Главные вкладки

    Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

    Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    1 класс

    Тема: «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей»

    Цели: 1. Формирование знаний о правилах употребления заглавной буквы в именах собственных.

                2. Выработка навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости.

                3. Воспитание уважительного отношения к природе.

    Ход урока:

    I. Организационный  момент.

    - Добрый день, дорогие ребята. У кого сегодня хорошее настроение?

    - Добрый день всем, кто любит весну, солнце и улыбки.

    Слайд 1.

    - Чем в жизни может помочь улыбка?

    - Давайте улыбнёмся, и тогда наш урок пройдёт замечательно.

    - Ведь улыбка помогает быть терпеливыми, поднимает настроение.

    - Начинаем урок русского языка.

    II. Зарядка для пальчиков.

    - Подготовим пальчики для письма.

    а) пальчики - встретились

                         - поздоровались

                         - пожали друг другу руки

                         - потёрли ладони, почувствовали тепло.

    III. Проверка ранее пройденного материала.

    - Проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

    - Предлагаю вам выполнить тестовые задания.

    Слайд 2.

    Слайд 3.                                                Слайд 4.                                                                                                      

    Работа у доски и в тетрадях:

    1) Составить схему слова  «чаща».

    2) Записать слово «конь»  звуками в транскрипции.

    3) Разделить слово  «весна» на слоги  и для переноса.

    IV. Подготовка к введению новой темы.

    Слайд 5.

    - Чтение текста.

    - Почему шутка?

    - Почему загадка?

    - Попытайтесь определить тему урока.

    Слайд 6.

    - Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему.

    - Используйте опорные слова на экране.

    Слайд 7.

    Физкультминутка.

    - Буду называть слова. Если слово является именем, отчеством или фамилией, нужно присесть, если нет – хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, вас ждут ловушки.

    (девочка, Юля, юла, надежда (Надежда), Александр, Иванов, поэт, роза (Роза)

    V. Изучение новой темы.

    Слайд 8.

    (стрелки появляются в процессе проверки выполнения задания)

    - Чем похожи слова второго столбика?

    - Чем отличаются?

    - Составьте и запишите пары слов в тетрадь.

    - Сделайте вывод, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы?

    Слайд 9.

    - Прочтите правило, сравните со своим выводом.

    - Кто из вас был прав?

    VI. Задания на развитие логического мышления.

    - Как одним словом можно назвать представленные задания? (ребусы)

    - Какие слова спрятались в ребусах? (Слава, Наташа, Анатолий)

    - Дайте им общее название данным словам (имена)

    - Записать данные имена людей в тетрадь в порядке увеличения в них количества слогов.

    - Как будут звать детей, когда они вырастут?

    Слайд 10.

    VII. Исследовательская работа в парах.

    - Исследуйте, зачем людям нужны имена, отчества, фамилии? (различать друг друга)

    - На какие группы можно разделить все имена ребят нашего класса и даже людей всего мира? (женские и мужские)

    VIII.  Чтение рассказа М. Разумовской «Петин папа» 

              (читает учитель или подготовленный ученик)

          Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того, ни с сего:

          - А моего папу зовут Алекскй Ильич!

          А Витя Парамонов не растерялся и ответил:

         - А моего – Степан Иванович!

         - А моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.

         - А моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.

         - А моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.

         - А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.

         - Папа, - ответил Петя.

         - Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа- это вроде как прозвище.

         - Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.

         - И мама? – спросили ребята.

         - Да, - сказал Петя.

         - И бабушка?

         - Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.

    Но ребята ему не очень поверили.

         - Мы не знали, что ты, оказывается, обманщик.

         - Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.

         Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:

         - А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?

    А Петя вдруг весь надулся и ответил:

         - А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот как моё имя-отчество.

                                                                                                        (по М. Разумовской)

    - Так как всё-таки звали Петиного папу? Давайте разберёмся.

    - А как будут называть вас, когда вы вырастите?

    IX.  Закрепление изученного.

    На доске текст:

          Серёжа чудов и василий Иванов ходили в лес. Они там поймали маленького  ежа. Ежа Мальчики взяли домой.

    - Со всем ли согласны? Если нет, исправьте ошибки.   (орфографические и ситуативные)

    - Можно ли животных приносить из леса в дом?

    - Найти предложение, которое соответствует схеме:

                                                   

                                                                                  .

    - Что обозначает вертикальная линия?

    - Значит, для чего ещё нужна заглавная буква?

    - Запись на доске и в тетрадях с комментированием.

    - Расставить в словах ударение, обозначить знакомые орфограммы.

    X. Проверка знаний по теме урока.

    - Предлагаю вам тестовую работу, которая покажет, на сколько полно вы усвоили тему сегодняшнего урока.

    Слайд 11.

    Слайд 12.

    (параллельно тексту на слайде 12 звучит песня соловья)

    - Какая птичка исполняет свою песню?

    - Русский народ восхищался пением соловья во все времена. Послушаем, как он поёт, и определим наше настроение (подходят  к доске, на которой висят мордочки, изображающие веселье, грусть, злость, разбиваются по группам)

    XI. Рефлексия.

    - Почему у вас такое настроение?

    - Чем запомнился урок?

    XII. Итог урока.

    - С каким правилом познакомились?

    - Как пишутся имена, отчества, фамилии людей?

    Слайд 13.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

    Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

    Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах"

    Урок знакомит детей с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, учит детей  отличать имена собственные от нарицательных и применять знания на практике.Урок соответствует требова...

    Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах"

    Урок знакомит детей с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, учит отличать имена собственные от нарицательных  и применять знания на практике.Урок соответствует требованиям н...

    Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в кличках животных"

    Урок - игра - наиболее используемая форма проведения нестандартных уроков. Выбранная мною форма проведения урока поможет сделать сложный научный материал доступным для понимания учащихся 1 класса. На ...

    Урок русского языка для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"

    Урок русского языка  для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"...

    Урок русского языка для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"

    Урок русского языка  для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"...


     

    Комментарии

    Никитина Наталья Борисовна

    Спасибо!

    Кондратьева Ирина Вячеславовна

    Спасибо за разработку урока!