рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование (русский язык, 4 класс) по теме
рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2011.doc | 424.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007; авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» Т. Г. Рамзаевой, Москва, Дрофа, 2010; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Цели обучения
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Отличительные особенности с авторской программой:
В связи с индивидуальными способностями учащихся и сложностью тем, в программе имеются отличия в количестве часов при прохождении материала.
№ | Наименование разделов и тем. | Авторская. | |
1. | Раздел№1 Тема: Повторение изученного за курс 3 класса. | 16 | 22ч. |
2. | Раздел№2 Тема: Предложения с однородными членами. | 12 | 8 ч. |
3. | Раздел№3 Тема: Текст. | 5 | 5ч. |
4. | Раздел№4 Тема: Имя существитель- ное | 48 | 40 |
5. | Раздел№5 Тема: Имя прилагательное | 33 | 34 |
6. | Раздел№6 Тема: Место- имение. | 7 | 8 |
7. | Раздел№7 Тема: Глагол. | 40 | 34 |
8. | Раздел№8 Тема: Повторение изученного за курс 4 класса. |
| 14 |
Для реализации программного содержания используются:
Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».
- «Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ( в 2-х частях), «Просвещение» 2009 год
Для учащихся:
- Т. Г. Рамзаева «Русский язык» , учебники для 4 класса четырёхлетней начальной школы ( в 2-х частях), «Дрофа», 2005 год
Для учителя:
- Я. Ш. Гараева « Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», 2010 год
.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Срок реализации данной программы 2011-2012 учебный год.
Формы и средства контроля.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:
- контрольный диктант – 10;
- изложение – 16;
- сочинение – 6.
Примерный объём письменных работ:
- словарный диктант – 12-15 слов;
- контрольный диктант – 65-70 слов (I полугодие), 75-80 слов (конец года);
- тексты, предназначенные для изложения – на 15-20 слов больше по сравнению с диктантами.
Ниже приведена таблица проверочных работ для проверки сформированности знаний, умений и навыков школьников по четвертям и всего курса в целом.
Практическая часть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
Контрольный диктант | 3 | 2 | 3 | 2 | 10 |
Изложение | 3 | 4 | 4 | 5 | 16 |
Сочинение | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- признаки простого и сложного предложения;
- признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
- признаки однородных членов предложения;
- лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
- признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
- простое и сложное предложение;
- главные и второстепенные члены предложения;
- лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
- типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.
Обучающиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
- безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
- правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения русского языка обучающиеся должны
знать:
• значимые части слова;
• признаки изученных частей речи;
• типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
уметь:
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);
• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения;
• писать изложения в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
• писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
• составлять устный ответ - рассуждение.
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Русский язык» 4 класс.
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов. | Контрольные и диагностические работы. | Сроки проведения. |
1. | Раздел№1 Тема: Повторение изученного за курс 3 класса. | Развитие речи (3 часа) Вводный диктант Диктант | ||
2. | Раздел№2 Тема: Предложения с однородными членами. | Диктант | ||
3. | Раздел№3 Тема: Текст. | Развитие речи (1 час) | ||
4. | Раздел№4 Тема: Имя существитель- ное | Развитие речи (2 часа) Диктант | ||
5. | Раздел№5 Тема: Имя прилагательное | Развитие речи (3часа) Диктант | ||
6. | Раздел№6 Тема: Место- имение. | Диктант Развитие речи (1 час) | ||
7. | Раздел№7 Тема: Глагол. | Развитие речи (5 часов) Диктант | ||
8. | Раздел№8 Тема: Повторение изученного за курс 4 класса. | Тест Диктант |
Учебно - тематическое планирование программы.
Тема 1: Повторение изученного за курс 3 класса-
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | Письмо под диктовку Решение проблемной ситуации Словарная работа | Умение обобщать, анализировать, наблюдать. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | |
2 | Повторение : слово, предложение, текст. | Словарная работа Работа в парах | Умение определять закономерности, доказывать, опровергать. | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь,словарь. | |
3 | Знаки препинания в предложении | Индивидуальная работа Работа с текстом Работа в парах | Умение работать по заданному плану, алгоритму. | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь, | |
4 | Главные и второстепенные члены предложения | Главные и второстепенные члены предложения. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения | Умение решать учебные задачи. Знать признаки изученных частей речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | |
5 | Связи в предложении | Различение слова, | Умение выстраивать монологическую речь. Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление Учебник,тетрадь, | |
6 | Текст | Разновидности текстов ( повествовательный, описательный, рассуждение), работа в парах Индивидуальная работа | Умение составлять устный и письменный текст. | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь, | |
7 | Звуки, буквы, слог; ударение в словах | Работа в парах Словарная работа Анализ текста | Умение производить фонетический разбор слова; распознавать ударный и безударный слоги | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь,словарь | |
8 | Вводный диктант | ||||
9-10 | Состав слова. Роль каждой части слова в языке. | Анализ слова Систематизация знаний Работа в пара | Знать морфемный состав слова; уметь разбирать слово по составу. | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь, | |
11 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | Словарная работа Отработка умения разбирать слово по составу | Умение работать по заданному плану, алгоритму. Умение осознанно писать слова с безударными гласными | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь,словарь. | |
12 | Упражнение в написании корня слова | Развитие навыка проверки написания парных глухих и звонких согласных Работа в парах Словарная работа | Знать правило проверки парных глухих и звонких согласных. Уметь проверять написание парных глухих и звонких согласных | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь,словарь | |
13 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | Повторение правописаний слов с непроизносимыми согласными | Знать правило Правописание слов с непроизносимыми согласными.уметь применять это правило. | Правописание слов с непроизносимыми согласными | |
14 | Изложение « Зайчонок» | Составление плана текста. Изложение | Уметь создавать | Фронтальная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь, | |
15 | Приставки и предлоги. Анализ ошибок, допущенных в изложении | Работа по различению приставок и предлогов, правильным написанием и употреблением их в речи | Умение работать по заданному плану, алгоритм Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
16 | Разделительные Ъ и Ь знаки | Письмо под диктовку Работа в парах Самостоятельная работа | Умение употреблять в словах разделительные Ъ и Ь знаки; отличать мягкий знак от разделительного мягкого знака | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь, | |
17 | Части речи. Имя существительное . | Имя существительное, значение и употребление. | Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь употреблять существительные; | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
18 | Контрольный диктант №1«Осенняя прогулка» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
19 | Работа над ошибками.Склонение имен существительных | Анализ ошибок. Знакомство со склонениями как изменением формы слова. | Знать название падежей и их вопросы. Уметь разбирать слова по составу. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
20 | Имя прилагательное. Повторение. | Словарная работа Дидактическая игра Работа с учебником | Знать существенные признаки имен прилагательных как части речи | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь,словарь | |
21 | Глагол. Повторение. | Словарно-орфографическая работа Работа в парах Дидактическая игра | Знать существенные признаки глагола как части речи | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь,словарь | |
22 | Изложение «Купание медвежат» | Составление плана текста. Изложение | Уметь создавать | Коллективная и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. |
Тема: Предложения с однородными членами.
№ | Тема урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Однородные члены предложения | Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложе- | Знать признаки Уметь расставлять знаки препинания | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
2-3 | Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами | Умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
4 | Однородные члены предложения с союзами | Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Умение выстраивать монологическую речь. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
5 | Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО | Умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами ; разбирать предложения по членам предложения | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь, | ||
6 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами | Умение строить предложения с однородными членами; употреблять их в речи | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь, | ||
7 | Контрольный диктант №2 «Медвежонок» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь применять | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
8 | Анализ контрольной работы. Закрепление. | Словарная работа Работа в парах | Умение самостоятельно применять способы самоконтроля. | Индивидуальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь, |
Тема: Текст.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1-2 | Тема и основная мысль текста. Заголовок текста | Работа с текстом Работа в парах Дидактическая игра | Умение сопоставлять тему и основную мысль текста; уметь составлять текст исходя из темы, опираясь на основную мысль . | Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. | |
3 | План текста. | Составление плана текста. | Умение озаглавливать текст; составлять план текста с опорой на тему и основную мысль | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. | |
4 | Изложение « Белый гусь». | Изложение | Развитие письменной речи учащихся. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. | |
5 | Работа над ошибками. | Работа в парах Фронтальная работа | Умение проверять необходимую информацию в словарях. Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками | Фронтальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь, |
Тема: Имя существительное.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Работа над ошибками.Склонение имен существительных. | Формирование умений склонять имена существительные в единственном числе. | Знать приемы распознавания падежей. Уметь ставить вопросы падежей к существительным. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь. | |
2-3 | Упражнение в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам | Умение работать в парах. Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь. | |
4 | Именительный падеж имен существительных. | Изменение существительных по числам и падежам Изменение существительных по числам и падежам | Уметь определять именительный падеж имен существительных; знать особенности имен существительных в именительном падеже | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
5 | Родительный падеж имен существительных. | Уметь употреблять в речи существительные в родительном падеже; знать основные признаки Р.п., его вопросы и предлоги | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | ||
6 | Дательный падеж имен существительных. | Работа в парах Изменение существительных по числам и падежам
| Умение работать в парах. Знать особенности имен существительных в Д.п. | Фронтальная и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
7 | Винительный падеж имен существительных | Изменение существительных по числам и падежам Работа в парах | Уметь различать именительный и винительный падежи имен существительных; знать особенности В.п. | Фронтальная и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
8 | Творительный падеж имен существительных. | Изменение существительных по числам и падежам | Уметь правильно употреблять имена существительные в Т.п. ; знать особенности Т.п. | Фронтальная и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний, Учебник,тетрадь, | |
9 | Составление текста по серии иллюстраций | Работа по серии картинок, составление плана и текста по серии иллюстраций | Умение проверять необходимую информацию в словарях. Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач. | Коллективная и индивидуальная форма,метод самостоятльной работы,наглядные плоскостные,тетрадь. | |
10 | Предложный падеж имен существительных. | Словарно-орфографическая работа Изменение существительных по числам и падежам | Знать особенности П.п; Умение работать в парах | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | |
11 | Повторение сведений о падежах имен существительных. | Умение выстраивать монологическую речь. | Индивидуальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | ||
12 | Именительный и винительный падежи | Работа по теме урока Словарно-орфографическая работа | Умение распознавать именительный и винительный падежи | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | |
13 | Контрольный диктант «Журавли» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
14 | Три типа склонения имен существительных в единственном числе. Работа над ошибками. | Работа в парах Дифференцированная работа | Иметь понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе | Групповая и фронтальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
15 | Изложение. Структура повествовательного текста | Составление плана текста. Изложение | Умение проверять необходимую информацию в словарях. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. | |
16 | Работа над ошибками. Упражнение в определении склонений имен существительных. | Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных | Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных. Уметь определять склонение имен существительных . | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | |
17 | Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. | Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных | Уметь анализировать слово; определять склонение имен существительных;
| Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление. Учебник,тетрадь, | |
18 | Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе. | Правописание без- | Знать грамматические признаки имени существительного. Уметь находить способы проверки написания слов с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | |
19 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. | Работа по теме урока Словарно-орфографическая работа Работа в парах | Уметь различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения | Фронтальная и групповая формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | |
20 | Правописание окончаний существительных в Р. падеже. | Правописание без- | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь, | ||
21 | Изложение. Повествовательный текст с элементами описания. | Отличие письменной речи от устной. Составление плана | Умение выделять в тексте существенное и точно передавать содержимое. Знать грамматические признаки имени существительного. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, Учебник,тетрадь. | |
22 | Правописание безударных окончаний имен существительных в Д.п. работа над ошибками | Работа с учебником Работа в парах Работа по теме урока ( индивидуальная) | Уметь различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения | Фронтальная, индивидуальная и групповая формы, метод закрепления,проверки и оценки знаний, Учебник,тетрадь. | |
23-24 | Правописание безударных окончаний существительных в Р.п. и Д.п. падежах. | Буквенный диктант Словарно-орфографическая работа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | ||
25 | Контрольный диктант №4 «Правописание окончаний существительных» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами | индивидуальная формы, метод самостоятельной работы. тетрадь. | |
26 | Работа над ошибками.Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения. | Правописание без- | Уметь различать типы склонения имен существительных | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
27 | Правописание окончаний имён существительных в Т.п. падеже. | Письмо под диктовку Работа в парах Взаимопроверка | Фронтальная, индивидуальная и групповая формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | ||
28-29 | Правописание окончаний имён существительных в П.п. падеже | Работа с учебником Самостоятельная работа по теме урока | Знать особенности употребления существительных в П.п. и правописание окончаний | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления,проверки и оценки знаний, Учебник,тетрадь. | |
30 | Правописание окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. падежах. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения | Знать существенные признаки, по которым различаются данные падежи; умение правильно писать окончания имен существительных 1.2, 3 склонений | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
31 | Правописание окончаний имен существительных в Р.п., Д.п. и П.п. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | Умение различать падежи по совокупности признаков
| Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
32 | Правописание окончаний имен существительных в Р.п., Д.п. и П.п. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |||
33 | Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж множественного числа | Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала | Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
34 | Окончания имён существительных муж., жен., ср. рода в И.п. и В.п.. множествен. числа. | Словарно-орфографическая работа Изменение имен существительных по падежам и числам | Умение правильно употреблять существительные во множественном числе | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | |
35 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | Упражнения в изменении существительных по падежам Работа с предложением | Знать особенности окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
36 | Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже | Словарно-орфографическая работа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | ||
37-38 | Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе | Упражнения в изменении существительных по падежам Работа с предложением | Знать особенности дательного, творительного и предложного падежа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление. Учебник,тетрадь. | |
39 | Контрольный диктант №5 «Множественное число имен существительных» | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Контроль знаний по изученной теме « множественное число имен существительных» | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
40 | Работа над ошибками. Повторение. | Выполнение упражнений по совершенствованию написания окончаний существительных. | Знать окончания имен существительных во множественном числе. Уметь применять знания в речи и письме. | Групповая и фронтальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник, тетрадь |
Тема: Имя прилагательное.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Имя прилагательное как часть речи. | Выборочный диктант, письмо по памяти. Отработка навыков | Уметь точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления, Учебник,тетрадь. | |
2 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом | уметь выделять имя прилагательное среди других частей речи | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |
3 | Склонение имен прилагательных. | Выборочное списывание, отработка навыков грамотного письма и умения проверять себя. | Уметь распознавать падежи имен прилагательных | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |
4 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Восстановление деформированных предложений, | Умение определять род, число и падеж имени прилагательного | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |
5 | Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода | отработка навыков правильного письма. | Умение правильно употреблять в речи прилагательные, близкие и противоположные по смыслу | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |
6-7 | Изложение . Работа над ошибками. | Составление плана, орфографическая корректировка, творческая работа. | Уметь составлять план изложения, наблюдать роль описания в рассказе | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
8 | Развитие речи. Письмо. | Знать что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь. | ||
9 | Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных | Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом | Умение распознавать падеж имени прилагательного | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | |
10 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | Выборочный диктант, словарно-орфографическая работа | Умение обобщать, анализировать, наблюдать. | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь,словарь. | |
11 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | Письмо под диктовку Работа в парах Дидактическая игра | Умение составлять алгоритмы правил для выполнения заданий; уметь определять падеж имен прилагательных | Фронтальная ,групповая и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | |
12 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь,словарь. | |||
13 | Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом | Умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | |
14 | Изложение текста – описания. | Написание текста с изученными орфограммами, выполнение грамматического задания. | Уметь составлять план изложения. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
15 | Контрольный диктант №6 по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании. | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
16 | Работа над ошибками. Закрепление. | Орфографический анализ слов, индивидуальные задания. | Умение группировать, объединять объекты по определённым признакам | Групповая и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
17 | Склонение имен прилагательных женского рода | Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных, склонение имен прилагательных | Знать особенности склонения имен прилагательных женского рода | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь,. | |
18 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | Фонетический разбор Определение падежа имен прилагательных | Умение писать окончания –ой,-ей в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь,плакат. | |
19 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода | Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных.
| Уметь различать окончания имен женского рода –ая,-яя и среднего рода –ое, -ее | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |
20 | Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления. Учебник,тетрадь. | |||
21 | Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом | Умение различать сходные по произношению окончания, правильно их писать | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | |
22 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Фронтальная и индивидуальная формы, методы закрепления знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | ||
23 | Сжатое изложение по готовому плану | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа. | Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
24 | Контрольное списывание по теме «Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе» | Написание текста с изученными орфограммами, выполнение грамматического задания. | Умение писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
25 | Работа над ошибками.Повторение. | Анализирование ошибок. | Уметь правильно писать падежные окончания | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь | |
26 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Знать особенности склонения имен прилагательных во множественном числе | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
27 | Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных | Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом | Умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы. Учебник,тетрадь. | |
28 | Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных . | Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных. | Умение распознавать родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных; умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
29 | Дательный и творительный предложный падежи множественного числа имен прилагательных . | Распознование множественного числа имен прилагательных в дательном и творительном падежах | Умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных; умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
30-32 | Повторение изученного об имени прилагательном и существительном. | Усвоение сходства и различия между данными частям речи | Уметь точно использовать в речи имена существительные и прилагательные. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь | |
33 | Контрольный изложение | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа. | Умение писать падежные окончания имен прилагательных и существительных. Кратко и последовательно излагать мысли. | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
34 | Урок закрепления знаний по теме «Имя прилагательное. | Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом | Умение анализировать ошибки, допущенные в диктанте. | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь |
Тема: Местоимение.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Местоимение как часть речи. Сравнение личных местоимений имен существительных. | Орфографический анализ слов, использование в речи местоимений редактирование текста | Уметь выделять местоимение среди других частей речи, знать роль местоимений в нашей речи | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь,орфографический словарь. | |
2 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. | Наблюдение над смысловой ролью местоимения | Умение заменять имена существительные местоимением | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь | |
3-5 | Раздельное написание местоимений 1, 2, 3-го лица с предлогом. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом | Навык раздельного написания местоимения с предлогом | Фронтальная и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь | |
6 | Изложение | Формирование умений правильно употреблять и писать местоимения | Кратко и последовательно излагать содержание текста. | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
7 | Контрольный диктант | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Умение самостоятельно применять способы самоконтро Уметь применять изученные орфограммы при написании.ля. | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
8 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Орфографический анализ слов, индивидуальные задания. | Умение определять, на какие правила допущены ошибки, исправлять их. Уметь находить ошибки, исправлять и аргументировать. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь |
Тема: Глагол.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам. | Наблюдение над ролью глагола, упражнение в их распознавании . | Умение работать в парах. Уметь выделять глагол среди других частей речи | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь | |
2-3 | Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание родовых окончаний. | Упражнение в употреблении глаголов, словарно-орфографическая работа. | Умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | |
4-5 | Неопределенная форма глагола. | Наблюдение за глаголами и употребление их в разных формах, словарно-орфографическая работа. | Умение группировать. Объединять объекты по определённым признакам | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь,словарь. | |
6 | Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола. | Наблюдение над изменением глаголов , упражнение в определении времени, составление предложений по схеме. | Умение правильно ставить вопросы что делать? Что сделать?, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
7 | Контрольный диктант №9 по темам «Изменение глаголов по временам» «Неопределенная форма глагола» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Умение различать временные формы глагола, правильно ставить вопросы что делать? Что сделать? | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | |
8 | Изложение по самостоятельно составленному плану | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа. | Умение делить текст на части, озаглавливать и писать в соответствии с планом | Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление. Учебник,тетрадь. | |
9 | Работа над ошибками.Повторение. | Анализ ошибок. знакомство с глаголами в форме-ся. | Знать как изменяются глаголы.применять знания. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
10 | Изменение глаголов по лицам и числам ( спряжение) | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом | Умение распознавать лицо глагола | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,самостоятельной работыи закрепление. Учебник,тетрадь. | |
11-12 | 2-е лицо глаголов единственного числа | Упражнение в изменении глаголов, орфографическая работа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление. Учебник,тетрадь. | ||
13-14 | 1 и 2 спряжение глагола. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом | Умение писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
15 | Окончания глаголов 1 и 2 спряжений | Умение решать учебную задачу. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,самостоятельной работыи закрепление. Учебник,тетрадь. | ||
16 | Образование формы будущего времени глагола. | Закрепление пройденного материала (индивидуально-коллективная работа). | Умение точно употреблять глаголы в предложении Знать окончания глаголов 1 и 2 спряжений | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
17 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | Умение соотносить безударные окончания одного и того же спряжения в разных лицах | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | ||
18 | Распознавание спряжений глаголов по неопределенной форме | Упражнение в правописании глаголов, орфографическая работа. | Умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление. Учебник,тетрадь | |
19 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени. | Упражнение в написании глаголов | Умение обосновывать написание окончаний Уметь писать безударные личные окончания глаголов, определять у глаголов спряжение | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление. Учебник,тетрадь | |
20 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем | Закрепление пройденного материала (индивидуально-коллективная работа). | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | ||
21 | Контрольный диктант №10 «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний. Тетрадь. | ||
22 | Сочинение (с элементами описания) по картине К.Ф.Юнона «Конец зимы» | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа. | Умение составлять письменный текст. Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач. | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь.Картина К.Ф.Юнона «Конец зимы» | |
23 | Работа над ошибками | Анализирование ошибок. | Уметь обосновывать написание окончаний. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
24 | Глаголы-исключения. | Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом | Умение группировать; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
| Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление. Учебник,тетрадь. | |
25 | Глаголы-исключения | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление. Учебник,тетрадь. | |||
26 | Краткое изложение | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа. | Умение сжато передавать содержание рассказа | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь. | |
27 | Правописание глаголов прошедшего времени. Работа над ошибками | Орфографический анализ слов, индивидуальные задания. | Умение правильно писать родовые окончания глаголов прошедшем времени | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
28 | Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов. | Упражнение в правописании глаголов, орфографическая работа. | Знать временные формы глагола | Фронтальная и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление. Учебник,тетрадь | |
29 | Изменение глаголов по временам | Упражнение в правописании глаголов, изменение глаголов по временам. | Умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; распознавать спряжение глаголов. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепление изученного. Учебник,тетрадь | |
30 | Закрепление | Закрепление всех знаний о глаголе | Знать окончания глаголов.уметь распозновать спряжения,врмя. | Фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепление изученного. Учебник,тетрадь | |
31 | Сочинение | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа | Учимся фантазировать, придумывать невероятные истории, в которых есть и правда, и вымысел | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь. | |
32 | Изложение | Умение осознанно использовать изученные части речи; озаглавливать части текста и писать в соответствии с планом, точно употреблять глаголы | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь. | ||
33 | Контрольный диктант№11 «Глагол» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Умение писать безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь. | |
34 | Работа над ошибками. Повторение. | Орфографический анализ слов, индивидуальные задания. | Умение писать безударные личные окончания глаголов | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь |
Тема: Повторение изученного за курс 4 класса.
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Ведущие формы,средства,методы | Дата проведения |
1 | Обобщение знаний о предложении. | Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения | Умение самостоятельно решать учебную задачу. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
2 | Текст описание. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа | Умение составлять письменный текст. Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач.
| индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь,картина И.И.Левитана «Весна. Большая вода».. | |
3 | Состав слова | Словарно-орфографическая работа, разбор слова по составу | Умение разбирать слова по составу | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
4 | Упражнения в написании корней слов | Разбор слов по составу , фонетический разбор | Умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
5 | Части речи (обобщение) | Работа в парах Выборочный диктант Морфологический разбор | Умение распознавать и правильно употреблять имена существительные | фронтальная и групповая формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
6 | Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе. | Склонение имен существительных Морфологический разбор | Умение склонять имена существительные, проводить морфологический разбор. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
7 | Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов | Морфологический разбор частей речи Синтаксический разбор предложения | Умение группировать. Объединять объекты по определённым признакам | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
8 | Контрольное изложение. «Маленький , да удаленький» | Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа | Умение осознанно использовать изученные части речи. | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь, | |
9 | Контрольный диктант «Белки» | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Умение применять изученные в 4 классе орфографические правила | индивидуальная форма,метод самостоятельной работы. Тетрадь, | |
10 | Анализ диктанта и работа над ошибками | Орфографический анализ слов, индивидуальные задания. | Умение определять, на какие правила допущены ошибки, исправлять их. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
11 | Имя прилагательное. | Морфологический разбор Предупредительный диктант | Умение обобщать, анализировать, наблюдать. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала и самостоятельной работы, Учебник,тетрадь | |
12 | Местоимение | Творческий диктант Словарно-орфографическая работа | Умение распознавать местоимения и правильно их употреблять | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала и самостоятельной работы, Учебник,тетрадь | |
13 | Глагол как часть речи. | Определение спряжения глаголов Синтаксический разбор предложения | Умение самостоятельно решать учебную задачу. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь | |
14 | Повторение. | Усовершенствование знаний о частях речи. | Умение применять полученные знания. | фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала, Учебник,тетрадь |
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений учащихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- речевое оформление ответа.
- Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
«5» ставится, если ученик:
- обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
- обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
- излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
«2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценка грамматического задания.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.).
Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта).
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок.
Изложение, сочинение.
Критерии оценки:
- навыкам связной письменной речи дети только обучаются;
- эти навыки более сложные, чем орфографические, т. к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
В изложении, сочинении оценивается:
- содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
- построение предложений, соблюдение порядка слов;
- лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
- орфографическая и пунктуационная грамотность.
«5» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1-2 исправления.
«4» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
б) грамотность: допущены 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.
«3» – а) по содержанию и речевому оформлению: допущены отклонения от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; имеются речевые неточности; отпускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;
б) грамотность: допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
«2» – а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторской темы; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствует связь между ними; бедность словаря; более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность: допущено более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для учащихся |
|
Методическая литература |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|