Конспект урока русского языка. Тема "Число имен прилагательных" 3 класс (УМК Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Башмакова Ксения Максимовна

Тема урока:  «Число имён прилагательных»

Цели урока: развивать умение определять число имён прилагатель­ных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила­гательное + имя существительное».

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь определять число имен прилагательных;  отработать навык составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».
  • Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать значимость обучения; проявлять эмоциональную отзывчивость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 41 гр.

Башмакова Ксения

Проверил:

Макрута Т. И.

Отметка:

Дата:

15.03. 2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 Б

Тема урока:  «Число имён прилагательных»

Цели урока: развивать умение определять число имён прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

  • Предметные: уметь определять число имен прилагательных;  отработать навык составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».
  • Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать значимость обучения; проявлять эмоциональную отзывчивость.


Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь УМК «Школа России»; тетрадь; презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые результаты
(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопреде-ление к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Приветствовать учителя  и друг друга

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

II. Актуализа-ция знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: конструирование

2 мин

—  Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите 2 любых получившихся словосочетания.

Крепкая, настоящая ...; наливное, сладкое ...; увлекательное, интересное ...; солнечный, ясный ...; высотное, каменное ...; широкая, глубокая....

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: устное упр.

1-2 мин

-  Прочитайте слова. Пушистый, весёлые, красная, спелое.

-  Что в них общего? (Это имена прилагательные.)

-  Найдите лишнее слово. (Весёлые, так как это имя прилагательное обозначает признак нескольких предметов, а остальные — признак одного предмета.)

-  Сформулируйте тему урока.        

Анализировать информацию

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

IV. Решение частных задач

Словесный: беседа

Практический: анализ

Практический: работа с учебником; письмо по памяти

Практический: работа с учебником

5 мин

 Наблюдения над изменением имён прилагательных по числам

(Учитель показывает картинки. На одной — один предмет, и на другой — несколько таких же предметов. Учащиеся записывают. Например: воздушный шар — воздушные шары.)

-  Какие части речи вы использовали при записи?

-  В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный?

-  В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?

-  Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)

 Работа по учебнику 

Упр. 135 (с. 78).

-  Прочитайте.

-  Слова какой части речи помогли представить вам цветы?

-  В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?

-  Подготовьтесь к письму по памяти. (Письмо по памяти. Самопроверка.)

-  Прочитайте ниже сведения о языке.

-  Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)

-  Как изменяются имена прилагательные? (По родам и по числам)

Упр. 136 (с. 78).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

-  Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.

-  Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чём их различие? 

—  В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?

—  Прочитайте сведения о языке на с. 79.

—  На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

—  Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? 

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Писать по памяти

Находить информацию в учебнике

Находить информацию в учебнике

П:дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания.

П: обобщают.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Физминутка

2 мин

 Немного отдохнем. Повторяйте упражнения за мной.

Выполнять упражнения

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Словесный: беседа

Практический:

письменное упражнение

20 - 25 мин

Работа по учебнику 

Упр. 137(с. 79).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

—  Прочитайте словосочетания в единственном числе. Назовите окончания.

—  Почему они разные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)

—  Прочитайте словосочетания во множественном числе. Назовите окончания.

—  Почему они одинаковые?

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что можно сказать об именах прилагательных во множественном числе? (Они не изменяются по родам.)

Выполнять упражнение

Находить информацию в учебнике

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

VI. Итог урока. Рефлексия

Словесный: беседа

Практический: работа со словарным словом; конструирование

2 мин

 Работа со словом из словаря

—  Найдите слово поэт.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

- Подберите однокоренные слова. (Поэтический, поэтесса)

—  Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное к слову поэт. Поставьте словосочетание в множественное число и составьте предложение, запишите. (Талантливые поэты пишут стихи)

- Задайте вопрос от имени существительного и выделите окончание у имени прилагательного.

—  Запомните написание этого слова.—  Как определить число имени прилагательного?

—  Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

—  Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Упр. 138 (с. 80). 

Подбирать однокоренные слова

Составлять словосочетание

Составлять предложение

Оценивать свою работу

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 41 гр.

Башмакова Ксения

Проверил:

Макрута Т. И.

Отметка:

Дата:

16.03. 2018 г.

Челябинск, 2018

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 Б

Тема урока:  «Число имён прилагательных»

Цели урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения правильно писать окончания прилагательных во множественном числе, выделять в предложении словосочетания.

  • Предметные: уметь определять число имен прилагательных;  отработать навык составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».
  • Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать значимость обучения; проявлять эмоциональную отзывчивость.


Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь УМК «Школа России»; тетрадь; презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые результаты
(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопреде-ление к деятельности

Словесный: слово учителя

1-2 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Приветствовать учителя  и друг друга

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

II. Актуализа-ция знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: конструирование

2 мин

-  Выпишите из предложений словосочетания с именами прилагательными. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов сидят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. Появилась  молодая травка. Прогудел первый шмель.

-  Как определить окончание имени прилагательного?

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: устное упр.

1-2 мин

(Работа в парах.)

-  Разделите имена прилагательные на две группы.

Белые, пушистый, веселая, быстрые, огромное, аккуратные.

-  Прочитайте слова по группам.

-  По какому признаку вы распределили слова? (Имена прилагательные в единственном и во множественном числе.)

-  Сформулируйте тему урока.

Анализировать информацию

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

IV. Решение частных задач

Словесный: беседа

Практический: анализ

Практический: работа с учебником; письмо по памяти

Практический: работа с учебником

5 мин

 1. Работа по учебнику 

Упр. 139 (с. 80).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

-  Расскажите текст, который вы составили.

2. Работа со словом из словаря

Найдите слово гвоздика в орфографическом словаре.

-  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

-  Составьте словосочетание со словом гвоздика.

- Теперь поставьте слово гвоздика во множественное число. (гвоздИки)

- Поменяйте ударение в слове так, чтобы получилось другое слово (гвОздики)

- Составьте словосочетания с этими  словами. (ароматные гвоздики – железные гвоздики)

- Запомните написание этого слова. 

(Напишите слово гвоздики, поставьте ударение. Если оно окажется на первом слоге, то получатся гвоздики. И неспроста. Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками. Древнерусское слово звучало почти так же: гводьникы, а гвозди старинные — деревянные, ещё больше напоминают её семена. Существует и другое толкование. Цветок назван за острый, резкий запах, похожий на запах всем известной пряности гвоздики.)

Упр. 140 (с. 81).

—  Прочитайте текст. О ком он?

—  Найдите описание птиц.

—  Почему они так названы?

—  Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

—  Расскажите текст, который вы составили.

Дополнительное задание:

—  Составьте и запишите три-четыре предложения по сюжетной картине о природе, используя в предложениях имена прилагательные.

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Писать по памяти

Находить информацию в учебнике

Находить информацию в учебнике

П:дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания.

П: обобщают.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Физминутка

2 мин

 Немного отдохнем. Повторяйте упражнения за мной.

Выполнять упражнения

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Словесный: беседа

Практический:

письменное упражнение

20 - 25 мин

1. Работа по учебнику

Упр. 141 (с. 81).

(Самостоятельная работа. Проверка.)

—  Прочитайте предложения.

Дополнительное задание: Упражнение в правописании окончаний прилагательных

—  Спишите, вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите род прилагательных.

1) Добр., слава лежит, а худ., бежит. 2) Утренн.. роса — добр., слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. 3) Дождлив., лето хуже осени.

-  Объясните смысл пословиц.

Дополнительное задание: -  Раскройте скобки и запишите получившиеся словосочетания. Укажите число и в единственном числе — род имён прилагательных, выделите окончания.

(Весенний) день, (весенний) песня, (весенний) солнце, (весенний) лучи.

Выполнять упражнение

Находить информацию в учебнике

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

VI. Итог урока. Рефлексия

Словесный: беседа

Практический: работа со словарным словом; конструирование

2 мин

 Работа со словом из словаря

2. Работа со словом из словаря

—  Найдите слово животное в учебнике.

—  Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

—  Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное к слову животное. Поставьте словосочетание в множественное число и составьте предложение, запишите. (В зоопарке есть дикие животные)

- Задайте вопрос от имени существительного и выделите окончание у имени прилагательного.

—  Запомните написание этого слова.

(Это слово заимствовано из старославянского языка. Животьно — от слова живот, что значит «жизнь».)

—  Как определить число имени прилагательного?

-  Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-  Как изменяются имена прилагательные? 

Домашнее задание: Упр. 142 (с. 81).

Подбирать однокоренные слова

Составлять словосочетание

Составлять предложение

Оценивать свою работу

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крепкая, настоящая ...; наливное , сладкое ...; увлекательное , инте­ресное ...; солнечный , ясный ...; высотное , каменное ...; широкая , глубокая....

Слайд 2

Пушистый , весёлые, красная, спелое

Слайд 3

Тема: Число имён прилагательных Цель: Научиться определять число имён прилагатель­ных.

Слайд 4

Воздушный шар Воздушные шары

Слайд 5

Зеленое яблоко Зеленые яблоки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии

Конспект урока русского языка "Падеж имени прилагательного" 3 кл школа россии...

Конспект урока русского языка в 4-м классе УМК Школа России Т.Г. Рамзаева "Изложение по самостоятельно составленному плану"

учить членить текст и озаглавливать части;совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в прочитанном тексте;вырабатывать орфографическую зоркость....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 «А» КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.»

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женскогорода, определять их падеж.Задачи:Образовательные:•создать условия для ознакомления с падежными окончаниями именприлагательных женск...

Конспект урока русского языка "Состав слова " 2 класс (УМК "Школа России")

Конспект урока может быть использован учителями , работающими по УМК "Школа России"...