Конспект урока "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Светлана Сулеймановна Ермилова

Конспект урока и презентация на тему "Изменение имен прилагательных множественного числа по падежам" 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: проектор, экран, презентация.

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Задачи урока: формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения.

Ход урока

1.Организационный момент ( проверка готовности к уроку)

Мы отбросим прочь веселье, примем все серьёзный вид,
И отправимся учиться, это нам не повредит.

2.Минутка чистописания. 

-Записываем сегодняшнее число, классная работа.

-Минутка чистописания – строчные буквы в соединении – ая, ое, ой,

-На второй строке пропишите – ые  ие

Словарная работа(карточка)

-Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Морозный,  поздние, холодный, мяГкая, резкий, лесные, весёлые, морские.

Назови орфограммы.(см.Приложение 1 )

3. Определение темы урока, постановка цели.

-Назовите большой раздел в русском языке мы с вами изучаем?(им.прил)

-А что мы уже знаем о имени прилагательном?(ответы детей)

-А теперь вам предстоит выполнить первое задание.

Задание 1.

-Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил- сущ., указать склонение имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4). Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

-Проверяем, какие словосочетания вы выписали , называем падеж и окончание.

-Ребята, у всех имён прилагательных удалось определить падеж?(нет, не у все, так как последнее словосочетание во множественном числе, а мы не изучали склонение прилагательных во мн.числе).

-Назовите сегодняшнюю тему и цель урока. (Склонение им.прилагательных множественного числа.)

Давайте составим план работы по достижению поставленной цели.

  1. Узнать падежные вопросы им.прилаг мн.числа.
  2. Узнать окончания им. Прилаг. Мн.числа в косвенных падежах.
  3. Составить алгоритм определения падежа имен прил. во мн. числе.

4.Работа по теме урока

-Итак, работаем по составленному плану. Чтобы узнать падежные вопросы и окончания предлагаю вам просклонять прилагательные во множественном числе.

 1 ряд- Высокие стройные деревья, 2 ряд- маленькие, озорные дети.

Дети склоняют прилагательные и заполняют таблицу.

И.п. Какие? Высокие, стройные деревья.

Р.п. Каких? Высоких, стройных деревьев.

Д.п. Каким? высоким, стройным деревьям.

В. п. Какие? высокие, стройные деревья.

Т.п. Какими? высокими, стройными деревьями.

П.п. о каких? о высоких, стройных деревьях.

И.п. Какие? Маленькие, озорные дети.

Р.п. Каких? Маленьких, озорных  детей.

Д.п. Каким? Маленьким, озорным детям.

В. п. Каких? Маленьких, озорных детей.

Т.п. Какими? Маленькими, озорными детьми.

П.п. О каких? О маленьких, озорных детях.

-Ребята, глядя на карточку 3, заполните таблицу:

Таблица-помощница « Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Падеж

Вопрос

Окончания

И.п

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

         По составленной таблице делается вывод.

-Итак, что мы с вами узнали о склонение имен прилагательных во множественном числе? Какие пункты плана работы мы выполнили?

Физминутка.

-Если я назову имя прил. множественном числе – вы хлопаете, если в ед числе, вы приседаете.

Синие, высокий, умная, отзывчивые, сиреневое, узкий, справедливые, вешние, зелёное, быстрые, дружные.

  1. Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, предлагаю закрепить полученные знания и перейти к выполнению следующего пункта плана работы.

Перед вами словосочентания. Необходимо дописать окончания им.прилагательных во множественном числе. Что для этого нужно определить?(падеж)

-Давайте вспомним, как мы определяли падеж им. прилагательного в единственном числе? Первое прилагательное стоит в единственном числе, вспомним как определить падеж у прилагательных в единственном числе. (Находили имя существительное, согласованное с им.прилагательным, определяли падеж им. существительного,по падежу им.существительного определяли падеж прилагательного)

-Как вы считаетеалгоритм определения падежа прилагательного во множественном числе такой же? (да)Памятка на экране.

Пользуясь алгоритмом и  памяткой-помощницей допишите окончания имен прилагательных во множественном числе.

О жарк… лете ,тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий, с верн…. друзьями. (Карточка 4)

-Итак, мы потренировались определять падеж и подписывать окончания имен прилагательных во множественном числе, узнали алгоритм определения падежа имени прилагательного во множественном числе.

5. Контроль знаний по теме урока.

Нам осталось проверить, насколько вы внимательны были сегодня. Выполните тест.

  1. В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных.

В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи.

А)Т.п    и   И.п.

Б) П.п.   и  И.п.

В.) П.п. и   В.п.

  1. Укажи общий признак имен прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, к синим тучкам.

Употреблены в форме:

А) единственного числа

Б) мужского рода

 В)дательного падежа

Г)творительного падежа

  1. Укажите вариант ответа, в котором все признаки имени прилагательного названы верно?

Под старыми березами виднелся домик лесника.

А) во мн.ч., в ж.р., в П.п.

Б) во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

В) во мн.ч., П.п.

Г) во мн.ч. в Т.п.

-Ребята, кто полностью справился с этим заданием?

  1. Итог урока

-Вспомним, какая тема урока у нас сегодня?

-Давайте вернемся к плану изучения нашей темы, все ли пункты у нас получилось выполнить? Какие задания для этого мы выполняли? Сделайте вывод.

-Ребята, а для чего мы изучали склонение имен прилагательных во множественном числе?

  1. Рефлексия.

У каждого ученика «Лист оценивания». Ребята заполняют, учитель спрашивает у кого что-получилось.

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. материал не понял

Домашнее задание.

Вклеить памятку помощницу в тетрадь правил.

Учебник с. 39 упр. 83.

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 1

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.

 Мрозный,  позние, хлодный, мя…кая, ре…кий, л…сные, в…сёлые, м…рские...

Карточка 2

Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4)Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

Карточка 2

Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4)Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

Карточка 2

Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4)Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

Карточка 2

Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4)Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

Карточка 2

Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра.

2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют.

3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска

4)Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (1 ряд)

И.п. …………? Высок....., стройные… деревья.

Р.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьев.

Д.п. ………….? Высок…, стройны…… деревьям.

В. п. …………? Высок….., стройн…..деревья.

Т.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьями.

П.п. ………….? О высок…., стройн….. деревьях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (1 ряд)

И.п. …………? Высок....., стройные… деревья.

Р.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьев.

Д.п. ………….? Высок…, стройны…… деревьям.

В. п. …………? Высок….., стройн…..деревья.

Т.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьями.

П.п. ………….? о высок…., стройн….. деревьях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (1 ряд)

И.п. …………? Высок....., стройные… деревья.

Р.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьев.

Д.п. ………….? Высок…, стройны…… деревьям.

В. п. …………? Высок….., стройн…..деревья.

Т.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьями.

П.п. ………….? о высок…., стройн….. деревьях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (1 ряд)

И.п. …………? Высок....., стройные… деревья.

Р.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьев.

Д.п. ………….? Высок…, стройны…… деревьям.

В. п. …………? Высок….., стройн…..деревья.

Т.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьями.

П.п. ………….? о высок…., стройн….. деревьях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (1 ряд)

И.п. …………? Высок....., стройные… деревья.

Р.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьев.

Д.п. ………….? Высок…, стройны…… деревьям.

В. п. …………? Высок….., стройн…..деревья.

Т.п. ………….? Высок….., стройн….. деревьями.

П.п. ………….? о высок…., стройн….. деревьях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (2 ряд)

И.п. …………? Маленьк....., озорн… дети.

Р.п. ………….? Маленьк ….., озорн….. детей.

Д.п. ………….? Маленьк …, озорн…… детям.

В. п. …………? Маленьк ….., озорн…..детей.

Т.п. ………….? Маленьк ….., озорн…..детьми.

П.п. ………….? Маленьк …., озорн….. детях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (2 ряд)

И.п. …………? Маленьк....., озорн… дети.

Р.п. ………….? Маленьк ….., озорн….. детей.

Д.п. ………….? Маленьк …, озорн…… детям.

В. п. …………? Маленьк ….., озорн…..детей.

Т.п. ………….? Маленьк ….., озорн…..детьми.

П.п. ………….? Маленьк …., озорн….. детях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (2 ряд)

И.п. …………? Маленьк....., озорн… дети.

Р.п. ………….? Маленьк ….., озорн….. детей.

Д.п. ………….? Маленьк …, озорн…… детям.

В. п. …………? Маленьк ….., озорн…..детей.

Т.п. ………….? Маленьк ….., озорн…..детьми.

П.п. ………….? Маленьк …., озорн….. детях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (2 ряд)

И.п. …………? Маленьк....., озорн… дети.

Р.п. ………….? Маленьк ….., озорн….. детей.

Д.п. ………….? Маленьк …, озорн…… детям.

В. п. …………? Маленьк ….., озорн…..детей.

Т.п. ………….? Маленьк ….., озорн…..детьми.

П.п. ………….? Маленьк …., озорн….. детях.

Карточка 3

 Просклоняйте  прилагательные во множественном числе (2 ряд)

И.п. …………? Маленьк....., озорн… дети.

Р.п. ………….? Маленьк ….., озорн….. детей.

Д.п. ………….? Маленьк …, озорн…… детям.

В. п. …………? Маленьк ….., озорн…..детей.

Т.п. ………….? Маленьк ….., озорн…..детьми.

П.п. ………….? Маленьк …., озорн….. детях.

Таблица-помощница

« Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Падеж

Вопрос

Окончания

И.п

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Таблица-помощница

« Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Падеж

Вопрос

Окончания

И.п

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Таблица-помощница

« Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Падеж

Вопрос

Окончания

И.п

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Карточка 4

Спишите в тетрадь, определив падеж им. прилагательного, дописав окончание.

О жарк… лете, тепл…..дням, о инрересн…..книгах, без легк….заданий,

с верн…. друзьями.

Тест

1   В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных.

В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи.

А)Т.п    и   И.п.

Б) П.п.   и  И.п.

В.) П.п. и   В.п.

2    Укажи общий признак имен прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, к синим тучкам.

Употреблены в форме:

А) единственного числа

Б) мужского рода

 В)дательного падежа

Г)творительного падежа

  1. Укажите вариант ответа, в котором все признаки имени прилагательного названы верно?

Под старыми березами виднелся домик лесника.

А) во мн.ч., в ж.р., в П.п.

Б) во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

В) во мн.ч., П.п.

Г) во мн.ч. в Т.п.

Тест

1   В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных.

В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи.

А)Т.п    и   И.п.

Б) П.п.   и  И.п.

В.) П.п. и   В.п.

2    Укажи общий признак имен прилагательных в словосочетаниях:

Горячему чаю, по сосновым шишкам, к синим тучкам.

Употреблены в форме:

А) единственного числа

Б) мужского рода

 В)дательного падежа

Г)творительного падежа

  1. Укажите вариант ответа, в котором все признаки имени прилагательного названы верно?

Под старыми березами виднелся домик лесника.

А) во мн.ч., в ж.р., в П.п.

Б) во мн.ч., в ж.р., в Т.п.

В) во мн.ч., П.п.

Г) во мн.ч. в Т.п.

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. Материал не понял

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. Материал не понял

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. Материал не понял

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. Материал не понял

Лист оценивания

Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1.Интересно

1.Работал(а)

1. Понял материал

2. Скучно

2.Отдыхал(а)

2. Узнал больше, чем знал.

2. Безразлично

3. Помогал другим

3. Материал не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму . М…розный, поз… ние , х… лодный , мя …кая, ре…кий, л… сные , в… сёлые , м… рские . о д о г з е е о

Слайд 3

1)Начинает свежеть, о свежем огурце, свежесть утра. 2) Жёлтым солнцем, желтизна ромашек, листья желтеют. 3) Синеют васильки, синева небес, синяя краска 4 ) Белизна потолков, белеет снег, белых снежинок. Выбрать и выписать из каждой строки словосочетание прил.+ сущ., указать падеж имен прилагательных, выделить окончание.

Слайд 4

Тема урока: склонение имен прилагательных множественного числа Цель урока: знакомство с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе

Слайд 5

Просклоняйте прилагательные во множественном числе (карточка3) 1 ряд Высокие, стройные (деревья) 2 ряд Маленькие, озорные (дети)

Слайд 6

И.п . Какие? Высок ие , стройн ые деревья. Р.п . Каких? Высок их , стройн ых деревьев. Д.п . Каким? Высок им , стройн ым деревьям. В.п . Какие? Высок ие , стройн ые деревья. Т.п. Какими? Высок ими , стройн ыми деревьями. П.п . О каких? О высок их , стройн ых деревьях. И.п . Какие? Маленьк ие , озорн ые дети. Р.п . Каких? Маленьк их , озорн ых детей. Д.п . Каким? Маленьк им , озорн ым детям. В.п . Каких? Маленьк их , озорн ых детей. Т.п. Какими? Маленьк ими , озорн ыми детьми. П.п . О каких? О маленьк их , озорн ых детях.

Слайд 7

Таблица-помощница « Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Слайд 8

Физминутка Множественное число – хлопаем Единственное - приседаем

Слайд 9

О жарк … лете, тёпл ….. дням , о интересн ….. книгах , без легк …. заданий , с верн …. друзьями. Спишите, дописав окончания, определите падеж им. прилагательных. ом П.п . П.п . Д.п . Д.п . ым П.п . П.п . ых Р.п . Р.п . их Т.п. Т.п. ыми

Слайд 11

1. В какой из строчек указаны правильные признаки прилагательных . В горных реках Камчатки любят охотиться бурые медведи. 2. Укажи общий признак имен прилагательных в словосочетаниях: Горячему чаю, по сосновым шишкам, к синим тучкам. Употреблены в форме: 3. Укажите вариант ответа, в котором все признаки имени прилагательного названы верно? Под старыми березами виднелся домик лесника . Б) П.п . и И.п . В)дательного падежа Г) во мн.ч . в Т.п.

Слайд 12

Урок Я на уроке Итог 1.Интересно 1.Работал(а) 1. Понял материал 2. Скучно 2.Отдыхал(а) 2. Узнал больше, чем знал. 2. Безразлично 3. Помогал другим 3. Материал не понял Лист оценивания Подчеркни фразы, рассказывающие о работе на уроке.

Слайд 13

Домашнее задание Вклеить памятку-помощницу в тетрадь правил . 2. Учебник с. 39 упр. 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа.

Презентация на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа"....

Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" УМК "Школа России"

Урок русского языка в 4 классе на тему "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" УМК "Школа России"...

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

Конспект урока на тему: "Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа" 4 классУМК "Школа России"...

Конспект урока "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И ВИНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ " Школа России 4 класс

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад...

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....