Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о единственном и множественном числе глаголов, их отличительных признаках и роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать отличительные признаки глаголов единственного и множественного числа;
  • уметь определять число глаголов; употреблять их в речи.

Личностные: проявлять любознательность, культуру общения, интерес к родному языку.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык, 2 класс, 2 часть; презентация; карточки

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.2021

ФИО учителя: Хамидуллина Р.В.

Школа: МОУ «Дербишевская СОШ»

ФИ студента: Сайфуллина С.

Класс:

ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 11

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Единственное и множественное число глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о единственном и множественном числе глаголов, их отличительных признаках и роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать отличительные признаки глаголов единственного и множественного числа;
  • уметь определять число глаголов; употреблять их в речи.

Личностные: проявлять любознательность, культуру общения, интерес к родному языку.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык, 2 класс, 2 часть; презентация; карточки

Челябинск 2021


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Психологический настрой

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Л:освоение личностного  смысла учения.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: работа с карточками

Наглядный: презентация

Практический: самоконтроль

Словесный: учебный диалог

4-5 мин

- Записываем число, классная работа.

Орфографическая минутка

- Записываем соединения  оро

- У вас на парте у каждого лежат карточки, посмотрите на них.

- Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения. (За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова. м_розить)

- Проверим, как вы написали словарные слова, посмотрите на слайд.

- Кто написал без ошибок?

- Поставьте себе на полях в тетради +.

- Кто допустил одну ошибку?

- Если допустили одну ошибку, то  –.

- Кто допустил 2-3 ошибки –

- Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки?

- Какое слово лишнее? Почему?

- Что такое имя существительное?

- Что такое глагол?

Выполняют задания учителя

Рассматривают карточки со словами

Слушают задание

Сверяют написание слов, выполняют проверку по образцу

Оценивают свою работу

Высказывают советы

Морозит. Потому что это глагол, а все остальные – существительные.

Существительно обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? и Что?

Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

 Наглядный: презентация

Словесный: учебный диалог

Практический: постановка цели

4-5 мин

Фронтальная работа

- Посмотрите внимательно на слайд.

- Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?

- Разделите эти слова на группы.

- По какому признаку разделили слова?

- На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?

- На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?

- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?

- Давайте определимся, какие цели можно поставить перед собой на этот урок?

Выполняют задание учителя

К глаголам. Потому что они обозначают действие и отвечают на вопросы Что делает? Что делают?

Делят слова на две группы.

Единственное и множественное число.

Что делает?

Что делают?

Единственное и множественное число глаголов.

Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.

Учиться употреблять глаголы в речи.

Р: планирование учебной деятельности

П: самостоятельное выделение и формулирование цели

IV. Открытие нового знания

Словесный: ответы на вопросы

Практический: составление предложений

Наглядный: иллюстрация

Практический: работа с предложением

Словесный: обсуждение, учебный диалог

Практический: выполнение упражнения, работа со словарем;

Словесный: делать вывод

Практический: работа с правилом

Динамическая пауза

7-8мин

- Что это за птица сидит на ветке? 

- Когда можно увидеть снегирей? 

- Чем питаются снегири?

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

- Составьте короткое предложение  о том, что видите. 

- Запишите. 

- Назовите орфограммы?

- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

Добавляется  иллюстрация еще одного снегиря.

- А теперь составьте предложение…

- Запишите. 

- Найдите глаголы в первом и втором предложениях.

- Сравните, чем отличаются? 

- Исходя из окончаний, какой вывод мы можем сделать?

- Откройте учебник на с.74 упр.128.

Работа в парах

- Посмотрите лексическое значение слова мокнут в словарике.

- Почему в одних предложениях употреблен глагол мокнет, а в других – мокнут?

- В каком числе употреблены эти глаголы? А имена существительные?

- Теперь давайте выполним задания по учебнику в тетради.

- Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?

- Сравните свой ответ с правилом в учебнике.

- Прочитайте правило.

- А теперь давайте немного отдохнем. Все встаем. Повторяйте за мной движения.

Снегирь.

Зимой.

Рябиной.

Смастерить кормушку, насыпать в нее корма.

Составляют предложение по иллюстрации.

Выполняют задания учителя в тетрадях

Рассматривают иллюстрацию.

Составляют предложение по иллюстрации.

Сидит и сидят.

1 – единственного числа, 2 – множественного; разные окончания.

При изменении числа глагола меняется его форма.

Работают со словарем.

Потому что мокнет – один предмет, а мокнут – много предметов.

Во множественном и единственном, существительные в том же числе, что и глаголы.

Списывают предложения, над именами сущ. и гл. указывая число.

Посмотреть на существительное

Находят правило и внимательно читают

Выполняют физминутку вместе с учителем

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

V. Первичное закрепление во внешней речи

Наглядный: презентация

Словесный: ответы на вопросы

4-5 мин

- Посмотрите на слайд и прочитайте слова.

- С какой части речи относятся эти слова?

- Подберите к данным существительным подходящие по смыслу глаголы.

Воробей ………

Ученики ………

Змея …….

Машины………

- Хорошо ребята, идем дальше.

- Угадайте предметы по их действиям.

Светит, сияет, греет (что?)

Бегают, прыгают, лают ( кто?)

Течёт, журчит, льётся (что?)

- Молодцы!

Выполняют задание учителя

Это имена существительные.

Подбирают подходящие глаголы

Угадывают предметы по действиям

Солнышко.

Собаки.

Ручей.

К: умение полно и точно выражать свои мысли

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: презентация

Практический: самостоятельная работа

4-5 мин

Индивидуальная форма работы

- Сейчас вам нужно поработать самостоятельно в тетради.

- На слайде вы видите слова. Вам нужно переписать слова в тетрадь и написать над каждым глаголом число.

- Приступайте к заданию.

- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите на слайд и проверьте работу своего соседа.

- Если все верно – поставьте зеленый кружок рядом с этим заданием, если есть одна ошибка – желтый, если больше одной ошибки – красный.

- Поднимите руку, у кого зеленый, у кого желтый? Тем у кого красный будет необходимо еще раз повторить правила.

Внимательно слушают задание

Выполняют задание в тетради самостоятельно

Меняются тетрадями и проверяют работу соседа

Оценивают работу соседа

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с упражнением

Практический: чтение правила

7-8 мин

Упр.129 с.75

- Прочитайте задание к упражнению. Что будете делать? 

- Прочитайте первую пару глаголов. На какой вопрос отвечает глагол в единственном числе? Во мн.ч.?

- Измените глаголы по числам и спишите их в тетрадь.

- Какую часть слов вы подчеркнули?

- Изменяя по числам глаголы, мы получаем однокоренные слова или формы одного и того же слова? 

- Прочитайте правило.

- Что вы можете сказать, прочитав это правило?

Находят упражнение

Изменять глаголы по числам.

Единственное число – Что делает?

Множественное число – Что делают?

Выполняют задание

Окончания глаголов.

Формы слова.

Читают правило в учебнике

Что при изменении числа глагола меняется его форма.

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

VIII. Рефлексия

Словесный: беседа

Практический: самооценка

2-3 мин

- Вот наш урок подошел к концу, давайте повторим:

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие цели ставили?

- Достигли ли мы их?

- Посмотрите на слайд. На нем изображены смайлики, к каждому из них есть характеристика, прочитайте ее и поставьте в тетради на полях тот, смайлик который вам подходит.

- Молодцы ребята. Урок окончен.

Единственное и множественное число глаголов.

Научиться задавать вопросы и определять число глаголов.

Научиться употреблять глаголы в речи.

Да, достигли.

Оценивают свою работу на уроке

Л: умение ставить оценку собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Склонение имён прилагательных множественного числа"

Конспект урока составлен  по учебнику Поляковой А.В. 4 класс (программа Л.В.Занкова ), посвящён 65-летию Победы в ВОВ....

2 класс. Конспект урока по теме: "Приёмы умножения числа 2" Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ  Тема урока: Приёмы умножения числа 2Цель: Продолжать формировать умения учащихся письменно умножать на числа, отрабатывать вычислительные навыки при умножении на 2...

Конспект урока русского языка по теме "Число имени существительного" 3 класс

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Число имени существительного" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока русского языка "Время и число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Время и число глаголовЦели деятельности учителя: совершенствование умений определять время и число глаголов, изменять глаголы по временам и числам.Планируемые резуль...

Конспект урока "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам"

Конспект урока и презентация на тему "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам" 4 класс....