Конспект урока русского языка по теме "Число имени существительного" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Юдина Елена Георгиевна

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Число имени существительного" 3 класс УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 3  классе

Тема урока: Число имён существительных (урок 2-ой).

Цель урока: актуализировать знания о существительных, которые изменяются по числам, о существительных, которые не изменяются по числам;

Задачи урока:

 научить изменять имя существительное по числам; писать имена существительные, изменяя форму числа; определять число имени существительного;

 писать слова с известными орфограммами, проверять результат выполненного задания;

организовать рефлексивную деятельность учащихся;

развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

Программное обеспечение: 

флипчарт  «Число имён существительных»

презентация «Число имён существительных»

электронное приложение  «Русский язык. Начальная школа. 3класс»

электронное приложение к учебнику  «Русский язык. 3 класс»

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на уроке:

-познавательные УУД— определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение; определять и писать имена существительные, которые не изменяются по числам; изменять имена существительные по числам;

-личностные УУД – устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

-коммуникативные УУД – адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; 

-регулятивные УУД — выполнять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Этап урока

Содержание урока

Примечания

орг. момент

(Слайд № 1)

Учитель:

- Поприветствуйте наших гостей  и начнём наше занятие.

Помогите мне, пожалуйста, составить формулу успешного урока.

(Слайд № 2)

- Какие качества (из предложенных на слайде) нам сегодня понадобятся?

Дети: старание, внимание, сообразительность

Учитель:

- Давайте проверим!

(Слайд № 3)

Предлагаю воспользоваться этой формулой сегодня на уроке. Согласны?!

Дети: согласны!

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

минутка чистописания

Учитель:

- Чтобы её запомнить, запишем её на минутке чистописания правильно, красиво и аккуратно:

Успех – это старание, умение и сообразительность.

(Слайд № 4)

Дети:  (работа учащихся в тетради)

актуализация знаний

создание проблемной ситуации

Учитель:

- Вы проявили своё старание и внимание, а  теперь, проявите свою сообразительность (формула успеха) - расшифруйте имя той части речи, с которой будем работать сегодня на уроке.

 (Слайд № 5)

Дети:

- Имя существительное

(Слайд № 6)

Учитель:

- Вспомним  определение имени существительного.

Дети (в парах):

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая называет предметы   и отвечает на вопросы кто? или что?

(Слайд № 7)

- Что мы ещё знаем об имени существительном?

Дети:

- Имена существительные бывают собственными или нарицательными;

- Имена существительные бывают одушевлёнными или неодушевлёнными;

- Имена существительные изменяются по числам

Учитель:

- Вспомните, чем различаются имена существительные в единственном и во множественном числе. Сколько предметов они называют?

Дети:

- Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или более предметов.

При изменении имён существительных по числам меняются их окончания.

Учитель:

- Вставьте пропущенные орфограммы в слова, записанные на доске (Слайд № 8):

К.РТИНЫ,  ПА..АЖИР,  ПРАЗ.НИКИ,  .ОСКВА, К.НИКУЛЫ, , М.Л.КО.

Какие это слова?

Дети:

Словарные, их написание надо запомнить.

Учитель:

 - Дайте характеристику каждому имени существительному по следующему плану (памятка вывешивается на доске):

1) вопрос

2) собственное или нарицательное

3) одушевлённое или неодушевлённое

4) в ед. ч. или во мн. ч.

Дети (проверка сигналами):

Картины – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч. 

Пассажир – сущ., кто?, нариц., одуш., в ед.ч.

Праздники – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Москва – сущ., что?, собств., неодуш., в ед.ч.

Каникулы – сущ., что?, нариц., неодуш., во мн.ч.

Молоко – сущ., что?, нариц., неодуш., в ед.ч.

Учитель:

- Запишем эти  словарные слова в тетрадь, изменяя их число.

Дети: один ученик работает у доски, остальные записывают словарные слова в тетрадь (в словах Москва, каникулы, молоко число изменить нельзя).

Учитель:

- Посмотрим, что у нас получилось.

(Слайд № 9)

- В каких словах  не смогли  изменить число? Почему?

Дети:

Не смогли изменить по числам слова Москва, каникулы, молоко, потому что так не говорят «Москвы», «каникула» или

« молоки».

Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют цель урока (познавательные и регулятивные УУД).

целеполагание

(самоопределение

 к деятельности) 

Учитель:

Значит, мы ещё не всё знаем про число имён существительных.

Какую же цель можно перед собой поставить?

Дети:

Определить число существительных  Москва, каникулы, молоко.

Узнать новое про число имён существительных.

открытие «нового» знания

Учитель:

- Оказывается, в русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются. Чтобы узнать об этом более подробно – послушаем профессора Самоварова.

(Электронное приложение «Русский язык» 3 класс.)

- Вернёмся к нашим словам Москва, каникулы, молоко. Что мы теперь о них можем сказать?

Дети:

Москва и молоко – существительные, которые употребляется только в ед. числе, а каникулы – существительное, которое имеет только мн. число. Эти слова не изменяются по числам.

Учитель:

Может быть, кто-то из вас сможет назвать такие существительные, которые не изменяются по числам?

Двигательная разминка

Физминутка

первичное закрепление

Учитель:

- Вместе выполним задание из электронного приложения – распределим существительные на 2 группы: изменяемые по числам и неизменяемые по числам.

(работа учащихся у доски с комментированием)

- А теперь аналогичное задание вы должны будете выполнить в учебнике (с. 147 упр. 259) самостоятельно, по вариантам.

(Слайд № 10)

Ребятам  первого варианта я предлагаю выписать имена существительные, которые изменяются по числам, а ребятам второго варианта – имена существительные, которые по числам не изменяются.

- Не забывайте про формулу успеха, вам понадобятся старание и внимание.

(самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой)

Дети:

Один из ребят первого варианта комментирует выписанные слова (существительные, которые изменяются по числам): арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машины, группа, трамвай, город.

Один ученик из второго варианта называет слова – существительные, которые не изменяются по числам: храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, город, сутки.

Учитель:

Поднимите руки те ребята:

- которые не допустили ни одной ошибки в работе;

- допустили по одной ошибке (пропустили по одному слову);

 - допустили по 2 – 3 ошибки (пропустили 2 – 3 слова);

- допустили больше трёх ошибок?

Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (регулятивные УУД)

Учащиеся выполняют самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания

подведение итогов

Учитель:

 - Достигли мы той цели, которую поставили на уроке?  

- Что нового вы узнали про число имён существительных?

Дети:

В русском языке есть имена существительные, которые по числам не изменяются.

Учащиеся обобщают полученные знания (познавательные УУД).

рефлексия

Учитель:

И в заключение нашего урока предлагаю выполнить задания очередного теста  по теме «Имя существительное», т.к. впереди вас ждёт большая проверочная работа  по этой части речи.

На слайде будет появляться вопрос с вариантами ответа, вам в тетрадь надо записать только букву своего ответа.

Тест «Имя существительное»

  1. 1) Какое слово является именем существительным?
  1. подвиг;  2) под;  3) подвинул;  4) подвижная.
  1. 2) Укажите имя существительное нарицательное:
  1. Ночка  2) Чёрное  3) море  4) Пушок
  1. 3) Укажите имя существительное собственное:
  1. дятел;  2) синица;  3) Орёл;  4) коршун.
  1. 4) Укажите имя существительное одушевлённое:
  1. ласточка  2) береза;  3) тополь;  4) дерево.
  1. 5) Укажите имя существительное неодушевлённое:
  1. снегирь  2) лисица  3) заяц  4) дерево.
  1. 6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
  1. молоко;  2) гриб;  3) ягода;  4) помидор.
  1. 7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
  1. руки;  2) брюки;  3) ноги ; 4) круги.
  2. (работа детей по тесту)
  3. Учитель:
  4. – Поменяйтесь тетрадями в парах для взаимной проверки и оценивания работы;
  5. - каждый правильный ответ помечайте «+»;
  6.  - оцените работу согласно предложенным критериям (слайд):
  7. 7 «+» - «5»
  8. 6 «+» - «4»
  9. 4 – 5 «+» - «3»

меньше 3 «+» - «2»

(взаимопроверка работ)

- Встаньте те ребята, которым поставили «5»

- Встаньте те ребята, которым поставили «4»…

Учитель:

Вернёмся к нашей формуле урока.

Как вы думаете, добились мы сегодня на уроке успеха?

Помогла нам в этом формула?

В чём вы были наиболее успешными?

Что у вас получилось, а что вызвало затруднения?

Домашнее задание: повторить всё, что мы уже знаем об имени существительном; выполнить упражнение  29 на стр. 22 (р/т)

Список используемой литературы:

  1. Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
  2. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина «Уроки русского языка. 3 класс»
  3. Н.Ю. Васильева, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку»
  4. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Учебник для 3 кл. Москва: «Просвещение» 2013.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС УМК «Перспектива»

Слайд 4

29 я нв а ря. Кла сс ная р а бота. У спех – это ст а рание, вн и мание и с оо бразительность.

Слайд 9

29 я нв а ря. Кла сс ная р а бота. У спех – это ст а рание, вн и мание и с оо бразительность . Упражнение 259.

Слайд 12

1 2 3 3 4

Слайд 13

5 6 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...

Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Число имён прилагательных»Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гатель...

Конспект урока русского языка + презентация «Связь имени прилагательного с именем существительным» (УМК Перспектива, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления об особенностях согласования имен существительных и имен прилагательных и закрепление умения находить имена прилагательные в речи.Планируемые резу...

Конспект урока русского языка «Варианты окончаний имен существительных во множественном числе» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать: как...

Конспект урока русского языка Тема: Род имен прилагательных. 3 класс . УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: развитие умения определять род имен прилагательных по роду имен существительных; формирование навыка правильного написания родовых окончаний имен прилагательных. Планир...