Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 22 марта, четверг Школа: МБОУ НОШ №95 Класс: 1 «6» Урок: 2 Время: 9:00 – 9:45 Кабинет: 211 | Учитель: Полякова Н.М. Студент: Чупина Наталья, 44 гр. Отметка: _______________________ |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек».
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка;
- воспитывать культуру общения;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Предметные:
- уметь записывать предложения с именами собственными;
- уметь составлять предложения по сюжетной картинке;
- понимать значение слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.
Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).
Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык».
Этап урока. Методы и приемы. | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Орг.момент. | 2мин. | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | К: настраиваться на урок. |
2.Мотивационный. Словесн: беседа, языковой анализ.
Практич.: запись слов в тетрадь. Словесн.: работа с интонациями предложения. Словесн.: слово учителя, ответы детей. | 2 мин. | Давайте с вами вспомним: 1. Какая бывает речь? А. Устная. Б. Письменная. В. Печатная. 2. Что такое устная речь? А. Это когда мы говорим и слышим. Б. Это когда мы читаем и пишем. 3. Что такое устная речь? А. Это когда мы говорим и слышим. Б. Это когда мы читаем и пишем. 4. Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? А. Паузой. Б. Точкой. В. Вопросительным или восклицательным знаком. 5. Выбери верное утверждение. А. В конце предложения ставят точку. Б. В конце предложения ставят запятую. В. В конце предложения ставят точку, вопросительный или восклицательный знак. На доске записано предложение: Пошел дождь. ? . ! – Прежде чем прочитать с интонацией эти предложения, скажите, что же такое интонация? (Повышение или понижение голоса).Верно, давайте прочтем. – Прочитайте предложение, в котором есть сообщение, повествование. Какой знак стоит в конце? Вывод: предложение, в котором о чем-либо спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательным. В конце такого предложения ставится точка. – Прочитайте это предложение радостно. Радость – это сильное чувство. Его можно назвать восклицанием. Вывод: предложение, в котором передается сильное чувство, называется восклицательным и в конце такого предложения ставится восклицательный знак. – Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. – Сделайте вывод самостоятельно, сохраняя установленный порядок рассуждения. Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце такого предложения надо ставить..(вопросительный знак.)- (правило учебник с.25) | Вспоминать какая бывает речь, чем отличается письменная речь от устной. Отвечать на поставленные вопросы. Рассматривать предложение. Произносить с разной интонацией. Делать выводы, какой знак ставится в конце предложения. Читать предложение радостно. Делать выводы, какой знак ставится в конце предложения. Доказывать свою точку зрения. | Р: принимать и сохранять задачу. К: высказывать своё мнение. Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план. П: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. П: структурировать знания. К: высказывать своё мнение. |
3. Постановка учебной задачи и её решение. Практическ.: выполнение задания. Словесн.: формулировка темы. Словесный: ответы на вопросы. Словесный: беседа. Наглядный: рассматривание иллюстрации в учебнике. Словесн.: формулировка правила. Практическ.: выполнение упражнения.
Практическ.: придумывание имен взрослых по картинке. Практическ.: выполнение упражнения по вариантам. | 30 мин. | Прочитайте предложение, записанное на доске: Никита Ковалев читал книгу о городах России: Костроме, Новосибирске, Курске, Кирове. -Что вы заметили? – Почему так много слов написано с заглавной буквы? -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель мы с вами поставим? – Этот урок мы посвятим именам собственным – нашим именам и фамилиям, названиям городов и стран, кличкам наших любимых животных. Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов. На виду честного люда Трусит с горки съехать Люда. А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани. Я. Козловский Май пришел! Снимай фуфайку! Надевай-ка, Майка, майку! – Посмотрите на рисунок на с.27. Это страна Больших букв. Миша заметил, что жители этой страны грустные и растерянные. Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут от голода, хозяева не зовут их обедать. Анишит Йокоповна дала Маше и Мише волшебные карандаши. Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся там навсегда и вновь в стране воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется в этой стране навсегда. Миша считает, что надо быть очень внимательным и пользоваться правилом. Вы согласны? – О каком правиле говорит Миша? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.) – Что такое имена собственные? Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит, и названия улиц возникли по названиям цветов. Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму картинку (одуванчик, колокольчик, ромашка, василек, роза, астра, мак), а вы скажете название улицы. (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Ромашковая, Васильковая, Розовая, Астровая, Маковая.) – Подумайте, как записать названия улиц. Почему? – Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (Один ученик выполняет работу на доске. Например, улица Розовая, улица Одуванчиковая.) Вывод: название улицы – это имя собственное, поэтому надо писать с заглавной буквы. – Ребята, у всех улиц названия вернулись на свое место. Теперь дети смогут вернуться к себе домой. Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат. – Ребята по-прежнему грустные, имена-то к ним не вернулись. Без имени остались и их родители, и доктор. Маша готова помочь ребятам. – Придумайте имена взрослым людям по картинке. (Например: дядя Саша.) – Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? (По имени и отчеству.) – Придумайте имя, отчество доктору. Как запишете эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишете, почему? Запишите фамилию, имя, отчество (Ф. И. О.) доктора в тетрадь. А сейчас ребята, нам нужно выполнить упражнение 8 на с.28. Вам нужно записать текст правильно: 1 вариант – запишите первую часть текста, 2 вариат – вторую. -Давайте проверять! Как вы записали? -Молодцы! Какое нам правило пригодилось для выполнения задания? (Имена собственные – пишутся с заглавной буквы). | Читать предложение, представленное на доске. Определять цели и пути их достижения. Слушать внимательно учителя. Объяснять значение слов. Рассматривать иллюстрации в учебнике. Слушать внимательно учителя. Высказывать свою точку зрения. Отвечать на поставленные вопросы. Угадывать, какие улицы, есть в стране Заглавных букв. Доказывать свою точку зрения. Делать выводы по учебнику. Придумывать имена взрослым к иллюстрации. Отвечать на вопросы по тексту. Выполнять упражнение 8 на с.28. | Л: обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию. Р: формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. К: высказывать своё мнение. П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока. Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели. К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: способность к мобилизации сил, к волевому усилию. П: устанавливать причинно-следственные связи. |
Физ.минутка. | 2мин | А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения. | Выполнять двигательные упражнения. | |
4. Решение частных задач на основе анализа теста. Практический: выполнение упражнения. Словесный: слово учителя, ответы учеников. Практическ.: работа в рабочих тетрадях. | 12 мин | –«– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница». Упражнение 9, с. 28. – Какие слова в этих предложениях подсказали, что здесь есть имена собственные? (Слова «по имени», «по кличке».) Проверка. Работа с текстом учебника (с. 27). – Чтобы разогнать тучи над рекой, дайте ей название. Как его запишем? (Например, речка Быстрая.) А сейчас откройте ваши рабочие тетради, найдите упражнение 2, с. 18. – Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен. И теперь они приглашают вас на речку. – Подчеркните границы предложений и все заглавные буквы. | Выполнять упражнение 9, на с.28 (устно) Отвечать на поставленные вопросы. Работать с текстом учебника. Работать в рабочей тетради, над упражнением 2 на с.18. | Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
7. Рефлексия. Итог урока. | 5 мин. | – Для чего нужны имена собственные? Надеюсь, стихотворение поможет вам ответить на вопрос. ОБЪЯВЛЕНИЕ В четверг объявление Было в газете: «Внимание, дети! Внимание, дети! Пропала собака По кличке Б/барбос. Барбос без хвоста И до носа оброс. Он жил у вокзала На улице Н/новой, В квартире 14 У И/ивановой». – Так какие секреты есть в письменной речи? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.) – А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения? – Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных? – А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных? Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс
УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....
урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"
Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...
Презентация по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек".
Презентация по русскому языкуУМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек"...
1 класс, Русский язык, Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек.
1 класс_Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....
Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...