Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя  игровую форму работы, а также сведения из ономастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_bukva_v_imenah_lyudey.docx11.34 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №37»

город Тольятти

Конспект урока русского языка

по теме:

«Большая буква в именах и фамилиях  людей»

1 класс

УМК «Школа России»

Выполнила: Зайдлец Мария Викторовна,

учитель начальных классов,

МБУ «Лицей №37»

г.Тольятти

                                                                   2017

План-конспект урока русского языка, проведенного в 1-ом классе .

Тема: Большая буква в именах и фамилиях  людей.

Универсальные учебные действия (УУД).

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

 Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

 Обобщение знаний о правописании имён собственных.

 Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.

Развивающие:

 Развитие  эмоциональной  сферы; совершенствование чувства ритма;

 развитие  мелкой  моторики; формирование познавательных интересов.

Воспитательная:

Воспитание усидчивости,  интереса  к окружающему  миру;

создание положительной мотивации учения и благоприятной

эмоциональной среды, воспитание любови к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, дидактический материал для работы в группах, парах.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу.

2. Минутка чистописания.

  • Расскажите про букву П.
  • Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.

На доске запись:

      Определите порядок написания букв в цепочке.

  • В этой цепочке прописная и строчная буквы П, п чередуются с буквами а, б.

В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П, п и строчные буквы в, г.

—        Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.

3. Подготовка к восприятию темы урока.

- Какие важные дела есть у большой буквы? Как вы думаете? (Ответы детей)

Целеполагание

Ребята, послушайте внимательно вопрос  и ответьте на него

 «Кто провожает вас в школу?»

Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.

-Меня в школу провожает мама.

-А как зовут твою маму?

-Мою маму зовут – мама Катя.

-Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

-Мою маму зовут Екатерина Юрьевна.

(выслушиваются разные варианты ответов детей)

-Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы?

-Они пишутся с большой буквы.

1 слайд Сообщение темы урока.

4. Работа над темой урока

Актуализация

Подготовленный ребёнок читает стихотворение

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове

 Не  зря и не просто

Буква такого высокого роста.

2. Слайд Литературная викторина.

- Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя.

(По щелчку мышки появляются сказочные герои)

 Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)

Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)

Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)

Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино)

- Как вы думаете, почему  первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей)

- Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев.

Очень давно (это время не застали даже ваши дедушки и бабушки) имя человеку давали по его отличительным признакам.

Рассказ учителя.

В древние времена у людей не было постоянных имён, фамилий и отчеств. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека. Встречались такие названия – имена, как Ждан (ожидаемый), Большой, Первый. Следы этих прозвищ просматриваются в современных фамилиях: Жданов, Большаков, Первухин.

Фамилия  могла отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время его рождения в году: Зим, Вешняк.

- Послушайте стихотворение.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед  знал

Гончарный круг и глину.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Богатырь ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

- Объясните происхождение фамилий.(Кузнец-мастер,который занимается обработкой металла, гончар изготавливал посуду из глины, кожемяка выделывал кожу,богатырь

3 слайд. Объяснить происхождение фамилий.

- Почему  первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

Работа в группах

Физкультминутка.

9 слайд

- Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (конверт: кому пашкину льву, орел, лазурная).

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Лазурная– это название улицы или цвет, Пашкин Лев – это фамилия или имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

10 слайд

-  Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

 Здравствуй, лев! Живу я хорошо. Я очень рада. Ведь теперь у меня есть бусинка! Твоя сестра соня.

 - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

- Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купили бусинку?).- Какую?- А если я скажу, что это не бусинка из украшения? Тогда что за бусинку купили Соне? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Бусинка звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Бусинка? Почему?

Работа в парах.  Исправить ошибки.

Физминутка.

5. Закрепление.

- Итак, мы уже твёрдо знаем, с какой буквы надо писать имена, фамилии и отчества людей, и знаем, почему возникло такое правило.  Значит, вы легко справитесь со следующим с заданием. Будьте внимательны.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

6. Итог урока

Рефлексия

- Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.

7.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"

Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ)....

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России"....

Конспект урока русского языка по теме: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Конспект  урока  русского  языкапо  теме:  «Заглавная  буква  в  именах  собственных»2 класс  УМК «Школа  России»...

Конспект урока русского языка на тему: "Изменение личных местоимений по падежам" (4 класс УМК: "Школа России")

Предмет: Русский языкУМК: «Школа России»Класс: 4Тема урока: «Изменение личных местоимений по падежам»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦель...