)

нулевой

84%

42%

34

3,2

контрольный

88%

50%

47

3,4

итоговый

92%

57%

57

3,9

3,9

2010- 2011 учебный год  (3 класс)

Вид среза

% успеваемости

% качества

СОУ

Средний балл

Средний балл (итоги года)

нулевой

100%

57,7%

50

3,5

контрольный

итоговый

Результатом систематической работы над формированием интеллектуальной компетенции является активное участие уч-ся моего класса в викторинах, КВН, олимпиадах по русскому языку классного и школьного уровня  и победа в них (2 место). Данная тема была обобщена на школьном и муниципальном уровнях и получила высокую оценку коллег.