Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Зайдлец Мария Викторовна

    План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя  игровую форму работы, а также сведения из ономастики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bolshaya_bukva_v_imenah_lyudey.docx11.34 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №37»

    город Тольятти

    Конспект урока русского языка

    по теме:

    «Большая буква в именах и фамилиях  людей»

    1 класс

    УМК «Школа России»

    Выполнила: Зайдлец Мария Викторовна,

    учитель начальных классов,

    МБУ «Лицей №37»

    г.Тольятти

                                                                       2017

    План-конспект урока русского языка, проведенного в 1-ом классе .

    Тема: Большая буква в именах и фамилиях  людей.

    Универсальные учебные действия (УУД).

    Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

     Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

    Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

    Цели урока:

    Образовательные:

     Обобщение знаний о правописании имён собственных.

     Развитие умения распознавать их и писать с большой буквы.

    Развивающие:

     Развитие  эмоциональной  сферы; совершенствование чувства ритма;

     развитие  мелкой  моторики; формирование познавательных интересов.

    Воспитательная:

    Воспитание усидчивости,  интереса  к окружающему  миру;

    создание положительной мотивации учения и благоприятной

    эмоциональной среды, воспитание любови к русскому языку.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа, дидактический материал для работы в группах, парах.

    Ход урока.

    1.  Организационный момент.

    - Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу.

    2. Минутка чистописания.

    • Расскажите про букву П.
    • Буква П обозначает согласный звук [п], который может быть твердый и мягкий, глухой, парный.

    На доске запись:

          Определите порядок написания букв в цепочке.

    • В этой цепочке прописная и строчная буквы П, п чередуются с буквами а, б.

    В следующем соединении напишем прописную и строчную буквы П, п и строчные буквы в, г.

    —        Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Пишем красиво и аккуратно.

    3. Подготовка к восприятию темы урока.

    - Какие важные дела есть у большой буквы? Как вы думаете? (Ответы детей)

    Целеполагание

    Ребята, послушайте внимательно вопрос  и ответьте на него

     «Кто провожает вас в школу?»

    Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.

    -Меня в школу провожает мама.

    -А как зовут твою маму?

    -Мою маму зовут – мама Катя.

    -Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

    -Мою маму зовут Екатерина Юрьевна.

    (выслушиваются разные варианты ответов детей)

    -Ребята, а с какой буквы надо писать имя и отчество мамы?

    -Они пишутся с большой буквы.

    1 слайд Сообщение темы урока.

    4. Работа над темой урока

    Актуализация

    Подготовленный ребёнок читает стихотворение

    Буква обычная выросла вдруг,

    Выросла выше всех букв – подруг.

    Смотрят с почтеньем

    На букву подруги.

    Но почему? За какие заслуги?

    Буква расти не сама захотела,

    Букве поручено важное дело.

    Ставится в слове

     Не  зря и не просто

    Буква такого высокого роста.

    2. Слайд Литературная викторина.

    - Назовите имя сказочного героя, попытайтесь объяснить, почему автор дал персонажу такое имя.

    (По щелчку мышки появляются сказочные герои)

     Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

    Девочка беленькая, как снежок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнцем пригрета и нарумянена. Зовут меня…» (Снегурочка)

    Назовите имя девочки, которая убежала на королевский бал в тайне от злой мачехи и сестёр. (Золушка)

    Коротышка из книги Н.Носова, который ходил в большой синей шляпе. (Незнайка)

    Деревянный мальчуган, которого папа Карло выстругал из полена. (Буратино)

    - Как вы думаете, почему  первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

    - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей)

    - Вы легко объяснили значение имени каждого из литературных героев. Узнали, как мастера художественного слова называли своих героев.

    Очень давно (это время не застали даже ваши дедушки и бабушки) имя человеку давали по его отличительным признакам.

    Рассказ учителя.

    В древние времена у людей не было постоянных имён, фамилий и отчеств. Людей называли по их отличительным признакам. В этих названиях отражались особенности жизни, достоинства и недостатки человека. Встречались такие названия – имена, как Ждан (ожидаемый), Большой, Первый. Следы этих прозвищ просматриваются в современных фамилиях: Жданов, Большаков, Первухин.

    Фамилия  могла отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна; время его рождения в году: Зим, Вешняк.

    - Послушайте стихотворение.

    Кем был твой прадед на Руси?

    Свою фамилию спроси!

    Есть в каждом классе Кузнецов.

    Кто прадед Кузнецова?

    Он был из рода кузнецов,

    Отец отца отцова.

    У Гончарова прадед  знал

    Гончарный круг и глину.

    С пилою Пильщиков дружил,

    Мял Кожемякин кожи,

    В атаки Богатырь ходил,

    Стрельцов сражался тоже.

    Звучат, как музыка, как стих,

    Фамилии простые.

    Вглядись, и ты увидишь в них

    Историю России.

    - Объясните происхождение фамилий.(Кузнец-мастер,который занимается обработкой металла, гончар изготавливал посуду из глины, кожемяка выделывал кожу,богатырь

    3 слайд. Объяснить происхождение фамилий.

    - Почему  первые буквы в каждом слове выделены красным цветом? (ответы детей)

    Работа в группах

    Физкультминутка.

    9 слайд

    - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? (ответы детей) - К нам на урок зашел почтальон Печкин за помощью. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон Печкин никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. А на конверте вот такая запись. (конверт: кому пашкину льву, орел, лазурная).

    - Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Лазурная– это название улицы или цвет, Пашкин Лев – это фамилия или имя).

    - Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с большой буквы.)

    - Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

    10 слайд

    -  Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

     Здравствуй, лев! Живу я хорошо. Я очень рада. Ведь теперь у меня есть бусинка! Твоя сестра соня.

     - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

    - Что в этом письме неверно? (Соня и Лев - это имена собственные).- Чему рад автор письма? (Купили бусинку?).- Какую?- А если я скажу, что это не бусинка из украшения? Тогда что за бусинку купили Соне? Как же понять, о чем идет речь? Давайте прочтем приписку. (Бусинка звонко лает).- О ком идет речь? Как надо писать слово Бусинка? Почему?

    Работа в парах.  Исправить ошибки.

    Физминутка.

    5. Закрепление.

    - Итак, мы уже твёрдо знаем, с какой буквы надо писать имена, фамилии и отчества людей, и знаем, почему возникло такое правило.  Значит, вы легко справитесь со следующим с заданием. Будьте внимательны.

    Ставится буква у строчки в начале,

    Чтобы начало все замечали.

    Имя, фамилия пишутся с нею,

    Чтобы заметней им быть и виднее,

    Чтобы звучали громко и гордо

    Имя твоё, имя улицы, города.

    Буква большая – совсем не пустяк:

    В букве большой уважения знак!

    6. Итог урока

    Рефлексия

    - Мы с вами хорошо поработали. Поднимите ту карточку, какое настроение было у вас на уроке.

    7.Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.

    Данную  презентацию  можно  использовать на  уроках  русского  языка,  как  при  знакомстве  с  новой  темой,  так  и  на ...

    Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс

    ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. "      ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

    Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...

    Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

    Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...

    Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"

    Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ)....

    Конспект урока по русскому языку по теме: «Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее» 3 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности:  формирование у учащихся умения определять настоящее, прошедшее и будущее время глаголов, изменение глаголов по временамПланируемые результаты:Предметные: Знать: времена глагол...