План-конспект урока русского языка "Общие признаки имени прилагательного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Галиева Альфия Гильмутдиновна

Урок русского языка в 4А классе                                                                         (с элементами сингапурской методики)

 

Тема урока: «Общие признаки имени прилагательного»

Цели: - закрепить полученные знания по данной теме;                                                               - совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж; пополнять словарный запас детей; повышать интерес к изучению русского языка;                                                                                                                                - развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4А классе

Общие признаки имени прилагательного

Учитель начальных классов А.Г. Галиева

                Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Азнакаево» Республики Татарстан

Азнакаево

20.12.2013


Урок русского языка в 4А классе                                                                         (с элементами сингапурской методики)

Тема урока: «Общие признаки имени прилагательного»

Цели: - закрепить полученные знания по данной теме;                                                               - совершенствовать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж; пополнять словарный запас детей; повышать интерес к изучению русского языка;                                                                                                                                - развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

                                    Ход урока

1. Организационный момент

- Я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне хочется, чтобы мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на этом уроке.

-Поздоровайтесь с партерами по плечу, по лицу.                                                                                   - Ребята, посмотрите на наших гостей, улыбнитесь   им, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок.

2. Сообщение темы урока

- Урок начну с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О чем говорится?»

Я слово замечательное,
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об имени прилагательном)

- Действительно, главным героем сегодняшнего урока является прилагательное. Тема урока «Общие признаки имени прилагательного». Исходя из темы урока, какую учебную задачу вы можете поставить? Эй ар гайд (Показать знания об имени прилагательном, которые приобрели ранее, и как умеем применять прилагательные в устной и письменной речи.)

3. Словарная работа                                                                                                           1.Прочитайте слова в каждом столбике, найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее. Релли Робин 2участника делятся ответами (Объясните свой выбор партнеру)

 Берёза                       снежный                     старик                                                                                    подберёзовик            снежинка                    старый                                                              берёзовый                 снеговик                      старушка                                                             березняк                    снег                              старичок                                  

- Проверим, что у вас получилось. Начинают участники под №1.                                                       -А теперь на этот вопрос ответит участник стола №2 №4..                                                    -   Проверка (итог структуры)

2.Финк-Райт-Раунд Робин (Подумай, запиши, обсуди в команде)

- Что объединяет эти слова? (берёзовый, снежный, старый – прил., м.р.,ед.ч.)                         - Какое слово лишнее? (старый – нет суффикса)    обсуждения в группах

-Что называется именем существительным?                                                                                 - Что называется именем прилагательным?

3.Выпишите из ряда слов родственные слова – 1-й вариант,  формы одного и того же слова – 2-й вариант

   Лес, лесник, прелесть, лесной, леснику, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником,

(Формы слова: лесник, леснику,  лесники, лесником, лесников.     – определить падеж,число                                                                Родственные слова: лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество     - выделить корень)  

 4. Финк-Райт-Раунд Робин (Подумай, запиши, обсуди в команде)

   Лишние слова: прелесть, лесенка, слесарь    - почему?

4. Род, число, падеж прилагательных

1.Прочитайте пословицы

1)Маленькое дело лучше большого безделья. 2) Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. 3)Чёрная земля белых рук не любит. 4) Добрые отношения помогают строить общее дело.

- Выпиши 1 пословицу, определи род и  число прилагательных.

- Конерс(4 угла)

1. Кто выбрал 1-ую пословицу – подходит к 1 углу,                                                                           кто выбрал 2-ую пословицу – подходит ко 2 углу,                                                                         кто выбрал 3-ью пословицу – подходит к 3 углу,                                                                             кто выбрал 4-ую пословицу – подходит к 4 углу.

2. Встаньте в пару с учеником не со своего стола

4. Объясните свой выбор (смысл пословицы) напарнику(15 сек) и выслушайте его(15 сек)  Начинает тот, кто выше ростом.

5.Поблагодарите своего собеседника. Вернитесь на место.

 

2. Упражнение 16 (с.156 – 157)

 - Прочитайте предложения. Какие они по составу?  (Эти предложения простые, нераспространённые.)

 - Распространите предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.    (Например: наступила холодная зима. Нахмурилось зимнее утро. Дует северный ветер.)

3. Микс – Фриз - Груп

         

1.Слушаем музыку, передвигаемся по классу

2.Музыка замолкает, все замирают, слушают вопрос

3.Ответом будет такое число- группу с таким количеством учеников вам нужно образовать

 - Сколько падежей в русском языке?     (6)

- Сколько звуков в слове  ель   (3)

- Сколько букв в слове  речь (4)

 4.  Прием «Повторяем с расширением»                                                                                      Финк-Райт-Раунд Робин (Подумай, запиши, обсуди в команде)

Карточка для 1 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным узором
  3. Трескучему морозу
  4. Белоснежного горизонта

Карточка для 2 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ж.р., ед.ч., Т.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резной снежинкой
  3. Трескучей ветки
  4. Белоснежная береза

Карточка для 3 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме с.р., ед.ч., Р.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным крылечком
  3. Трескучему дереву
  4. Белоснежного покрывала

Карточка для 4 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме мн.ч., П.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резными воротами
  3. Трескучих морозов
  4. Белоснежному полю

(Обсуждение ответов детей )

5.Работа по теме урока

1.Упражнение 19 (с.158)                                                                                                                  - Прочитайте текст, объясните правописание пропущенных орфограмм.                             Разберите  предложение:  

  Белка перебежала дорогу, махнула пушистым хвостом и оказалась на мохнатой елке.

 - Разберите  по членам. Укажите род, число и падеж прилагательных.

2. К словам левого столбика подберите и запишите объяснение из правого столбика:

Вежливый, учтивый                             Не только вежливый, но и приветливый.

Любезный                                              Соблюдающий правила приличия.

Деликатный                                          Не только вежливый, но и мягкий в обращении.

Обходительный                                   Очень вежливый, предупредительный

   

6.Домашнее задание

Упр.20, с.158                                                                                                                                 

7.Подведение итогов урока  

- Что вы знаете об имени прилагательном?                                                                                       - Как определить род, число и падеж прилагательного?

- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)

- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.)

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (Описывают предметы, делают текст более ярким.)

- Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? (Прилагательное зависит от существительного, вопросы задаются от существительного, род, число и падеж у прилагательного такие же, как у существительного, поэтому сначала изучается существительное.)

Учтивый – почтительно вежливый

любезный – обходительно – предупредительный

Карточка для 1 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме м.р., ед.ч., Д.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным узором
  3. Трескучему морозу
  4. Белоснежного горизонта

Карточка для 2 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ж.р., ед.ч., Т.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резной снежинкой
  3. Трескучей ветки
  4. Белоснежная береза

Карточка для 3 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме с.р., ед.ч., Р.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резным крылечком
  3. Трескучему дереву
  4. Белоснежного покрывала

Карточка для 4 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме мн.ч., П.п.

  1. На быстрых санях
  2. Резными воротами
  3. Трескучих морозов
  4. Белоснежному полю

Карточка для 5 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме мн.ч., Т.п.

  1. К трусливому зайцу
  2. У правого берега
  3. С любимыми внуками
  4. Про янтарную комнату

   Карточка для 6 группы

Задание. Подчеркните прилагательные, стоящие в форме ед.ч., ж.р., В.п.

  1. К трусливому зайцу
  2. У правого берега
  3. С любимыми внуками
  4. Про янтарную комнату

  Вежливый, учтивый                             Не только вежливый, но и приветливый.

Любезный                                              Соблюдающий правила приличия.

Деликатный                                          Не только вежливый, но и мягкий в обращении.

Обходительный                                   Очень вежливый, предупредительный

   

  Вежливый, учтивый                             Не только вежливый, но и приветливый.

Любезный                                              Соблюдающий правила приличия.

Деликатный                                          Не только вежливый, но и мягкий в обращении.

Обходительный                                   Очень вежливый, предупредительный

   

  Вежливый, учтивый                             Не только вежливый, но и приветливый.

Любезный                                              Соблюдающий правила приличия.

Деликатный                                          Не только вежливый, но и мягкий в обращении.

Обходительный                                   Очень вежливый, предупредительный

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Конспект урока русского языка «Повторяем признаки имени существительного» с использованием образовательной платформы Учи.ру

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного» с использованием образовательной  платформы Учи.ру...

Урок русского языка "Повторяем признаки имени прилагательного" 4 класс

Конспект урока и презентация разработаны по учебнику русского языка Иванова С.В. УМК "Начальная школа 21 века"...