Обучение пунктуации младших школьников
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Гулевич Галина Ивановна

 Особое место в обучении младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Описаны принципы пуктуации, которые так важны для построения методики обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение пунктуации младших школьников на уроках русского языка

      В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие?

     Во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном виде, т.е. алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее, фонем) т.е. графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение орфографии и пунктуации, т.е системы правил их применения, проверка орфограмм и пунктограмм с помощью правил на основе понимания значений слов, грамматических форм, текста.

     Особое место в общей системе обучения младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Он является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений.

      Важность раннего ознакомления учащихся с пунктуацией обусловлено тем, что целенаправленное внимание младших школьников к знакам препинания поможет решить следующие задачи:

  1. Создать прочную основу для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений;
  2. Сформировать умение видеть за знаком и правильно воспринимать и осознавать смысл высказывания, а затем верно интонационно его воспроизводить;
  3. Научить учащихся использовать знаки препинания при создании письменных работ для точного выражения своих мыслей и чувств.

     Школьная практика показывает, что традиционно в начальных классах изучают четыре знака препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки и несколько случаев постановки запятой на основе смысла предложений, их интонации и понимания их структуры. Но в своей практике школьники нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире), нередко они пользуются многоточием, реже – скобками. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения  книг, и, естественно, осознают ситуации их употребления. А ведь к числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице.

       Лишь у части школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобно чутью орфографическому.

       Пунктуация имеет свои принципы, важные для построения методики обучения. Их четыре.

      Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главного. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и другие знаки.

      Синтаксический принцип является ведущим и основным в средней школе, где изучается полный курс синтаксиса. В начальной школе он представлен лишь несколькими общими темами.

     Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков. Незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяют речь действующих лиц в рассказе.

       Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса, основа такого обучения – выразительная речь. Точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли.

      Опыт показывает, чтобы понять интонационную основу пунктуации, следует больше уделять внимания декламации, драматизации, сценическим выступлениям детей. Интонация хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге.

       В практике обучения школьников пунктуации сложилась традиция: 1) пунктуация рассматривается слишком узко (только в плане правописания) и изучается попутно с синтаксисом. В начальной школе знаки препинания рассматриваются только применительно к предложению. 2) Обучение строится на запоминании грамматического правила. Причем правило заучивается не для более совершенной передачи мысли, а для оформления уже изложенной мысли, написанного предложения. А умение поставить знак в готовом тексте или предложении – это лишь одна сторона обучения пунктуации. Другая, более важная сторона обучения пунктуации – привитие прочных навыков в правильной расстановке знаков препинания при письменном изложении собственных мыслей. Ввиду того, что младшие школьники еще не владеют информацией о знаках препинания и правилами их использования, практика обучения тормозит возможности развития их письменной речи. 3) При выполнении заданий по пунктуации основной акцент делается только на умение правильно ставить знаки препинания, часто при этом игнорируется умение «читать» их, соотносить со смыслом высказывания. 4) Возникают определенные трудности при организации работы над теми знаками препинания, изучение которых не предусмотрено программой.

       К сожалению, в школьной практике наиболее распространенным приемом работы над знаками препинания является их расстановка и наблюдение над интонацией, гораздо реже используется при изучении пунктуации моделирование. Не находят широкого применения такие приемы как дидактические игры, графические диктанты, анализ пунктуационных ошибок, которые допускают младшие школьники при выполнении различных видов письменных заданий и др.

       Большие возможности для формирования пунктуационных умений у младших школьников предоставлены образовательной системой «Школа 2100». Программа Бунеева Р. Н. и Бунеевой Е. В. определяет четко и последовательно уровень умений  по  пунктуации от класса к классу. Учитель сориентирован на систематическую работу по формированию у детей пунктуационных знаний и умений. Выпускники начальной школы овладевают базовыми знаниями и умениями по пунктуации. Они умеют правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях (без союзов, с союзами и, а, но). Ставить запятую в сложном предложении из 2-х частей (без союзов, с союзами а, и, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

       Чем лучше будет организовано усвоение пунктуации в младших классах, тем эффективнее будет процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на следующих этапах обучения.

                         

  Литература:

  1. Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева «Русский язык. 4 класс» Методические рекомендации для учителя. Москва. 2002г.
  2. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.
  3. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Творческая мастерская "Методические приёмы обучения дошкольников, младших школьников технике работы с солёным тестом".

Конспект занятияпо лепке из соленого теста "Аквариум" Цель:обучить технологии изготовления рыбок  из солёного теста, при использовании шаблонов. Задачи:Образовательные: - дать пре...

Проект"Технология обучения чтению младших школьников".

Постаралась  раскрыть  актуальность  использования  технологии  динамического  чтения  на  первой  ступени  обучения  в  настоящее время. ...

Формирование интереса к обучению у младших школьников

Содержание. Введение. Психологические особенности младшего школьного возраста.Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Механизмы формирования интереса к ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы обучения младших школьников решению практико-ориентированных заданий. Представлены примеры задач, сюжет которых непосредственно связан с жизнью учащихся начальных клас...

Методическая разработка на тему: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ (ТУВИНСКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ . КАЛЛИГРАФИЯ НА УРОКАХ АЗБУКИ.

«Красиво писать — красоту творить» - гласит народная мудрость. Как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует не только меня, но и многих наших учителей, так как красивое письмо – это еще и грамотное ...