рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование (русский язык, 4 класс) по теме

Коробейникова Наталья Александровна

рабочая программа по русскому языку 4  класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_2011.doc424.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Примерных программ начального общего образования» сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007; авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» Т. Г. Рамзаевой, Москва, Дрофа, 2010; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку 2004 г.

При реализации рабочей программы используется УМК Рамзаевой Т. Г., входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.            

Цели обучения

Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  2. освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  5. формирование специальных умений и навыков по разделам программы.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  2. - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  3. - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
  4. - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
  5. - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника

Отличительные особенности с авторской программой:

В связи с индивидуальными способностями учащихся и сложностью тем, в программе имеются отличия в количестве часов при прохождении материала.

Наименование разделов и тем.

Авторская.

1.

Раздел№1

Тема: Повторение изученного за курс 3 класса.

16

22ч.

2.

Раздел№2

Тема: Предложения с однородными членами.

12

8 ч.

3.

Раздел№3

Тема: Текст.

5

5ч.

4.

Раздел№4

Тема: Имя существитель-

ное

48

40

5.

Раздел№5

Тема: Имя прилагательное

33

34

6.

Раздел№6

Тема: Место-

имение.

7

8

7.

Раздел№7

Тема: Глагол.

40

34

8.

Раздел№8

Тема:

Повторение изученного за курс 4 класса.

 

14

Для реализации программного содержания используются:

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

  1.  «Концепция и программы для начальных классов «Школа России» ( в  2-х частях), «Просвещение» 2009 год

Для учащихся:

  1.  Т. Г. Рамзаева «Русский язык»   , учебники для 4 класса четырёхлетней начальной школы ( в 2-х частях), «Дрофа», 2005 год

Для учителя:

  1.  Я. Ш. Гараева « Поурочные разработки по русскому языку», «ВАКО», 2010 год

.

        Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта по государственной программе Т.Г. Рамзаевой из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. 

Срок реализации данной программы 2011-2012 учебный год.

Формы и средства контроля.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

  1. контрольный диктант – 10;
  2. изложение – 16;
  3. сочинение – 6.

Примерный объём письменных работ:

  1. словарный диктант – 12-15 слов;
  2. контрольный диктант – 65-70 слов (I полугодие), 75-80 слов (конец года);
  3. тексты, предназначенные для изложения – на 15-20 слов больше по сравнению с диктантами.

Ниже приведена таблица проверочных работ для проверки сформированности знаний, умений и навыков школьников по четвертям и всего курса в целом.

Практическая часть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

За год

Контрольный диктант

3

2

3

2

10

Изложение

3

4

4

5

16

Сочинение

1

1

2

2

6

 

         

         Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  1. признаки простого и сложного предложения;
  2. признаки главных членов предложения) подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
  3. признаки однородных членов предложения;
  4. лексика – грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
  5. признаки 1, 2, 3 –его склонения имён существительных;
  6. признаки 1 и 2 спряжения глаголов.

Обучающиеся должны различать и сравнивать:

  1. простое и сложное предложение;
  2. главные и второстепенные члены предложения;
  3. лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
  4. типы склонений имён существительных, типы спряжений глаголов.

            Обучающиеся должны уметь:

  1. производить синтаксический разбор предложения;
  2. расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
  3. устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  4. разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы неопределённой формы;
  5. безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах ( безударные падежные окончания существительных и прилагательных, бездарные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения и т.д.)
  6. правильно писать –ться, тся в глаголах, окончания глаголов 2-лица единственного числа, слова с непроверяемыми написаниями.   

Требования к уровню подготовки выпускника.

В результате изучения русского языка обучающиеся должны

             знать:

•    значимые части слова;

•    признаки изученных частей речи;

•    типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

             уметь:

•    анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;

•    различать произношение и написание слов;

•    находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

•   без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;

•   создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

•   соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

        •        грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст
(75-80слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные,
проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением;
звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ, непроизносимые согласные, ь
после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами,
раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

        •        производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень,
приставку, суффикс;

  1. подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  2. распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  3. изменять имена существительные по числам;

   •        склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  1. изменять имена прилагательные по числам и родам в соответствии с числом и родом существительного;
  2. изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
  3. распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  4. устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  5. распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  6. производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  7. интонационно правильно произносить предложения;

   •        писать изложения в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно)
составленному плану;

  1. определять тему и основную мысль текста;
  2. делить текст на части, соблюдать красную строку;
  3. устанавливать связь между частями текста;
  4. устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  5. озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  6. распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;

   • писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного
характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

        • составлять устный ответ - рассуждение.

Календарно - тематическое планирование

по предмету «Русский язык» 4 класс.

Наименование разделов и тем.

Всего часов.

Контрольные и диагностические работы.

Сроки проведения.

1.

Раздел№1

Тема: Повторение изученного за курс 3 класса.

Развитие речи

(3 часа)

Вводный диктант

Диктант

2.

Раздел№2

Тема: Предложения с однородными членами.

Диктант

3.

Раздел№3

Тема: Текст.

Развитие речи

(1 час)

4.

Раздел№4

Тема: Имя существитель-

ное

Развитие речи

(2 часа)

Диктант

5.

Раздел№5

Тема: Имя прилагательное

Развитие речи (3часа)

Диктант

6.

Раздел№6

Тема: Место-

имение.

Диктант

Развитие речи

(1 час)

7.

Раздел№7

Тема: Глагол.

Развитие речи

(5 часов)

Диктант

8.

Раздел№8

Тема:

Повторение изученного за курс 4 класса.

Тест

Диктант

Учебно - тематическое  планирование программы.

 Тема 1: Повторение  изученного за курс 3 класса-

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата

проведения

1

 Вводный урок. Знакомство с учебником. Что  мы знаем о слове.

 Письмо под диктовку

Решение проблемной ситуации

Словарная работа

Умение обобщать, анализировать, наблюдать.

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

2

 Повторение : слово, предложение, текст.

Словарная работа

Работа в парах

Умение определять закономерности, доказывать, опровергать.

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,словарь.

3

Знаки препинания в предложении

Индивидуальная работа

Работа с текстом

Работа в парах

Умение работать по заданному плану, алгоритму.

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,

4

Главные и второстепенные члены предложения

Главные и второстепенные члены предложения.

Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения
(точка, вопросительный, восклицательный знаки)

Умение решать учебные задачи. Знать признаки изученных частей речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

5

Связи в предложении

Различение слова,
словосочетания и предложения. Разновидности предложений  по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Умение выстраивать монологическую речь. Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление

Учебник,тетрадь,

6

 Текст

Разновидности текстов ( повествовательный, описательный, рассуждение), работа в парах

Индивидуальная работа

Умение составлять устный и письменный текст.

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,

7

 Звуки, буквы, слог; ударение в словах

Работа в парах

Словарная работа

Анализ текста

 Умение производить фонетический разбор слова; распознавать ударный и безударный слоги

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,словарь

8

Вводный диктант

9-10

 Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

Анализ слова

Систематизация знаний

Работа в пара

 Знать морфемный состав слова; уметь разбирать слово по составу.

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,

11

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Словарная работа

Отработка умения разбирать слово по составу

Умение работать по заданному плану, алгоритму. Умение осознанно писать слова с безударными гласными

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,словарь.

12

Упражнение в написании корня слова

Развитие навыка проверки написания парных глухих и звонких согласных

Работа в парах

Словарная работа

Знать правило проверки парных глухих и звонких согласных.

Уметь проверять написание парных глухих и звонких согласных

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,словарь

13

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Повторение правописаний слов с непроизносимыми согласными

Знать правило Правописание слов с непроизносимыми согласными.уметь применять это правило.

Правописание слов с непроизносимыми согласными

14

 Изложение  «  Зайчонок»

 Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Фронтальная  и индивидуальная формы,

метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,

15

Приставки и предлоги.  Анализ ошибок, допущенных в изложении

 Работа по различению приставок и предлогов, правильным написанием и употреблением их в речи

Умение работать по заданному плану, алгоритм Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками  

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

16

 Разделительные Ъ и Ь знаки

Письмо под диктовку

Работа в парах

Самостоятельная работа

 Умение употреблять в словах разделительные Ъ и Ь знаки; отличать  мягкий знак от разделительного мягкого знака

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,

17

Части речи. Имя существительное .

Имя существительное, значение и употребление.

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.   Уметь употреблять существительные;

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

18

   Контрольный диктант №1«Осенняя прогулка»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

 Уметь применять
изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

19

Работа над ошибками.Склонение имен существительных

Анализ ошибок. Знакомство со склонениями как изменением формы слова.

Знать название падежей и их вопросы. Уметь разбирать слова по составу.

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

20

Имя прилагательное. Повторение.

Словарная работа

Дидактическая игра

Работа с учебником

Знать существенные признаки имен прилагательных как части речи

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,словарь

21

Глагол. Повторение.

Словарно-орфографическая работа

Работа в парах Дидактическая  игра

Знать существенные признаки глагола как части речи

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь,словарь

22

Изложение  «Купание медвежат»

Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста

Уметь создавать
несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Коллективная и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

Тема: Предложения с однородными членами.

Тема урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата проведения

1

  Однородные члены предложения

 Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Запятая в предложе-
ниях с однородными членами

Знать признаки
однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания
в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы
орфографии

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

2-3

 Упражнения в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами

 Умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

4

 Однородные члены предложения с союзами

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Умение выстраивать монологическую речь.

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

5

 Однородные члены предложения, соединенные союзами И, А, НО

 Умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами ; разбирать предложения по членам предложения

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь,

6

 Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами

 Умение строить предложения с однородными членами; употреблять их в речи

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь,

7

 Контрольный диктант №2 «Медвежонок»

  Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять
изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

8

 Анализ контрольной работы. Закрепление.

Словарная работа

Работа в парах

Умение самостоятельно применять способы самоконтроля.

 Индивидуальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь,

Тема: Текст.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата проведения

1-2

   Тема и основная мысль текста. Заголовок текста

Работа с текстом

Работа в парах

Дидактическая игра

Умение сопоставлять тему и основную мысль текста; уметь составлять текст исходя из темы, опираясь на основную мысль .  

Групповая и индивидуальная формы,метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

3

  План текста.

Составление плана текста.

Умение озаглавливать текст; составлять план текста с опорой на тему и основную мысль

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

4

Изложение « Белый гусь».

Изложение
содержания прочитанного текста

Развитие письменной речи учащихся.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

5

 Работа над ошибками.

Работа в парах

Фронтальная работа

Умение проверять необходимую информацию в словарях.

Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками

Фронтальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь,

Тема: Имя существительное.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата

проведения

1

Работа над ошибками.Склонение имен существительных.

Формирование умений склонять имена существительные в единственном числе.

Знать приемы распознавания падежей.

Уметь ставить вопросы падежей к существительным.

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь.

2-3

Упражнение в склонении имен существительных. Несклоняемые имена существительные.  

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам

Умение работать в парах.

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных. Уметь употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь.

4

  Именительный падеж имен существительных.

Изменение существительных по числам и падежам

Изменение существительных по числам и падежам

Уметь определять именительный   падеж  имен существительных; знать особенности имен существительных в именительном падеже

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

5

Родительный падеж имен существительных.

Уметь употреблять в речи существительные в родительном падеже; знать основные признаки Р.п., его вопросы и предлоги

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

6

Дательный падеж имен существительных.

Работа в парах Изменение существительных по числам и падежам  

 

Умение работать в парах. Знать особенности имен существительных в Д.п.

Фронтальная  и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

7

Винительный падеж имен существительных

Изменение существительных по числам и падежам

Работа в парах

 Уметь различать именительный и винительный падежи имен существительных; знать особенности В.п.

Фронтальная  и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

8

Творительный падеж имен существительных.

Изменение существительных по числам и падежам

Уметь правильно употреблять имена существительные в Т.п. ; знать особенности Т.п.  

Фронтальная  и индивидуальная формы и групповая, метод устного изложения знаний,

Учебник,тетрадь,

9

Составление текста по серии иллюстраций

Работа по серии картинок, составление плана и текста по серии иллюстраций

Умение проверять необходимую информацию в словарях. Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач.

Коллективная и индивидуальная форма,метод самостоятльной работы,наглядные плоскостные,тетрадь.

10

Предложный падеж имен существительных.

Словарно-орфографическая работа Изменение существительных по числам и падежам

 Знать особенности П.п;

Умение работать в парах

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

11

Повторение сведений о падежах имен существительных.

Умение выстраивать монологическую речь.

Индивидуальная и групповая форма, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

12

Именительный и винительный падежи

Работа по теме урока

Словарно-орфографическая работа

 Умение распознавать именительный и винительный падежи

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

13

Контрольный  диктант «Журавли»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

 Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

14

Три типа склонения имен существительных в единственном числе. Работа над ошибками.

Работа в парах

Дифференцированная работа

Иметь понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе

Групповая и фронтальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

15

Изложение. Структура повествовательного текста

Составление плана текста. Изложение
содержания прочитанного текста

Умение проверять необходимую информацию в словарях.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

16

Работа над ошибками. Упражнение в определении склонений имен существительных.

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных .

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

17

Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных

Уметь анализировать слово; определять склонение имен существительных;

 

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление.

Учебник,тетрадь,

18

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

Правописание без-
ударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных
на
-мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин)

 Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с ударными и безударными падежными окончаниями имен существительных

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

19

Правописание  безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения.

Работа по теме урока

Словарно-орфографическая работа

Работа в парах

 Уметь различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения

Фронтальная  и групповая формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

20

Правописание окончаний существительных в Р. падеже.

Правописание без-
ударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,

21

Изложение. Повествовательный текст с элементами описания.

Отличие письменной речи от устной.

Составление плана

 Умение выделять в тексте существенное и точно передавать содержимое. Знать  грамматические признаки имени

существительного.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь.

22

Правописание  безударных окончаний имен существительных в   Д.п.  работа над ошибками

Работа с учебником

Работа в парах

Работа по теме урока ( индивидуальная)

Уметь различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения

Фронтальная, индивидуальная  и групповая формы, метод закрепления,проверки и оценки  знаний,

Учебник,тетрадь.

23-24

 Правописание безударных окончаний существительных  в Р.п. и Д.п. падежах.

Буквенный диктант

Словарно-орфографическая работа

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

25

Контрольный диктант №4 «Правописание окончаний существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь безошибочно писать под диктовку текст с изученными орфограммами

индивидуальная формы, метод самостоятельной работы.

тетрадь.

26

Работа над ошибками.Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения.

Правописание без-
ударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных  

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

27

Правописание окончаний имён существительных в Т.п. падеже.

Письмо под диктовку

Работа в парах

Взаимопроверка

Фронтальная, индивидуальная  и групповая формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

28-29

Правописание окончаний имён существительных в П.п. падеже

Работа с учебником

Самостоятельная работа по теме урока

 Знать особенности употребления существительных в П.п. и правописание окончаний

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод закрепления,проверки и оценки  знаний,

Учебник,тетрадь.

30

Правописание окончаний существительных в Р.п., Д.п. и П.п. падежах.

Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения

 Знать существенные признаки, по которым различаются данные падежи; умение правильно писать окончания имен существительных 1.2, 3 склонений

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

31

 Правописание окончаний имен существительных в Р.п., Д.п.  и П.п.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Умение различать падежи по совокупности признаков  

 

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

32

 Правописание окончаний имен существительных в Р.п., Д.п.  и П.п.

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

33

Склонение имён существительных во множественном числе.  Именительный падеж множественного числа

Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном
числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

34

Окончания имён существительных муж., жен., ср. рода в И.п. и В.п.. множествен. числа.

Словарно-орфографическая работа

Изменение имен существительных по падежам и числам

Умение правильно употреблять существительные во множественном числе

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

35

Родительный падеж имён существительных множественного числа

Упражнения в изменении существительных по падежам

Работа с предложением

Знать особенности окончаний  имен существительных в родительном падеже множественного числа

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь.

36

Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже

Словарно-орфографическая работа

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

37-38

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе

Упражнения в изменении существительных по падежам

Работа с предложением

Знать особенности дательного, творительного и предложного падежа

Фронтальная  и индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление.

Учебник,тетрадь.

39

Контрольный диктант №5 «Множественное число имен существительных»

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Контроль знаний по изученной теме « множественное число имен существительных»

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

40

Работа над ошибками. Повторение.

Выполнение  упражнений по совершенствованию написания окончаний существительных.

Знать окончания имен существительных во множественном числе. Уметь применять знания в речи и письме.

Групповая и фронтальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник, тетрадь

Тема: Имя прилагательное.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата проведения

1

  Имя прилагательное как часть речи.

Выборочный диктант, письмо по памяти. Отработка навыков

Уметь точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления,

Учебник,тетрадь.

2

 Правописание  родовых  окончаний имен прилагательных.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом

уметь выделять имя прилагательное среди других частей речи

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

3

Склонение имен  прилагательных.

Выборочное списывание,   отработка навыков грамотного письма и умения проверять себя.

Уметь распознавать падежи имен прилагательных

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

4

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Восстановление деформированных предложений,

Умение определять род,  число и падеж имени прилагательного

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

5

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода

  отработка навыков правильного письма.

Умение правильно употреблять в речи прилагательные, близкие и противоположные по смыслу

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

6-7

Изложение .

Работа над ошибками.

Составление плана, орфографическая корректировка, творческая работа.

Уметь составлять план изложения, наблюдать  роль описания в рассказе

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь.

8

Развитие речи. Письмо.

Знать что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь.

9

Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных

Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом

Умение распознавать падеж имени прилагательного

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

10

Родительный падеж  имен прилагательных мужского и среднего рода

Выборочный диктант, словарно-орфографическая работа

Умение обобщать, анализировать, наблюдать.

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь,словарь.

11

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

Письмо под диктовку

Работа в парах

Дидактическая игра

Умение составлять алгоритмы правил для выполнения заданий; уметь определять падеж имен прилагательных

Фронтальная ,групповая и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

12

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь,словарь.

13

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом

Умение распознавать данные падежи, правильно употреблять и писать падежные окончания

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

14

Изложение текста – описания.

Написание текста с изученными орфограммами,  выполнение грамматического задания.

Уметь составлять план изложения.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь.

15

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Уметь применять изученные орфограммы при написании.

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

16

Работа над ошибками. Закрепление.

Орфографический  анализ слов, индивидуальные задания.

Умение группировать, объединять объекты по определённым признакам

Групповая и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

17

Склонение имен прилагательных женского рода

Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных, склонение имен прилагательных

Знать особенности склонения имен прилагательных женского рода

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь,.

18

Правописание безударных  падежных окончаний имен  прилагательных женского рода.

Фонетический разбор

Определение падежа имен прилагательных

Умение писать окончания –ой,-ей в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь,плакат.

19

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных.

 

Уметь различать окончания имен женского рода –ая,-яя и среднего рода –ое, -ее

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

20

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепления.

Учебник,тетрадь.

21

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом

Умение различать сходные по произношению окончания, правильно их

писать

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

22

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы закрепления знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

23

Сжатое изложение по готовому плану

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа.

 Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь.

24

Контрольное списывание по теме  «Падежные окончания имен прилагательных в единственном числе»

Написание текста с изученными орфограммами,  выполнение грамматического задания.

Умение писать падежные окончания имен прилагательных в единственном числе

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

25

Работа над ошибками.Повторение.

Анализирование ошибок.

Уметь правильно писать падежные окончания

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь

26

Склонение имен прилагательных во множественном числе

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Знать особенности склонения имен прилагательных во множественном числе

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

27

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом

 Умение распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и самостоятельной работы.

Учебник,тетрадь.

28

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных .

Наблюдение над ролью прилагательных в речи, упражнение в распознавании прилагательных.

Умение распознавать родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных; умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

29

Дательный и творительный предложный падежи множественного числа имен прилагательных .

Распознование множественного числа имен прилагательных в дательном и творительном падежах

Умение распознавать дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных; умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

30-32

Повторение изученного об имени прилагательном и существительном.

Усвоение сходства и различия между данными частям речи

Уметь точно использовать в речи  имена существительные и прилагательные.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь

33

Контрольный изложение

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа.

Умение  писать падежные окончания имен прилагательных и существительных. Кратко и последовательно излагать мысли.

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

34

Урок закрепления знаний по теме «Имя прилагательное.

Осуществлять самоконтроль: соотносить свой ответ с предложенным вариантом

Умение  анализировать ошибки, допущенные в диктанте.

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь

Тема: Местоимение.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата

проведения

1

 Местоимение как часть речи. Сравнение  личных местоимений имен существительных.

Орфографический  анализ слов, использование в речи  местоимений  редактирование текста

Уметь выделять местоимение среди других частей речи, знать роль местоимений в нашей речи

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь,орфографический словарь.

2

  Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

Наблюдение над смысловой ролью местоимения

Умение  заменять имена существительные местоимением

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь

3-5

Раздельное написание местоимений 1, 2, 3-го лица с предлогом.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом

Навык раздельного написания местоимения с предлогом

Фронтальная  и индивидуальная формы, методы устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь

6

Изложение

Формирование умений правильно употреблять и писать местоимения

Кратко и последовательно излагать содержание текста.

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

7

Контрольный диктант

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Умение самостоятельно применять способы самоконтро Уметь применять изученные орфограммы при написании.ля.

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

8

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Орфографический  анализ слов, индивидуальные задания.

Умение определять, на какие правила допущены ошибки, исправлять их. Уметь находить ошибки, исправлять и аргументировать.  

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

Тема: Глагол.

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата

проведения

1

 Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам.

Наблюдение над ролью глагола, упражнение в их распознавании .

Умение работать в парах. Уметь выделять глагол среди других частей речи

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь

2-3

Изменение глаголов по временам. Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Правописание родовых окончаний.

Упражнение в употреблении глаголов, словарно-орфографическая работа.

Умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

4-5

Неопределенная форма глагола.

Наблюдение за глаголами  и употребление их в разных  формах,  словарно-орфографическая работа.

Умение группировать. Объединять объекты по определённым признакам

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь,словарь.

6

Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола.

Наблюдение над изменением глаголов  ,  упражнение в определении  времени, составление предложений по схеме.

Умение правильно ставить вопросы что делать? Что сделать?, правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

7

 Контрольный диктант №9 по темам «Изменение глаголов по временам»  «Неопределенная форма глагола»

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Умение   различать временные формы глагола, правильно ставить вопросы что делать? Что сделать?

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

8

 Изложение по самостоятельно составленному плану

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа.

Умение  делить текст на части, озаглавливать и писать в соответствии с планом

Коллективная и индивидуальная формы, метод самостоятельной работы, закрепление.

Учебник,тетрадь.

9

Работа над ошибками.Повторение.

Анализ ошибок. знакомство с глаголами в форме-ся.

Знать как изменяются глаголы.применять знания.

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

10

Изменение глаголов по лицам и числам ( спряжение)

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом

 Умение распознавать лицо глагола

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,самостоятельной работыи закрепление.

Учебник,тетрадь.

11-12

 2-е лицо глаголов единственного числа

Упражнение в  изменении  глаголов, орфографическая работа

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний и закрепление.

Учебник,тетрадь.

13-14

1 и 2 спряжение глагола.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом

Умение писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление.

Учебник,тетрадь.

15

Окончания глаголов 1 и 2 спряжений

Умение решать учебную задачу.  

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,самостоятельной работыи закрепление.

Учебник,тетрадь.

16

Образование формы будущего времени глагола.

Закрепление пройденного материала (индивидуально-коллективная работа).

Умение  точно употреблять глаголы в предложении

Знать окончания глаголов 1 и 2 спряжений

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

17

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Умение соотносить безударные окончания одного и того же спряжения в разных лицах

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

18

 Распознавание спряжений глаголов по неопределенной форме

Упражнение в правописании глаголов, орфографическая работа.

Умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление.

Учебник,тетрадь

19

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем  времени.

Упражнение в написании глаголов

Умение  обосновывать написание окончаний

Уметь писать безударные личные окончания глаголов, определять у глаголов спряжение

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление.

Учебник,тетрадь

20

 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени и будущем

Закрепление пройденного материала (индивидуально-коллективная работа).

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

21

 Контрольный диктант №10 «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

индивидуальная форма,метод проверки и оценки знаний.

Тетрадь.

22

Сочинение (с элементами описания) по картине К.Ф.Юнона «Конец зимы»

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа.

Умение составлять письменный текст.

Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач.

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь.Картина К.Ф.Юнона «Конец зимы»

23

Работа над ошибками

Анализирование ошибок.

Уметь обосновывать написание окончаний.

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

24

Глаголы-исключения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным вариантом

Умение группировать; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме

 

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление.

Учебник,тетрадь.

25

  Глаголы-исключения

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний, самостоятельной работы и закрепление.

Учебник,тетрадь.

26

  Краткое изложение

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа.

 Умение сжато передавать содержание рассказа  

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь.

27

Правописание глаголов прошедшего времени. Работа над ошибками

Орфографический  анализ слов, индивидуальные задания.

Умение  правильно писать родовые окончания глаголов прошедшем времени

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

28

 Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Упражнение в правописании глаголов, орфографическая работа.

Знать временные формы глагола

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод устного изложения знаний,закрепление.

Учебник,тетрадь

29

 Изменение глаголов по временам

Упражнение в правописании глаголов, изменение глаголов по временам.

Умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов; распознавать спряжение глаголов.

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепление изученного.

Учебник,тетрадь

30

Закрепление

Закрепление  всех знаний о глаголе

Знать окончания глаголов.уметь распозновать спряжения,врмя.

Фронтальная и  индивидуальная формы, метод закрепление изученного.

Учебник,тетрадь

31

 Сочинение

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа

Учимся фантазировать, придумывать невероятные истории, в которых есть и правда, и вымысел

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь.

32

 Изложение

 Умение осознанно использовать изученные части речи; озаглавливать части текста и писать в соответствии с планом, точно употреблять глаголы

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь.

33

 Контрольный диктант№11  «Глагол»

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Умение писать безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь.

34

 Работа над ошибками. Повторение.

Орфографический  анализ слов, индивидуальные задания.

 Умение писать безударные личные окончания глаголов

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

Тема: Повторение изученного за курс 4 класса.

           

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся      или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Ведущие формы,средства,методы

Дата

 проведения

1

   Обобщение знаний о предложении.

Порядок слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения
(точка, вопросительный, восклицательный знаки); словосочетания

Умение самостоятельно решать учебную задачу.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

2

 Текст описание. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа

Умение составлять письменный текст.

Умение проявлять оригинальность при решении творческих задач.

 

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь,картина И.И.Левитана «Весна. Большая вода»..

3

Состав слова

Словарно-орфографическая работа, разбор слова по составу

Умение разбирать слова по составу

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

4

 Упражнения в написании корней слов

Разбор слов по составу ,  фонетический разбор

Умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

5

Части речи (обобщение)

Работа в парах

Выборочный диктант

Морфологический разбор

 Умение распознавать и правильно употреблять имена существительные

фронтальная и групповая формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

6

Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

Склонение имен существительных

Морфологический разбор

Умение  склонять имена существительные, проводить морфологический разбор.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

7

Правописание окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов

Морфологический разбор частей речи

Синтаксический разбор предложения

Умение группировать. Объединять объекты по определённым признакам

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

8

Контрольное изложение.

«Маленький , да удаленький»

Составление плана, орфографическая подготовка, творческая работа

Умение  осознанно использовать изученные части речи.

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь,

9

Контрольный диктант «Белки»

Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил

Умение  применять изученные в 4 классе орфографические правила

индивидуальная форма,метод самостоятельной работы.

Тетрадь,

10

Анализ диктанта  и работа над ошибками

Орфографический  анализ слов, индивидуальные задания.

Умение определять, на какие правила допущены ошибки, исправлять их.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

11

Имя прилагательное.

Морфологический разбор

Предупредительный диктант

Умение обобщать, анализировать, наблюдать.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала и самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь

12

Местоимение

Творческий диктант

Словарно-орфографическая работа

Умение  распознавать местоимения и правильно их употреблять

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала и самостоятельной работы,

Учебник,тетрадь

13

Глагол как часть речи.

Определение спряжения глаголов

Синтаксический разбор предложения

Умение самостоятельно решать учебную задачу.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

14

Повторение.

Усовершенствование знаний о частях речи.

Умение применять полученные знания.

фронтальная и индивидуальная формы, метод закрепления изученного материала,

Учебник,тетрадь

Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений учащихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

  1. полнота и правильность ответа;
  2. степень осознанности, понимания изученного;
  3. речевое оформление ответа.
  4. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

«5» ставится, если ученик:

  1. обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
  2. обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
  3. излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

«2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов.

«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  1. нарушение правил орфографии при написании слов;
  2. пропуск и искажение букв в словах;
  3. замену слов;
  4. отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  5. неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

  1. ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
  2. единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
  3. единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  1. два исправления;
  2. две пунктуационные ошибки;
  3. повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  1. повторение одной и той же буквы в слове;
  2. недописанное слово;
  3. перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  4. дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Оценка грамматического задания.

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Списывание текста.

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.).

                

Словарный диктант        (оценивается строже контрольного диктанта).

«5» – нет ошибок;                                                                

«4» – 1 – 2 ошибки;                                                                

«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);                                        

«2» – 5 – 7 ошибок.                                                                

        

Изложение, сочинение.

Критерии оценки:

  1. навыкам связной письменной речи дети только обучаются;
  2. эти навыки более сложные, чем орфографические, т. к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.

В изложении, сочинении оценивается:

  1. содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов;
  4. лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
  5. орфографическая и пунктуационная грамотность.

«5» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1-2 исправления.

«4» – а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

б) грамотность: допущены 2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.

«3» – а) по содержанию и речевому оформлению: допущены отклонения от авторского текста; отклонение от темы; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; имеются речевые неточности; отпускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста;

б) грамотность: допущены 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

«2» – а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; имеются значительные отступления от авторской темы; много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; во всех частях работы отсутствует связь между ними; бедность словаря; более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста;

б) грамотность: допущено более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

           

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция  и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.

Литература для учащихся

  1. Т. Г. Рамзаевой, Русский язык, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. – 175 с.

Методическая литература

  1. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. -  М.: ВАКО. 2011. – 400 с.
  2. Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006. – 139 с.

Материалы для проведения проверочных и контрольных работ

  1. Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 360 с.
  2. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004

Дополнительная литература

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 4 класс. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. – 146 с.
  2. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
  3. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2004
  4. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов. / Сост. М. В. Славная.  – СПб: Литера, 2004
  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2005
  6. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004