Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Савинова Нина Михайловна

 

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов.

Цель урока: Познакомить детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов.

Задачи:

Образовательные:- Научить писать заглавную букву в именах собственных; учить отличать имена собственные от нарицательных.

Воспитательные:- Прививать аккуратность при работе в тетрадях; воспитывать любовь к родному краю.

Развивающие:- Способствовать развитию мышления, внимания, речи, памяти, воображения.

Методы: - словесный

                - наглядный

                - проблемный

                - исследовательский

                - практический

Тип урока: экскурсия

На уроке были использованы общедидактические принципы:

- наглядности

- последовательности

- доступности

- связь теории с практикой

- воспитывающего обучения

Ход  урока.

I. Организационный момент.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем,

Урок русского языка начнем.

II. Минутка чистописания.

  1. Спишите с доски следующие буквосочетания:

Гг    гл   Гг   га   Гг   го

     -  Прочитайте медленно скороговорку.  Постепенно  увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

                       

                        До города дорога в гору.

                        От города – с горы.

III. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску и скажите, что нужно сделать, чтобы получилась понятная фраза?

                           СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

- Разделить на отдельные слова.

- Найдите опасные места.

- Запишите. О чем надо помнить?

- Загадка: Человеку всякому дается, а он им не пользуется. (Имя)

- Послушайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд, заключена главная мысль.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с ней,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

- Ребята, давайте вспомним, какие слова пишутся с заглавной буквы и почему?

IV. Постановка проблемы и сообщение темы и целей урока.

- В нашем городе более 250 улиц. На одних улицах мы живем, по другим ходим. А знаем ли мы, почему они так названы, когда, и кто эти люди?

- А давайте-ка совершим заочную экскурсию по улицам нашего микрорайона, узнаем в честь кого они названы, научимся правильно писать названия улиц. На доске схема улиц Октябрьского района.

V. Первичное закрепление.

Составление предложения: В нашем районе есть улицы…

- На какой улице расположена школа № 32, кто из вас живет на этой улице? (Лихачева)

Сообщения детей:

1) «Наша школа стоит на улице Лихачева. И.А.Лихачев видный государственный деятель. Был директором Московского автомобильного завода, а затем министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. Улица Лихачева образована в начале 60-х годов. Застраивалась постепенно. В 1978 году приняла первых своих учеников школа №32. многие ребята из нашего класса живут на этой улице»  

2) «Я живу на улице Сущинского. Оказывается она названа в честь нашего земляка. Как и мы, он учился в одной из Саранских школ, это еще было до войны. После окончания школы выучился на кинооператора. Но тут началась война, страшная и жестокая, и Володя Сущинский был направлен на фронт военным кинооператором. Он снимал наших солдат, был с ними везде. Однажды ему пришлось снимать освобождение детей. Дети, самой старшей было 10 лет, предназначались для того, чтобы у них брали кровь, и вливали раненым немцам. И вот, благодаря этим кадрам, многие дети нашли друг друга после войны. Владимир Сущинский немного не дожил до победы. Он погиб в феврале 1945 года под городом Бреслау в Польше. В саранской средней школе №14 есть музей, посвященный герою-кинооператору Владимиру Сущинскому».

3) «Бульвар Степана Эрьзи назван в честь выдающегося скульптора Степана Дмитриевича Эрзи. Родился он в 1876, умер в 1959 году. А в 1976 году на улице Коммунистической открылась постоянная выставка произведений знаменитого скульптора из Мордовии».

4) «Одна из улиц носит имя Татьяны Бибиной. За мужество ее наградили орденом „Знака Почета”(посмертно). Произошло это весной 1960 года. Сильный ветер сорвал канаты. Ветер погнал кран по рельсам на баню, где были женщины и дети. Таня на ходу взобралась в кабину крана и отвела стрелу. Люди были спасены. Кран, потеряв равновесие, рухнул на землю. Так оборвалась жизнь юной крановщицы.

Она ушла в неведомую мглу,

Чтоб детям подарить всю радость жизни,

Чтоб им тянутся к свету и теплу

И смелость прославлять по всей Отчизне.

Подвиг Татьяны Николаевны Бибиной навсегда остался примером мужества, бесстрашия и добра».

5) «Улица Пуркаева названа в честь генерала армии максима Алексеевича Пуркаева (1894-1953г.), уроженца мордовского села Налитово Дубенского района. Он добровольно вступил в красную Армию, воевал, был трижды ранен. Одним из первых награжден орденом Красного Знамени. В 1936 году окончил Военную Академию. Был военным атташе в Германии. После войны Максим Алексеевич командовал войсками Дальневосточного военного округа. В память о генерале Пуркаеве в январе 1966 года названа улица».  

     

6) «Я живу на улице Гожувская. Она названа в честь дружбы с Польской Народной Республикой. Это произошло 8 января 1980 года. Улица дружбы с каждым годом благоустраивается и хорошеет».

Дети записывают предложение: в нашем районе есть улицы Лихачева, Сущинского, Тани Бибиной, Пуркаева, Гожувская, бульвар Эрьзи.

VI. Физминутка.

- Во время прогулки мы что-то увидели:

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки нагнули, резко встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки

И плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут

Мы тоже покажем

Руки сложили назад.

VII. Включение в систему знаний.

Творческая работа.

1) Работа по учебнику: с.19-20 упр. № 25

2) Проверка работы (2-3 учебника)

3) Взаимопроверка.

- Как бы ты оценил работу соседа?

VIII. Обобщение – рефлексия.

- Как пишутся имена собственные?

IX. Итог урока.

- Что ты запомнил на уроке?

- Что ты узнал нового?

- Что ты можешь рассказать маме, бабушке о сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Урок русского языка "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях", 2 класс

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе. Система развивающего обучения Л.В. занкова....

«Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек». (Закрепление)

Конспект урока по русскому языку: "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных   " (Закрепление)...

Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"

Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"....