Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Сударкина Наталья Александровна

    Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы. Обобщение знаний", 2 класс, УМК "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_sinonimy_i_antonimy.doc59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Синонимы и антонимы (обобщение знаний).

    Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; учить распознавать синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к словам; формировать умение применять полученные знания на практике; развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать самостоятельность.

    Планируемые результаты:

    Предметные – овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

    Личностные – проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    УУД (метапредметные):

    Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

    Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

    Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

    Оборудование: экран, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел для нас звонок,
    Начинаем мы урок.

        Вы пришли сюда учиться,

        Не лениться, а трудиться.

        Работайте старательно,

         Слушайте внимательно!

    - Начнём урок. Откройте рабочие тетради. Запишите число, классная работа.-- Ребята, к нам на урок пришла гостья. Угадайте, кто это?

    Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.  (Осень.)

    - Назовите осенние месяцы.

    - Сейчас середина осени. Что происходит с листьями на деревьях?

    - Как называется это явление природы?

    - Сегодня Осень будет давать вам задания. Все задания записаны на осенних листьях. Листья каких деревьев на доске?

    II. Формулировка темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Лист 1: 10 учеников будут работать на индивидуальных карточках, а остальные - составлять слова из слогов.

    Раздать 10 учащимся карточки для индивидуальной работы со словами из орфографического словаря. (Словарь: б.рёза, вет.р, в. р.бей, в.рона, гор.д, д.рога, ж.лтый, за.ц, к.ньки, к.рова.)

    - Запишите слоги: си то ни ан мы но

    -Какие слова можно составить из этих слогов? (Синонимы, антонимы.)

    - Запишите эти слова на следующей строчке.

    -Кто догадался, какая тема нашего урока?  

    -Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

    - Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы.)

     

    - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

    - Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме «Синонимы и антонимы», продолжим учиться распознавать синонимы и антонимы. Подбирать синонимы и антонимы к словам.

    1. Актуализация знаний.

    Лист 2: поиграйте в игру «Скажи наоборот».

    - Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

    Скажу я слово высоко, 
    А ты ответишь … (низко). 
    Скажу я слово далеко, 
    А ты ответишь … (близко)
    .

    Скажу я слово потолок,

    А ты ответишь … (пол).

    Скажу, что слово потерял,

     Скажешь ты… (нашёл).

    - Скажите, что за слова вы использовали в игре «Скажи наоборот»? Вы подбирали близкие по значению или противоположные по смыслу слова? (Подбирали противоположные по смыслу слова - антонимы.)

    Лист 3: поиграйте в игру «Договори словечко».

     - А теперь сыграем в игру «Договори словечко».

    Встретив зайку, ёж-сосед

    Говорит ему: («Привет».)

    А сосед его ушастый

    Отвечает: «Ёжик, (здравствуй».)

    - Какое «вежливое слово» встретилось в стихотворении?

    - Когда вы употребляете слово здравствуй?

    - Какое другое слово-приветствие встретилось в стихотворении?

    - Что можно сказать, о значении слов здравствуй, привет? (Это слова, близкие по значению.)

    - Как называются близкие по значению слова? (Синонимы.)

    - Запишите слово здравствуй в рабочих тетрадях.

    - Подберите слово, противоположное по смыслу к слову здравствуй. (До свидания.) Как называются слова такие слова? (Антонимы.)

    - Запишите слово до свидания в рабочей тетради.

    - Какое другое слово можно сказать при прощании? (Прощай.)

    - Что можно сказать о значении слов до свидания, прощай? (Это слова, близкие по значению.)

    - Как называются такие слова? (Синонимы.)

    - Для чего нужны синонимы в речи?

    - Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

    - Для чего нужны антонимы в речи?

    - Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

    1. Обобщение и систематизация знаний.

    Лист 4: выполните упражнение 73 из учебника.

              - Откройте учебники на странице 56. Упражнение 73.

    - Прочитайте пословицы. Найдите в пословицах слова, противоположные по смыслу. Как называются такие слова?

    - Рассмотрите рисунок. К какой пословице он подходит?

    - Выберите любую пословицу и скажите, в каких случаях её употребляют в речи.

    - Спишите ту пословицу, которая вам больше всего понравилась.  Подчеркните в ней антонимы.

    - Какие антонимы подчеркнули в пословицах? (1. Вместе – врозь.        2. Вымочит – высушит. 3. Свет – тьма. 4. Взять – отдать. 5. Смелого – трусливого.)

    Лист 5: проведите физминутку.

    Физминутка.

               По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

    И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

    По тропинке побежим, до лужайки добежим.

    На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

    Стоп! Немного отдохнём и домой пешком пойдём.

    Лист 6: подберите к словам антонимы.

    - Устно подберите антонимы к словам:

    вечер -                                добрый  -

    ночь -                                  громкий -

    радость -                            новый -

    зима -                                 слабый –

    - Дополните предложения противоположными по смыслу словами.

    Дерево высокое, а куст …(низкий).

    Чай горячий, а мороженое …(холодное).

    Грач чёрный, а снег … (белый).

    1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Лист 7: посмотрите презентацию «Синонимы и антонимы».

    Просмотр презентации «Синонимы и антонимы».

    Лист 8: проведите физминутку для глаз.

    Физминутка для глаз.

    - Сейчас выполним физминутку для глаз «Послушные глазки». Слушайте внимательно. В этой физминутке есть слова-антонимы. После того как мы закончим выполнять упражнения, вы назовёте эти слова.

    Послушные глазки.

    Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

    (Закройте оба глаза.)

    Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

    (Продолжайте стоять с закрытыми глазами.)

    А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

    (Откройте глаза и взглядом нарисуйте мост.)

    Нарисуем букву О, получается легко.

    (Глазами нарисуйте букву О.)

    Вверх поднимем, глянем вниз.

    (Поднимите глаза вверх, опустите вниз.)

    Вправо-влево повернём.

    (Посмотрите вправо-влево.)

    Заниматься вновь начнём.

    (Тихо сядьте на свой места.)

    - Какие антонимы вы услышали в стихотворении? (Вверх-вниз, вправо-влево.) Что они обозначают? (Противоположные направления движений глазами.)

    VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Лист 9: выполните задания на индивидуальных карточках.

    - Задание № 1. Соедините линиями слова-синонимы:

    работа                            ураган

    быстро                           труд

    ветер                              скоро

    узор                                рисунок

    дети                                ребята

    путь                                дорога

    - Задание № 2. Соедините линиями слова-антонимы:

    плюс                              сложение

    вычитание                     минус

    сумма                             больше

    меньше                           разность

         

    Взаимопроверка.

    - Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим, как вы справились с заданиями. Какие пары слов вы составили? Посчитайте, сколько правильных пар слов составил ваш сосед по парте. Запишите, число пар в правом нижнем углу.

    VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

    - Возьмите свою карточку  и оцените вашу работу на уроке. Раскрасьте жёлтым цветом соответствующий смайлик («У меня всё отлично», «У меня всё хорошо», «Возникли трудности»).

    - Чему научились на уроке?

    - Что узнали нового?

    - Понравился ли вам урок?

    - Давайте ещё раз вспомним, какие слова называются синонимами?

    - Какие слова называются антонимами?

    - Для чего нужны синонимы в речи?

    - Употребление синонимов в речи помогает избежать повторов одних и тех же слов, делает речь более точной, ясной, понятной.

    - Для чего нужны антонимы в речи?

    - Антонимы противопоставляют один предмет, признак или действие другому, делают речь более точной и выразительной.

    - Сегодня на уроке я поставила оценки…

    Вот закончился урок,

     Подведём сейчас итог.

    Мы много вспомнили, друзья.

    Без этого никак нельзя.

    Правила мы повторили,

    На практике их применили.

    Антонимы, синонимы

    К словам мы подбирали.

    А теперь, внимание,

    Домашнее задание… (Упражнение 74, стр. 57.)

    - Домашнее задание: упражнение 74.

    - Прочитайте загадку.

    - По каким признакам догадались, что речь идёт о дятле?

    - Найдите в загадке противоположные по значению слова. (Враг - друг.)

    - Найдите в загадке антоним к слову близко.

    - Составьте предложение по рисунку. (На дереве сидит дятел.)

    - Дома выполните упражнение в соответствии с заданием. Спасибо за урок.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

    В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

    Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

    Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

    Конспект урока русского языка по теме "Части речи" (Обобщение)

    Урок русского языка разработан на основе тьюторских компетенций в соответствии новым стандартам ФГОС НОО. Детям предлагается выбор по обобщению своих знаний определённой части речи. Ребята работают в ...

    Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс

    Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....

    Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний

    Конспект урока русского языка на тему "второстепенные члены предложения" 3 класс УМК Планета знаний...

    Интегрированный урок русского языка и чтения на тему" Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»"

    Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное". Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения сво...