Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22 марта, четверг

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 2

Время: 9:00 – 9:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

Отметка: _______________________

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек».

Цель:  создание условий для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- проявлять положительное отношение к школе, учебной деятельности на уроке русского языка;

- воспитывать культуру общения;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Предметные:

- уметь записывать предложения с именами собственными;

- уметь составлять предложения по сюжетной картинке;

- понимать значение слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Русский язык».

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа, языковой анализ.

 

Практич.: запись слов в тетрадь.

Словесн.: работа с интонациями предложения.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

2 мин.

Давайте с вами вспомним:

1. Какая бывает речь?

А. Устная.

Б. Письменная.

В. Печатная.

2. Что такое устная речь?

А. Это когда мы говорим и слышим.

Б. Это когда мы читаем и пишем.

3. Что такое устная речь?

А. Это когда мы говорим и слышим.

Б. Это когда мы читаем и пишем.

4. Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?

А. Паузой.

Б. Точкой.

В. Вопросительным или восклицательным знаком.

5. Выбери верное утверждение.

А. В конце предложения ставят точку.

Б. В конце предложения ставят запятую.

В. В конце предложения ставят точку, вопросительный или восклицательный знак.

На доске записано предложение: Пошел дождь.

?

.

!

– Прежде чем прочитать с интонацией эти предложения, скажите, что же такое интонация? (Повышение или понижение голоса).Верно, давайте прочтем.

– Прочитайте предложение, в котором есть сообщение, повествование. Какой знак стоит в конце?

Вывод: предложение, в котором о чем-либо спокойно сообщается, повествуется, называется повествовательным. В конце такого предложения ставится точка.

– Прочитайте это предложение радостно.

Радость – это сильное чувство. Его можно назвать восклицанием.

Вывод:  предложение,  в  котором  передается  сильное чувство, называется восклицательным и в конце такого предложения ставится восклицательный знак.

– Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос.

– Сделайте вывод самостоятельно, сохраняя установленный порядок рассуждения. Предложение, в котором содержится вопрос, называется вопросительным. В конце такого предложения надо ставить..(вопросительный знак.)- (правило учебник с.25)

Вспоминать какая бывает речь, чем отличается письменная речь от устной.

Отвечать на поставленные вопросы.

Рассматривать предложение.

Произносить  с разной интонацией.

Делать выводы, какой знак ставится в конце предложения.

Читать предложение радостно.

Делать выводы, какой знак ставится в конце предложения.

Доказывать свою точку зрения.

 Р: принимать и сохранять задачу.

К: высказывать своё мнение.

Р: вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

П: выбирать  наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

П: структурировать знания.

К: высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 Практическ.: выполнение задания.

Словесн.: формулировка темы.

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа.

Наглядный: рассматривание иллюстрации в учебнике.

Словесн.: формулировка правила.

Практическ.: выполнение упражнения.


Словесный: формулирование вывода.

Практическ.: придумывание имен взрослых по картинке.

Практическ.: выполнение упражнения по вариантам.

30 мин.

Прочитайте предложение, записанное на доске:

Никита Ковалев читал книгу о городах России: Костроме, Новосибирске, Курске, Кирове.

-Что вы заметили?

– Почему так много слов написано с заглавной буквы?

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель мы с вами поставим?

– Этот урок мы посвятим именам собственным – нашим именам и фамилиям, названиям городов и стран, кличкам наших любимых животных.

Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.

На виду честного люда

Трусит с горки съехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

                        Я. Козловский

Май пришел!

Снимай фуфайку!

Надевай-ка, Майка, майку!

– Посмотрите на рисунок на с.27. Это страна Больших букв. Миша заметил, что жители этой страны грустные и растерянные. Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут от голода, хозяева не зовут их обедать.

Анишит Йокоповна дала Маше и Мише волшебные карандаши. Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся там навсегда и вновь в стране воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется в этой стране навсегда. Миша считает, что надо быть очень внимательным и пользоваться правилом. Вы согласны?

– О каком правиле говорит Миша? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)

– Что такое имена собственные?

Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит, и названия улиц возникли по названиям цветов.

Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму картинку (одуванчик, колокольчик, ромашка, василек, роза, астра, мак), а вы скажете название улицы. (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Ромашковая, Васильковая, Розовая, Астровая, Маковая.)

– Подумайте, как записать названия улиц. Почему?

– Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (Один ученик выполняет работу на доске. Например, улица Розовая, улица Одуванчиковая.)

Вывод: название улицы – это имя собственное, поэтому надо писать с заглавной буквы.

– Ребята, у всех улиц названия вернулись на свое место. Теперь дети смогут вернуться к себе домой.

Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат.

– Ребята по-прежнему грустные, имена-то к ним не вернулись. Без имени остались и их родители, и доктор. Маша готова помочь ребятам.

– Придумайте имена взрослым людям по картинке. (Например: дядя Саша.)

– Можно  ли  доктора  назвать  тетей?  Как  называют  взрослых  на  работе? (По имени и отчеству.)

– Придумайте имя, отчество доктору. Как запишете эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишете, почему? Запишите фамилию, имя, отчество (Ф. И. О.) доктора в тетрадь.

А сейчас ребята, нам нужно выполнить упражнение 8 на с.28. Вам нужно записать текст правильно: 1 вариант – запишите первую часть текста, 2 вариат – вторую.

-Давайте проверять! Как вы записали?

-Молодцы! Какое нам правило пригодилось для выполнения задания? (Имена собственные – пишутся с заглавной буквы).

Читать предложение, представленное на доске.

Определять цели и пути их достижения.

Слушать внимательно учителя.

Объяснять значение слов.

Рассматривать иллюстрации в учебнике.

Слушать внимательно учителя.

Высказывать свою точку зрения.

Отвечать на поставленные вопросы.

Угадывать, какие улицы, есть в стране Заглавных букв.

Доказывать свою точку зрения.

Делать выводы по учебнику.

Придумывать имена взрослым к иллюстрации.

Отвечать на вопросы по тексту.

Выполнять упражнение 8 на с.28.

Л:  обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию.

Р:  формулировать цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

К: высказывать своё мнение.

П: осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: осмыслять цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели.

К: уметь с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.

Р: способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

П: устанавливать причинно-следственные связи.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Практический: выполнение упражнения.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практическ.: работа в рабочих тетрадях.

12 мин

«– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница».

 Упражнение 9, с. 28.

– Какие слова в этих предложениях подсказали, что здесь есть имена собственные? (Слова «по имени», «по кличке».)

Проверка.

 Работа с текстом учебника (с. 27).

– Чтобы разогнать тучи над рекой, дайте ей название. Как его запишем? (Например, речка Быстрая.)

А сейчас откройте ваши рабочие тетради, найдите упражнение 2, с. 18.

– Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен. И теперь они приглашают вас на речку.

– Подчеркните границы предложений и все заглавные буквы.

Выполнять упражнение 9, на с.28 (устно)

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать с текстом учебника.

Работать в рабочей тетради, над упражнением 2 на с.18.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

– Для чего нужны имена собственные? Надеюсь, стихотворение поможет вам ответить на вопрос.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

В четверг объявление

Было в газете:

«Внимание, дети!

Внимание, дети!

Пропала собака

По кличке Б/барбос.

Барбос без хвоста

И до носа оброс.

Он жил у вокзала

На улице Н/новой,

В квартире 14

У И/ивановой».

– Так какие секреты есть в письменной речи? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.)

– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?

– Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?

– А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?

Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

Презентация по русскому языку 1 класс УМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек".

Презентация по русскому языкуУМК "ПНШ" по теме "Большая буква в именах , отчествах, кличках животных , названиях городов и рек"...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...