Урок русского языка в 4 классе. «Родительный и винительный падежи имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Разработка урока с профориентационным содержанием.
Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.
Задачи:
Образовательные:
- Научить сопоставлять родительный и винительный падежи.
- Познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.
- Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка.
- Развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
- Формировать добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: «Родительный и винительный падежи имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: научить различать родительный и винительные падежи по окончаниям и предлогам.
Задачи:
Образовательные:
- Научить сопоставлять родительный и винительный падежи.
- Познакомить со способами постановки при распознавании падежа существительных 2 склонения без предлога.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, творческую активность.
- Создавать условия психологической комфортности для каждого ребёнка.
- Развивать умения сравнивать, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.
- Формировать добросовестное отношения к труду, понимание его роли в жизни человека.
Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 , опора с падежами, таблица с родительным и винительными падежами, толковые словари С.И. Ожегова, Ушакова и Даля, карточки.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание | Примечания | |||||||||||||||||||
1. Организация класса на работу. II. Чистописание. III. Словарная работа. IV. Повторение изученного. V. Сообщение темы урока и целей VI. Физкультурная минутка. VII. Изучение нового материала. VIII. Физкультурная минутка. IX. Работа по учебнику. X. Домашнее задание. XI. Итог урока. Рефлексия | Дети: Каждый день всегда, везде, На занятиях игре. Смело чётко говорим И тихонечко сидим. Учитель: Ну – ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Всё ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить Только лишь отметку пять. - Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с минутки чистописания. - Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. Двадц..ть с..дьмое н..ября. Кла…ная р…бота . - Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость". Объясните смысл пословицы. - Что сейчас является вашим трудом? - Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока? ( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие ) - Приступаем трудиться. Объясните пропущенную орфограмму в пословице. - Мы будем прописывать на минутке чистописания соединение заглавной и строчной букв Вв. ( Дети прописывают соединение заглавной и строчной букв Вв ) Показ учителем или презентация правильного написания букв. Вв Вв Вв …….. - Дайте характеристику этой букве. ( Буква В, звук [ В ], согл., звонк., ………..) - Теперь переходим к работе со словарными словами. Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения. - Кто такой шофёр? (Выслушать мнения детей) - Найдите значение этого слова в толковом словаре. «шофер» в словаре Ушакова ШОФЁР, шофёра, ·муж. (·франц. chauffeur). Водитель автомобиля. - Ребята, слово «шофёр» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживает уже машину с мотором, его по-прежнему называют шофёром. Слово шофёр употребляется в народе. Правильно называть водитель. - Напишите эти слова, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги. Работа водителем – ответственная и серьезная, и требует от человека полной отдачи. От профессионализма водителя в большинстве случаев зависит не только сохранность перевозимых грузов, но и жизнь людей. Профессия водителя является одной из самых распространенных в нашей стране. Водитель есть практически в каждой организации и компании. В зависимости от специфики должности, водители выполняют разные функции: водители-экспедиторы, водители-курьеры, водители-охранники, таксисты, перевозчики и многое другое. В пределах города большинство людей предпочитают пользоваться автобусом, осуществляя как минимум ежедневный путь из дома на работу. Поэтому давайте поговорим о профессии водитель автобуса. -Что вы знаете о профессии водителя автобуса? (выслушать ответы детей) У водителей автобуса очень много обязанностей: Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей. Заранее знать обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а так же расположения медицинских учреждений, заправочных пунктов на маршруте следования. Знать и строго следовать правилам дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа. Перед выходом на маршрут проверить: внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами; состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида; исправность работы аварийных выходов, приборов, влияющих на безопасность движения; работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства; укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, наличие и состояние указателей маршрута. Заранее (за полчаса до выхода на маршрут) водитель должен прибыть к диспетчеру автобусного парка, предъявить удостоверение на право управления автобусом, получить за своей подписью путевой лист, а также при необходимости билеты и билетно-учетный лист. Пройти медосмотр и получить разрешение для выхода на линию. Водитель автобуса на линии обязан: иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией; ( Водителями автобусов могут работать только водители, имеющие специальную категорию D, что означает, что они хорошо знают свое транспортное средство и правила дорожного движения, а также владеют техникой безопасной езды.) аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием; на остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства; при перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом. При работе водителя автобуса на городских маршрутах: объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса; на остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками; на конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы. Производить остановку автобуса по сигналу работников полиции, контролеров. Предъявлять им для проверки путевую и билетную документацию. Информировать пассажиров о предстоящей проверке билетов, оказывать сотрудничество и содействие проверяющим лицам. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона. По прибытии на конечный пункт водитель обязан: произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке. По прибытию автобуса в парк: произвести осмотр транспортного средства; зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу; сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий; зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а так же свои предложения по их устранению. - Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди работающие водителем автобуса? - Почему? Давайте дальше трудиться. - Что общего в словарных словах? (все слова существительные, 2 склонения) - Что называется именем существительным? - Какие слова относятся ко 2 склонению? - Как изменяются имена существительные? (существительные изменяются по падежам) - Что значит изменить по падежам? (просклонять) - Просклоняйте имена существительные: Определите склонение этих существительных. 1 скл. 2 скл. Им.п. кто? директриса водитель Р.п. кого? директрисы водителя Д.п. кому директрисе водителю В.п. кого? директрису водителя Т.п. кем? директрисой водителем П.п. о ком? о директрисе о водителе - Что интересного заметили в падежных окончаниях существительных 2-го склонения? (Совпадают окончания винительного и родительного падежей во 2-ом склонении, падежный вопрос кого?) - Наблюдается ли такое совпадение у существительных 1 склонения? ( Такое совпадение наблюдается у одушевленных существительных 2-го склонения.) - Как же быть, если в предложении встретится существительное 2-го склонения, отвечающего на вопрос кого? Легко ли будет узнать падеж? - Может быть, вы догадались, какова же тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем решать? (Учащиеся самостоятельно формулируют тему и задачу урока: сравнить винительный и родительный падежи; научиться распознавать эти падежи у существительных 2-го склонения, отвечающих на вопрос кого?) - На какие вопросы отвечает родительный падеж, винительный падеж? - Какие предлоги относятся к родительному, винительному падежу? - Какие окончания имеют существительные 1 и 2 склонения в родительном и винительном падежах? - Каким членом предложения является? ( Одновременно с ответами дети заполняют таблицу, которой будут пользоваться на последующих уроках. )
- Итак, нас интересуют одушевленные существительные 2-го склонения в родительном и винительном падежах. Можно ли различить падежи этих существительных по вопросу? (Нет.) - По роли в предложении? (Нет, т.к. являются второстепенными членами предложения.) - Что можно сказать о роли предлогов? ( По предлогу можно различить родительный и винительный падежи, т.к. они разные; предлоги родительного падежа не употребляются с винительным падежом и наоборот) - Как же поступить в том случае, если нет предлога? Могут ли нам помочь существительные других склонений? (Возможно, кто-то из ребят догадается и предложит способ замены существительного 2 склонения существительным 1 склонения. Если этого не произойдёт, то можно предложить следующее задание) - Прочитайте и сравните пары предложений.
- Что заметили? (Существительное 2-го склонения заменено существительным 1-го склонения.) - Теперь легко можно определить падеж? Почему? ( Окончания существительных 1-го склонения в родительном и винительном падежах разные.) - Какой способ распознавания родительного и винительного падежей вы узнали? (Подставить вместо существительного 2 склонения существительное 1 склонения и по окончанию распознать падеж.) 1) - Откройте учебники, самостоятельно прочитайте правила на с.107. - Итак, как можно различить родительный и винительный падежи у одушевленных имен существительных? (По предлогам, если предлогов нет - заменить существительное 2-го склонения существительным 1-го склонения и по окончанию определить падеж.) 2) Самостоятельная работа с проверкой. Упр. 206, с. 108 ( распознавание родительного и винительного падежей существительных 2 склонения) - Укажите склонение и падеж выделенных существительных. Муравей – 2 скл., в В. п.; муравья – 2 скл., в В. п.; голубка – 1 скл., в И. п. ; ветку - 1 скл., в В. п.; в ручей - 2 скл., в В. п.; на ветку -1 скл., в В. п.; голубку- 1 скл., в В. п.; охотника - 2 скл., в В. п.; за ногу- 1 скл., в В. п. Работа по карточкам. - Прочитайте. Впишите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение существительных. Василий откидывает воротник шинел…, снимает фуражку. Я высовываюсь из бричк… . С одной стороны дорог… блестит мокрой зеленью озимое поле. С другой стороны не шелохнётся осиновая роща. Из середины рощ… ясно долетают звуки кукушк…. ( По Л. Толстому) - Поменяйтесь карточками. Проверьте карточку соседа, исправляя карандашом ошибки. С.108 упражнение 207, правила (с. 107) - Над какой темой урока мы работали? - Как распознать родительный и винительный падежи существительных 2-го склонения? - Что ещё нового узнали на уроке? ( С какими словарными словами познакомились?) – Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей) - Под каким девизом сегодня работали на уроке? ("Где труд, там и радость") - Почему эту пословицу я взяла девизом нашего урока? - Что сейчас является вашим трудом? - Какую радость вам принёс сегодняшний труд? - Какими качествами должен обладать человек, чтобы труд приносил ему радость? Нетрудно, ребята, нам песенку спеть, «Продолжи предложения»
- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу. (Выставление оценок) | Создание доброже лательной психоло гической атмосферы в классе. Мотивация на работу. Презентация . Пословица с пропущенной орфограммой. "Где тру_, там и радость". Показ учителем или презентация правильного написания букв. Работа со словарём Знакомство с этимологией слов «шофёр» Ответы детей Работа с толковым словарём Работа в тетрадях. Двое детей склоняют у доски по очереди, с вопросами, выделяют окончания. Выполнение физминутки Сопоставление родительного и винительного падежей по плану: вопросы, предлоги, роль в предложении, окончания. Выполнение физминутки Работа по учебнику Взаимопроверка Запись домашнего задания в дневник Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".
УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Презентация к уроку. Русский язык 3 класс. Тема. Винительный падеж.
Предмет: русский язык .УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, часть IIТип урока. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...
Русский язык. 3 класс. Тема: Родительный падеж имён существительных
Русский язык. 3 класс. Тема: Родительный падеж имён существительных...
Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»
Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...