Урок русского языка в 4 классе по теме"Глагол", УМК " Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Абрамян Лусинэ Аркадьевна

Разработка  содержит конспект и презентацию по данной теме.

Цели: закреплять полученные знания по теме «Глагол»; совершенствовать  умение распознавать и писать  глаголы неопределенной формы, определять спряжение и время глаголов; развивать орфографическую зоркость, внимание , мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc111 КБ
Office presentation icon stanciya.pptglagoliya.ppt847 КБ
Файл podpisi_k_slaydam.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

                с  углублённым изучением отдельных предметов № 29 «Гармония»

        

 Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»  

                                                                                                            Учитель начальных классов

                                                                                                          Абрамян Лусинэ Аркадьевна

Тема : Путешествие на планету « Глаголия».

Цели: закреплять полученные знания по теме «Глагол»; совершенствовать  умение распознавать и писать  глаголы неопределенной формы, определять спряжение и время глаголов; развивать орфографическую зоркость, внимание , мышление.

Оборудование: конверт с письмом, макет планеты « Глаголия», маршрутные листы, презентация.

                                                              Ход урока.

Слайд 1.

I. Орг. момент. (Стук в дверь, учителю передают письмо)

Ребята, нам прислали письмо! Давайте посмотрим, от кого оно?

(Читает письмо.)

Здравствуйте, ребята! Мы- жители планеты « Глаголия» очень просим помочь нам! Нашу планету окружили станции космических пиратов. Они заслоняют нашу планету от Солнца. Если вы справитесь со всеми заданиями на этих станциях, наша планета будет в безопасности. Спасите нас! Не дайте нам погибнуть, пожалуйста! Желаем удачи!

Ребята, будем спасать планету?(  Да!) Приготовились к полету!

 II. Основная часть.

Слайд 2.

Внимание! Для выхода в открытый космос, необходимо разгадать пин-код!

1. Закрепление понятия о глаголе.

Слайд3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Что ещё интересного мы знаем о глаголе?( ученик читает стихотворение)

Глагол

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертить, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет , чистит-

Все расскажет нам глагол !!

Он лицо имеет, время,

Вид, наклонение и спряжение,

И не слишком он « высовывается »

С другими частями речи согласовывается!

У существительного, числительного и местоимения

Берет взаймы род и число

Для лучшего общения !

Занимает второе место после существительного,

Как наиболее употребительный .

Слайд 6. Путь открыт! Желаем удачи!

Слайд 7.

 2. Закрепление понятия о неопределенной форме глагола.

 Мы прилетели на первую станцию, которая называется « Неопределенная форма»

Ребята, по каким признакам можно узнать неопределённую форму глагола?

Как найти основу неопределенной формы глагола?

Итак, приступаем к заданиям!

Слайд 9.

 Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.

  1. Зелёный                                            
  2. Нарядный
  3. Ласковый
  4. Чёрный
  5. Печёный
  6. Морозный
  7. Ползучий
  8. Нервный
  9. Слайд 10.

Запишите только словосочетания с глаголами  в неопределённой форме.

  1. Радостно закричали
  2. Съесть обед
  3. Жаркая печь
  4. Стеречь дом
  5. Обходить стороной
  6. Помочь маме
  7. Ползти по траве
  8. Выполнил задание

Молодцы, нам пора лететь дальше! Следующая станция « Время глагола»

3. Закрепление понятия о времени глагола.

Слайд 11.

Слайд 12.

Образуйте от данных существительных глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

  1. Рассказ
  2. Крик
  3. Радость

При помощи каких вопросов вы образовали данные глаголы?

Как образуется глагол прошедшего времени?

Слайд 13.

Прочитайте отрывок из стихотворения
А. Плещеева «Весна» и  определите время каждого глагола.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Микроитог.

4. Физкультминутка.( музыкальная)

Я думаю, нам пора немного отдохнуть! Давайте остановимся на этой загадочной планете

Слайд 14.

5. Станция « Фразеологизмы».

Слайды 15,16, 17,18

-Что такое  фразеологизм?

  1. Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
  2. Что они обозначают?

  1.  

Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

 

 Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

  1.  

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

Слайд 19.

Внимание, ребята! Перед нами последняя станция!

 6. Спряжение глаголов . Слайды 20, 21, 22

Ребята, что называется спряжением глаголов?

 

( Изменение глаголов по лицам и числам).

В форме какого времени глаголы изменяются по лицам?( в настоящем и будущем времени).

( 2 ученика читают стихи)

Спряжение глаголов.

Гнать , держать,  

Смотреть и видеть.

Дышать, слышать ,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните , друзья ,

Их на -е- спрягать нельзя!!!

Ко второму же спряжению

Отнесем мы без сомнения ,

Все глаголы , что на –ить.

Исключая  брить , стелить

И ещё: смотреть , обидеть,

Слышать , видеть, ненавидеть .

Гнать , держать, дышать, вертеть.

И зависеть и терпеть .

Лицо глаголов.

У глагола есть лицо,

Не одно, а целых три!

Если хочешь их запомнить,

Повнимательней смотри!

Я пишу, и мы читаем-

Первое лицо такое.

Ты пришел, мы повстречались-

Так звучит лицо второе.

Он, она, оно, они

Ехали на пони.

Это третье лицо,

Хорошо запомни!

Давайте посмотрим, какие задания ждут нас на этих станциях!

Найдите глаголы, которые относятся к I спряжению.

Дышать       Думать         Увидеть      Строить          Полоть      Услышать

Спишите, вставляя пропушенные буквы. Определите спряжение глаголов, выделите окончания.

Поспеш…шь – людей

насмеш…шь.

Кто вперёд смотр…т, тот далеко

 вид…т.

Правда в огне (не) гор…т и в воде

 (не) тон…т.

Как пишется частица не  с глаголами?

Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями на станциях!  

7. Блиц- опрос.

Морфологические и синтаксические признаки глагола.

III. Итог урока.

Вот мы и прилетели на планету « Глаголия» . Посмотрите, ребята, планету вновь освещает солнце! ( входит инопланетянин)

Встреча с гостем -глаголиком.

Здравствуйте, друзья! Я- глаголик,  житель планеты « Глаголия». Мы очень благодарны вам за то, что вы освободили нашу планету от нашествия космических пиратов. Теперь наша планета в безопасности! Спасибо большое! Чуть не забыл! Я хочу передать вам подарок от всех жителей нашей планеты! Это наша планета- « Глаголия»! Берегите её,  тогда знания о глаголе никогда не будут вас покидать!

Спасибо большое глаголик! К сожалению, нам уже пора! До свидания!

На этом наше путешествие подошло к концу.

( Учитель оценивает работу учащихся)

 Рефлексия.

Допишите предложения:

Урок:

  1. Привлёк меня тем, что……..
  2. Показался интересным…..
  3. Заставил задуматься……
  4. Навёл меня на размышления……

При создании презентации были использованы ресурсы интернета :

http://festival.1september.ru/articles/519523/

http://www.1zoom.ru/%D0%9A%D0%

http://images.yandex.ru/?lr=11067        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Для выхода в открытый космос, необходимо разгадать пин-код. Внимание!

Слайд 3

что делать? что сделать? какой? какая? какое? Глагол отвечает на вопросы:

Слайд 4

Глагол обозначает: Признак предмета Действие предмета

Слайд 5

сказуемым подлежащим В предложении глагол является:

Слайд 6

Путь открыт! Желаем удачи!

Слайд 7

Планета «Глаголия»

Слайд 8

Станция « Неопределённая форма»

Слайд 9

Задание 1. Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы. Зелёный Нарядный Ласковый Чёрный Печёный Морозный Ползучий Нервный Зеленеть Нарядить Ласкать Чернеть Печь Морозить Ползти Нервничать

Слайд 10

Задание 2. Запишите только словосочетания с глаголами в неопределённой форме. Радостно закричали Съесть обед Жаркая печь Стеречь дом Обходить стороной Помочь маме Ползти по траве Выполнил задание

Слайд 11

Станция «Время глагола»

Слайд 12

Образуйте от данных существительных глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Рассказ Крик Радость рассказал рассказывает расскажет кричал кричит закричит радовал радует обрадует

Слайд 13

Прочитайте отрывок из стихотворения А. Плещеева «Весна» и определите время каждого глагола. н.в н.в Уж тает снег, бегут ручьи, п.в В окно повеяло весною… б.в Засвищут скоро соловьи, б.в И лес оденется листвою!

Слайд 15

Станция « Фразеологизмы»

Слайд 16

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают? Как курица лапой (писать некрасиво, неразборчиво, иметь плохой почерк)

Слайд 17

Брать быка за рога (смело, энергично, начинать с самого главного, важного)

Слайд 18

Сесть в лужу (оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу)

Слайд 19

Внимание! Последняя станция!

Слайд 20

Станция «Спряжение глаголов»

Слайд 21

Задание 1. Найдите глаголы, которые относятся к I спряжению. Дышать Думать Увидеть Строить Полоть Услышать

Слайд 22

Задание 2 Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Выделите личные окончания глаголов и укажите их спряжение .

Слайд 23

Поспеш…шь – людей насмеш…шь. Кто вперёд смотр…т, тот далеко вид…т. Правда в огне ( не ) гор…т и в воде (не) тон…т. и и и и е и II II II II II I

Слайд 26

Урок окончен! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

Для выхода в открытый космос,   необходимо разгадать пин-код.

Глагол отвечает на вопросы: что делать, что сделать.

Глагол обозначает действие предмета.

В предложении глагол является сказуемым.

Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы:

  1. Зелёный
  2. Нарядный
  3. Ласковый
  4. Чёрный
  5. Печёный
  6. Морозный
  7. Ползучий

Нервный

Запишите только словосочетания с глаголами  в неопределённой форме.

  1.  Радостно закричали
  2. Съесть обед
  3. Жаркая печь
  4. Стеречь дом
  5. Обходить стороной
  6. Помочь маме
  7. Ползти по траве
  8. Выполнил задание

Образуйте от данных существительных глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Рассказ  Крик  Радость

Прочитайте отрывок из стихотворения
А. Плещеева «Весна» и  определите время каждого глагола.

Какие фразеологизмы изображены на рисунках?
Что они обозначают?

Курица лапой

Брать быка за рога

Сесть в лужу

Найдите глаголы, которые относятся к 1 спряжению:

Дышать

Думать

Увидеть

Строить

Полоть

Услышать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание частицы не с глаголами»  Цели деятельности учителя:формирования умения написания частицы не с глаголами.Планируемые результаты...

Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о единственном и множественном числе глаголов, их отличительных признаках и роли в речи.Планируемые результаты:Предметные:знать отличител...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  навыка  раздельного  написания  глаголов  с  частицей  НЕ; ознакомление...

Конспект урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не ...

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...